ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-10226/17 от 13.12.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

20 декабря 2017 года

Дело №А33-10226/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А. Н.,

судей: Кадниковой Л. А., Шелега Д. И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Винокуровой М. Ю.,

при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья
Дранишникова Э. А., секретарь судебного заседания Снытко Е. А),

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Холмсервис» – Умнякова Н. В. (доверенность от 29.08.2017),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Холмсервис» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 июня 2017 года по делу № А33-10226/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Федорина О. Г., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е. В., Юдин Д. В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Холмсервис» (ОГРН 1052465164784; ИНН 2465095908; г. Красноярск; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – служба) о признании недействительным предписания № 1939-ж от 21.04.2017.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 июня 2017 года заявление общества удовлетворено частично, признано недействительным предписание службы
№ 1939-ж от 21.04.2017 в части указания на выявленное нарушение в начислении платы за коммунальный ресурс «горячая вода», используемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отраженной в платежных документах за январь – март 2017 года, а также в части указания на выявленное нарушение в начислении платы за коммунальный ресурс «холодная вода», используемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отраженной в платежных документах за январь и март 2017 года. В остальной части требования отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 сентября
2017 года решение суда перовой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в соответствующей части.

Из доводов кассационной жалобы следует, что с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, необходимые для содержания общего имущества многоквартирного дома, переведена из разряда «коммунальные услуги» в «жилищные услуги» и в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ), пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016; следовательно, с 01.01.2017 размер расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, определяется путём умножением площади помещения собственника на норматив потребления и тариф соответствующего ресурса; показания общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирном доме, при расчете не используются; размер включенных обществом в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов не превышает нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом Российской Федерации на 01.11.2016 и вменяемых службой нарушений жилищного законодательства обществом не допущено.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным жилым домом по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 23 (далее – МКД).

В связи с поступившим в службу обращением № 02-08/3427 от 31.03.2017, на основании приказа № 1939-ж от 04.04.2017 службой проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с целью осуществления государственного лицензионного контроля за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предоставляемые в помещении № 77 МКД.

По результатам проверки выявлены и в акте проверки № 1939-ж от 21.04.2017 отражены нарушения обязательных требований, установленных частью 9.2 статьи 156, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Постановление № 416).

По мнению службы, нарушения выразились в том, что общество произвело начисление платы за коммунальные ресурсы: холодную, горячую воду, электроэнергию, используемые при содержании общего имущества, в платежных документах за январь-март 2017 года собственникам жилых помещений, в том числе собственнику квартиры
№ 77, без учета фактических показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Обществу выдано предписание № 1939-ж от 21.04.2017, обязывающее в срок до 05.06.2017 устранить выявленные нарушения путем проведения собственникам жилых помещений многоквартирного дома расчета размера платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.

Удовлетворяя требования в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности предписанного службой способа расчета размера платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме за период январь-март 2017 года. Вместе с тем, суды признали неподтвержденными нарушения в части расчета платы в отношении коммунальных ресурсов «горячая вода» за указанный период и «холодная вода» за январь и март
2017 года.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).

Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Закона № 176-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 12 Закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498
«О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию
на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).

Кроме того, согласно пункту 29 Правил № 491 при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, как правильно установили суды, с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов действовал переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, и, следовательно, может быть менее соответствующих нормативов.

Правильно руководствуясь положениями пунктов 40, 44-46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, пунктом 29 Правил № 491, принимая во внимание толкование переходных положений, изложенное в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 7443-ОО/04 от 10.03.2017 и
№ 9268-ОО/04 от 22.03.2017, учитывая принцип обеспечения баланса интересов всех сторон рассматриваемых отношений, в том числе обеспечения защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущения возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирном доме, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в указанный переходный период применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.

Основываясь на вышеизложенном подходе, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и проверив на основании нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и электрической энергии, тарифов на холодную воду и электрическую энергию, действовавших по состоянию на 01.11.2016, правильность расчетов, выставленных обществом собственнику помещения № 77 МКД к оплате за период с января по март
2017 года, суды обосновано признали, что общество в данный период в составе платы за содержание жилого помещения предъявило сумму расходов на электрическую энергию, а также холодное водоснабжение (за февраль 2017 года) в целях содержания общего имущества в МКД, исчисленную по нормативу потребления коммунальных услуг, но без учета фактических показаний общедомовых приборов учета.

Следовательно, оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности устранить выявленное нарушение и произвести собственникам помещений за указанные выше периоды расчет размера платы за используемые при содержании общего имущества в МКД коммунальные ресурсы «электроэнергия» и «холодная вода» с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, правомерно признано судами соответствующим законодательству.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии с главой 7 АПК РФ, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Изложенные обществом в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.

При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 июня 2017 года по делу
№ А33-10226/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 11 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.Н. Левошко

Л.А. Кадникова

Д.И. Шелег