ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75 www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А33-10181/2008 - Ф02-5130/2008
23 октября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелёминой М.М.,
судей: Парской Н.Н., Смоляк Л.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Железногорску Красноярского края на решение от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-10181/2008 (суд первой инстанции – Севастьянова Е.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Железногорску Красноярского края (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат питания» (ООО «Комбинат питания», общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекцияобратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение по делу, и принять новое решение.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не учтено, что представленные обществом в суд документы, принадлежащие ООО «Шушенская марка» не могут подтверждать наличие надлежаще оформленных документов у ООО «Комбинат питания».
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, указывая на несоответствие доводов жалобы имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления №№65123, 65124 от 06.10.2008, телефонограммы №№262, 264), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело слушается без их участия
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 23 октября 2008 года, до 11 часов 00 минут. После перерыва представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции АК №104535 регистрационный №4102-АР от 22.12.2006.
Налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ему на праве договора аренды №674 от 01.04.2005 малом зале столовой «Арктика», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки выявлен и зафиксирован в акте проверки от 29.07.2008 №12‑32/071 факт реализации алкогольной продукции (1 бутылки водки «Диксон-серебро», емкостью 0.5 литра, содержание алкоголя 40%, дата розлива 04.04.2008, специальная федеральная марка 005 178222044, производство ООО «Шушенская марка», по цене 138 рублей), на которую представлена товарно-транспортная накладная №К-003414 от 10.04.2008, оформленная ненадлежащим образом (в товарном разделе отсутствует должность, подпись, расшифровка подписи грузополучателя ООО «Комбинат питания», в транспортном разделе отсутствует должность, подпись, расшифровка подписи, штамп (печать) грузополучателя продукции (продавца алкогольной продукции) общества «Комбинат питания»); на продукцию, находящуюся на реализации и выставленную на витрине в малом зале столовой «Арктика» на водку «Диксон» (емкость 0,5 литра, содержание алкоголя 40%. дата розлива 06.03.2008, федеральная специальная марка №010 193646856) - представлена товарно-транспортная накладная №К‑002324 от 14.03.2008 (в товарном разделе отсутствует должность, подпись, расшифровка подписи грузополучателя общества «Комбинат питания», в транспортном разделе отсутствует должность, подпись, расшифровка подписи, штамп (печать) грузополучателя продукции (продавца алкогольной продукции) ООО «Комбинат питания»).
01.08.2008 налоговым органом по факту нарушения Обществом правил осуществления розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, обязательных для заполнения организацией-покупателем: пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 №55, пункта 2 формы 1-Т «Товарно-транспортной накладной» Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», пункта 20 раздела IV Инструкции от 30.11.1983 №156 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденной Министерством финансов СССР, составлен протокол №12-66/81 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 данного Кодекса.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о нелегальности оборота спорной алкогольной продукции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Красноярского края не подлежащим отмене в силу следующего.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Федеральный Закон от 22.11.1995 №171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 №171‑ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 №55 (Правила продажи), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие у общества надлежащим образом заполненных товарно-транспортных накладных (от 14.03.2008 №К002324, от 10.04.2008 №К003414), оформленных в соответствии с требованиями пункта 20 Инструкции Минфина СССР №156, положениями Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78, не представленных в момент проверки, но представленных в материалы дела.
Поэтому, суд, надлежащим образом исследовав и оценив представленные доказательства, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Налоговым органом не представлено суду доказательств, опровергающих предъявленные лицом, привлекаемым к административной ответственности, данные о фактическом наличии документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, но не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что противоречит требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах компетенции суда кассационной инстанции.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-10181/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
М.М. Шелёмина
Н.Н. Парская
Л.И. Смоляк