ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-9010/2017
06 сентября 2017 года 15АП-12818/2017
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2017 года .
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд Строй Групп"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2017 по делу № А32-9010/2017, принятое судьей Лесных А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд Строй Групп"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, муниципальному казенному учреждению города Сочи "Управление капитального строительства"
о признании недействительным решения; о признании недействительными результатов запроса котировок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтройГрупп" (далее – заявитель, ООО "ГрандСтройГрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – антимонопольный орган, управление) от 20.01.2017 № РНП-23-10/2017; о признании недействительным результатов запроса котировок (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтройГрупп" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый акт об исключении истца из реестра недобросовестных поставщиков. Общество полагает, что решение суда противоречит положениям п. 1 ст. 168 АПК РФ согласно которому при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений. В данном случае недобросовестность истца, как исполнителя не установлена. Доводы истца не учитывались судом вовсе, однако признание их ответчиками оставлено без внимания.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от
ООО "ГрандСтройГрупп" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил ходатайство ООО "ГрандСтройГрупп" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от
ООО "ГрандСтройГрупп" также поступило ходатайство о зачёте государственной пошлины, судом отказано в удовлетворении ходатайства по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации к заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
К апелляционной жалобе приложено платежное поручение об оплате государственной пошлины обществом с ограниченной ответственностью "Олимп Юг" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 24.07.2017 № 19111990 в размере 3 000 рублей, не являющийся лицом, привлеченным к участию в деле, в связи с чем, определением суда апелляционной инстанции от 04.08.2017 возвращена ошибочно уплаченная государственная пошлина, а обществу с ограниченной ответственностью "Гранд Строй Групп" предложено представить платежное поручение об оплате государственной пошлины в соответствии с требованиями
пп. 12 п. 1 ст.333.21 НК РФ.
Документы, необходимые для зачета государственной пошлины, обществом не представлены, в связи с чем, государственная пошлина, уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Олимп Юг", не подлежит зачету.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МКУ г. Сочи «УКС» проводился запрос котировок: «Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт жилого дома №22а по ул. Полтавская Центрального района города Сочи (включая проектно -изыскательские работы)» Помещение для теплового пункта)» (извещение
№ 0818300005416000026).
11.11.2016 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. На основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.11.2016 победителем признано ООО «Гранд Строй Групп» (предложение о цене 399 000 рублей).
МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) 05.12.2016 принято решение об отказе от заключения контракта с ООО «Гранд Строй Групп» на основании ч. 11 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) так как победитель закупки - ООО "Гранд Строй Групп" не подписал контракт, в установленный срок.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ г. Сочи «УКС» о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Гранд Строй Групп» по результатам проведения электронного аукциона: «Выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт жилого дома № 22а по ул. Полтавская Центрального района города Сочи (включая проектно - изыскательские работы)» (Помещение для теплового пункта» (извещение: № 0818300005416000026).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20.01.2017 по делу № РНП - 23-10/2017 информация об ООО "Гранд Строй Групп" внесена в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением от 20.01.2017 по делу № РНП - 23-10/2017, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что для возникновения права на обращение в суд с требованием о признании незаконными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходима совокупность объективных обстоятельств:
1) несоответствующее их закону;
2)факт нарушения права или законного интереса лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (исполнение судебных актов находится вне взаимосвязи с осуществлением должником либо взыскателем предпринимательской деятельности),
3)возникновение препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения сторон по исполнению муниципального контракта регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ г. Сочи «УКС» о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Гранд Строй Групп» по результатам проведения электронного аукциона: «Выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт жилого дома № 22а по ул. Полтавская Центрального района города Сочи (включая проектно-изыскательские работы)» (Помещение для теплового пункта» (извещение: № 0818300005416000026).
МКУ г. Сочи «УКС» проводился запрос котировок: «Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт жилого дома № 22а по ул. Полтавская Центрального района города Сочи (включая проектно-изыскательские работы)" Помещение для теплового пункта)» (извещение № 0818300005416000026).
11.11.2016 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. На основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.11.2016 победителем признано ООО «Гранд Строй Групп» (предложение о цене 399 000,00 рублей).
Согласно ч. 8 ст. 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.
Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
14.11.2016 ООО «Гранд Строй Групп» получены нарочно протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и проект контракта для подписания.
Извещением о проведении запроса котировок установлен срок для подписания контракта: не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее 20 дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Извещением о проведении запроса котировок установлен размер обеспечения исполнения контракта- 144 337, 84 рублей.
30.11.2016 ООО «Гранд Строй Групп» представило заказчику протокол разногласий к контракту.
05.12.2016 заказчик направил ООО «Гранд Строй Групп» ответ на протокол разногласий, согласно которому направления протокола разногласий при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно ч. 13 ст. 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
В установленный срок контракт ООО «Гранд Строй Групп» не подписан. Обеспечение исполнения контракта Заказчику не поступило.
Частью 11 ст. 78 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
05.12.2016 заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика на основании ч. 11 ст. 78 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в запросе котировок участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта.
Доказательства подписания контракта участником в материалах дела отсутствуют, доказательства иного суду не предоставлено.
В соответствии ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).
Частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона
№ 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 № 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Пунктом 12 Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Таким образом, управлением соблюдены требования действующего законодательства, факты воспрепятствования в реализации прав общества не установлены, процессуальных нарушений, послуживших основанием для отмены решения судом не установлены.
Заинтересованное лицо, правомерно руководствуясь ч. 11 ст. 78, ч. 2,7 ст. 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей)», определило включить сведения об ООО «Гранд Строй Групп» в реестр недобросовестных поставщиков.
В отношении требования о признании недействительным запроса котировок, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок.
В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В силу пункта 1 статьи 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок 6 осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" проводился запрос котировок «Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт жилого дома
№ 22а по ул. Полтавская Центрального района города Сочи (включая проектно -изыскательские работы)" Помещение для теплового пункта)» (извещение
№ 0818300005416000026).
11.11.2016 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. На основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.11.2016 победителем признано ООО «Гранд Строй Групп».
Указание на изменение предмета закупки судом правомерно не приняты, как основания для признания запроса котировок недействительными.
Также заявителем не предоставлено доказательств направления жалобы в антимонопольный орган на проведение запроса котировок
№ 0818300005416000026, таким образом, подавая заявку на участие в запросе котировок, заявитель подтверждает свое согласие на участие в закупке.
Апелляционная коллегия полагает, что доказательств, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а также несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении требований ООО «Гранд Строй Групп».
Таким образом, основания для отмены решения суда от 27.06.2017 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "ГрандСтройГрупп" не представлены доказательства уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 по делу
№ А32-9010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гранд Строй Групп" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Г.А. Сурмалян
С.С. Филимонова