ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-10872/20 от 16.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 мая 2022 года

Дело №

А33-10872/2020

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «16» мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «19» мая 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Юдина Д.В.,

судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Солдатовой П.Д.,

при участии:

от заявителя (Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный сервис» г.Сосновоборска): Марачковской М.В., представителя по доверенности
от 03.03.2022, Федотовой И.В., представителя по доверенности от 26.01.2022,

от ответчика (Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края): Беляева Н.А., представителя по доверенности
от 10.01.2022, Сивова К.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2022,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный сервис» г.Сосновоборска

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «03» февраля 2022 года по делу № А33-10872/2020,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис» г.Сосновоборска (ИНН 2458008862, ОГРН 1022400559499, далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099, далее – ответчик, министерство) с требованиями:

- признать незаконными действий (бездействия) министерства по неустановлению нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, рассчитанных с применением метода аналогов;

- обязать министерство: утвердить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по городу Сосновоборску (открытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения) в размере 0,102668 Гкал на 1 м3 в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; утвердить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по городу Сосновоборску (закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения) в размере 0,110582 Гкал на 1 м3 в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 февраля 2022 года в удовлетворении заявления оказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что министерством не соблюден порядок рассмотрения заявления предприятия об утверждении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению с применением метода аналогов: все документы в были направлены в соответствии с пунктом 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306); отказ министерства вызван значительным превышением значений действующих нормативов потребления, увеличением расходов краевого бюджета, что подтверждается письмом от 10.01.2020.

Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 11.04.2022. Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 16.05.2022.

Определением и.о. председателя судебного состава в связи с очередным отпуском судьи Барыкина М.Ю. в составе суда произведена замена судьи Барыкина М.Ю. на судью Иванцову О.А.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представители ответчика изложили возражения на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Заявитель, является ресурсонабжающей организацией на территории г.Сосновоборска.

Основанием для обращения с заявлением в суд послужили действия (бездействие) министерства (ответы от 02.08.2019, 10.09.2019, 13.11.2019, 10.01.2020) по неустановлению нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, рассчитанных с применением метода аналогов для г.Сосновоборска.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

При этом исходя из бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что министерство доказало законность оспариваемых действий (бездействия), а предприятие не подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов, исходя из следующих оснований.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно Приложению № 1 к Правилам № 306. Согласно пункту 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Пунктом 22 Правил № 306 предусмотрено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования Красноярского края г.Сосновоборск (далее – нормативы потребления) с применением расчетного метода установлены приказом министерства
от 04.12.2020 № 14-38н (далее - Приказ № 14-38н) в размере, указанном в Приложении
№ 12, и действуют с 01.01.2021.

Пунктом 16 Правил № 306 установлен закрытый перечень оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно: изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; внесение изменений в Правила № 306 в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив потребления коммунальных услуг установлен расчетным методом; установление актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии.

Судом первой инстанции установлено, заявитель неоднократно обращался в министерство с заявлениями для изменения нормативов потребления, установленных расчетным методом, представляя документы для установления нормативов потребления с применением метода аналогов. При этом министерством рассмотрены представленные заявителем документы. Однако, из материалов дела следует, что между сторонами возник спор при определении генеральной совокупности домов, дисперсии генеральной совокупности домов (сигма), минимального необходимого объема выборки, предварительной выборки, предельной допустимой ошибки выборки, на что министерством неоднократно указывалось заявителю в качестве основания невозможности расчета нормативов потребления методом аналогов.

В результате анализа представленной заявителем технической документации министерством установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресам в г.Сосновоборск: ул.Мира, д.5, ул.Энтузиастов, д.24 и ул.Солнечная, д.37, имеют «комбинированный» вид системы горячего водоснабжения, т.е. не могут быть учтены в объеме генеральной совокупности; исходя из анализа данных, содержащихся в графах 11, 12, 13 реестров данных, и технической документации на многоквартирные дома, объем генеральной совокупности для открытой системы горячего водоснабжения составил 117 домов; для закрытой системы горячего водоснабжения - 22 дома.

Из материалов дела следует, что по открытой системе горячего водоснабжения (далее – ГВС) для расчета объема выборки в целях определения нормативов потребления с применением метода аналогов заявителем представлены данные о многоквартирных домах по следующим адресам в г.Сосновоборск: ул.9пятилетки, дома 3, 8; ул.Весенняя, дома10, 14, 19; ул.Ленинского комсомола, дома 2, 12; ул.Солнечная, дома 7, 11; ул.Труда, дома 15, 25; ул.Энтузиастов, дома 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 21; ул.Юности, дома 1, 21, 23, 27, 53; ул.Весенняя, д.30; общее количество предварительно отобранных многоквартирных (жилых) домов с открытой системой ГВС составило 27 единиц.

Министерством в расчетах объема выборки учтены аналогичные адреса многоквартирных (жилых) домов, расположенных на территории муниципального образования Красноярского края г.Сосновоборск. При этом объем выборки определен на основании предварительной выборки в два этапа в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Правилам № 306. Среднее арифметическое предварительной выборки рассчитано в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 3.Среднее арифметическое предварительной выборки по 27 предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составило 0,1044 (2,819/27). Дисперсия выборочной совокупности (сигма) по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам определена в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам
№ 306 по формуле 2. С учетом изложенного, дисперсия выборочной совокупности (сигма)
по 27 предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составила 0,0001282 (0,00346/27). Дисперсия генеральной совокупности (сигма) по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам определена в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 4.

По данным министерства, дисперсия генеральной совокупности (сигма) по 27 предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составила: (0,0001282*27)/ (1-(27/117)) =0,0045; по данным заявителя - (0,0001282*27)/ (1-(27/28)) = 0,0969.

Заявитель в представленных расчетах принимает показатель N (объем генеральной совокупности) в количестве 28 домов, а не генеральную совокупность домов в группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами и степенью благоустройства в соответствии с требованиями Правил № 306.

При этом 27 из 28 домов являются предварительно отобранными многоквартирными (жилыми) домами; 1дом принят по адресу ул.Ленинского Комсомола, д.28, по которому технический паспорт, подтверждающий параметры дома (в том числе площадь), представлен не в полном объеме.

Министерством объем генеральной совокупности принят на основании реестра данных, поступившего от заявителя письмом от 18.11.2019 в количестве 117 многоквартирных (жилых) домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома по группе домов: многоквартирные и жилые дома с открытой системой горячего водоснабжения с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей. Объем генеральной совокупности домов в заявленной группе соответствует информации, указанной по графе 11, графе 12 и графе 13 реестра данных ресурсоснабжающей организации.

Объем выборки определен в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 1.

Значение заданной вероятности Р принято сторонами в соответствии с таблицей 1 пункта 1 Приложения № 1 к Правилам № 306, равное 0,75. Таким образом, величина, определяемая уровнем надежности (заданной вероятностью P), принята 1,16 (t). Предельная допустимая ошибка выборки, равная 10 процентам выборочной средней (эпсилон), составила 0,01044 (среднее арифметическое предварительной выборки 0,1044*10%).

По данным министерства, объем выборки составил: (117*1,16^2*0.0045)/(117*0.01044^2+1,16^2*0.0045) = 0.70846/0.01881 = 38 (домов) - минимальный необходимый объем выборки для предельной ошибки выборки - 10% (рекомендованная величина домов); по данным заявителя - (28*1,16^2*0.0969)/(28*0.01044^2+1,16^2*0.0969)=3.65088/0.13344= 27.359 домов.

Разногласия по количеству домов между сторонами возникли по причине некорректного применения заявителем показателя N (объем генеральной совокупности), участвующего в расчете объема выборки, в том числе дисперсии генеральной совокупности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией министерства в том, что определение значения норматива потребления по группе многоквартирные и жилые дома с открытой системой горячего водоснабжения с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей с применением метода аналогов недопустимо, поскольку количество предварительно отобранных домов в группе (27) меньше минимального необходимого объема выборки (38).

По закрытой системе ГВС для расчета объема выборки в целях определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением метода аналогов, заявителем представлены данные о многоквартирных домах в г.Сосновоборске: ул.9пятилетки, дома 11, 17, 26; ул.Мира, дома 1, 3; ул.Энтузиастов, дома 27, 29; ул.Юности, дома 11, 13; ул.Солнечная, дома 14, 41; ул.ЛенинскогоКомсомола, д.40, корпус1; ул.Ленинского Комсомола, д.40, корпус 2; ул.Новоселово, д.4. Общее количество предварительно отобранных заявителем многоквартирных (жилых) домов по закрытой системе ГВС составило 14 единиц.

При определении объема предварительной выборки министерством из указанного списка по закрытой системе ГВС исключено 2 многоквартирных дома:

1. ул.Энтузиастов, д. 27: согласно реестру данных заявителя в данном доме отсутствуют нежилые помещения, что отражено ресурсоснабжающей организацией в графе 37 «Наличие нежилых помещений, подключенных к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованных индивидуальными приборами учета» реестра данных; реестром также подтверждены сведения об отсутствии нежилых помещений в графе 29 «Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома» и в графе 31 «Общая площадь жилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома», в которых указаны равные значения в размере 4318 кв.м. Вместе с тем согласно разделу 5 «Нежилые помещения» и разделу 6 «Благоустройство общей площади» технического паспорта на данный многоквартирный дом площадь нежилых помещений составляет 1011 кв.м; площадь жилых помещений - 4318 кв. м. Согласно данным технического паспорта общая площадь всех жилых и нежилых помещений - 5329 кв. м., при общей площади дома - 5908 кв.м. (разницу в 579 кв.м. составляют места общего пользования, что подтверждено реестром данных в графе 30, экспликацией к поэтажному плану дома). При этом в реестре данных, направленном заявителем письмом от 01.07.2019, площадь мест общего пользования заявлена в размере 1590 кв.м., и дополнительные пояснения об исключении площади 011 кв. м. заявителем не представлены (Приложение № 6). Таким образом, сведения заявителя на указанный многоквартирный дом не соответствуют данным технической документации; выявленные противоречия заявителем не устранены в полном объеме, что подтверждает уточненный реестр, представленный в адрес министерства письмом от 18.11.2019. В материалах дела также отсутствует подтверждающая техническая документация об оснащенности нежилых помещений индивидуальными приборами учета (при наличии). Ранее замечания по данному многоквартирному дому неоднократно указывались в письмах министерства от 02.08.2019, 10.09.2019,
от 13.11.2019.

2. ул.Новоселов, д.4: многоквартирный дом исключен в соответствии с требованиями пунктов 33, 35 Правил № 306, поскольку время остановки счетчика в марте 2019 года составило 96 часов; в мае 2019 года - 216 часов, т.е. не обеспечен непрерывный период работы прибора учета в течение всего срока снятия показаний.

Таким образом, объем генеральной совокупности многоквартирных домов по закрытой системе ГВС составил 12 единиц, что соответствует пункту 34 Правил № 306 (объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов); объем выборки определен в два этапа в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Правилам № 306.

Среднее арифметическое предварительной выборки рассчитано
в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 3.

Фактический среднемесячный объем потребления коммунального ресурса в i-м многоквартирном (жилом) доме с аналогичными параметрами за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме составил: по данным министерства - 1,279, при суммарном расходе коммунального ресурса в i-м многоквартирном (жилом) доме с аналогичными параметрами за наблюдаемый период, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме, 5360,21 Гкал и 49 933,21 куб.м. для 12 домов; по данным заявителя - 1,5037, при суммарном расходе коммунального ресурса в i-м многоквартирном (жилом) доме с аналогичными параметрами за наблюдаемый период, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме, 5845,80 Гкал и 544 427,89 куб. м. для 14 домов.

Следовательно, среднее арифметическое предварительной выборки по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составляет: по данным министерства (12 домов) - 0,1066 (1,279/12); по данным заявителя (14 домов) - 0,1074 (1,5037/14).

Дисперсия выборочной совокупности (сигма) по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам определена в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 2.

В результате дисперсия выборочной совокупности (сигма)
по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составляет: по данным министерства (12 домов) - 0,0002161 (0,0026/12); по данным заявителя (14 домов) - 0,0002194 (0,00307/14).

Дисперсия генеральной совокупности (сигма) по предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам определена в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 4.

По данным министерства дисперсия генеральной совокупности (сигма) по 12 предварительно отобранным многоквартирным (жилым) домам составляет: (0,0002161*12) / (1-(12/22)) = 0,0057; по данным заявителя - (0,0002194*14) / (1-(14/15)) = 0,0460795.

Министерством объем генеральной совокупности принят на основании реестра данных, поступившего от заявителя письмом от 18.11.2019 в количестве 22 многоквартирных (жилых) дома с аналогичными конструктивными
и техническими параметрами, степенью благоустройства дома по группе домов: многоквартирные и жилые дома с закрытой системой горячего водоснабжения с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей. Объем генеральной совокупности домов в заявленной группе соответствует информации, указанной по графам 11, 12, 13 реестра данных, подписанного заявителем.

Заявитель принимает показатель N (объем генеральной совокупности) в количестве 15 домов, что не соответствует генеральной совокупности домов в группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами и степенью благоустройства в соответствии с требованиями Правил № 306. При этом 14 из 15 домов являются предварительно отобранными ресурсоснабжающей организацией многоквартирными (жилыми) домами; 1дом принят по адресу ул.Юности, д.9, по которому не обеспечена беспрерывная работа прибора учета; 7 домов (22 - 15) исключены ресурсоснабжающей организацией, в том числе по причине отсутствия отчетов о суточных параметров теплоснабжения по общедомовым приборам учета, отсутствия ОПУ на ТЭ и на ХВС для целей ГВС, что подтверждается письмом от 11.03.2021, - по следующим адресам: Солнечная, д.16, Весенняя, д.4, Ленинского Комсомола, д.37, пр-тМира, д.17, ул.Солнечная, д.43, 45, пр-тМира, д.15.

Между тем, при определении объема генеральной совокупности домов (N) в группе учитываются параметры дома и его конструктивные особенности в соответствии с пунктом 32(1) и пунктом 32(2) Правил № 306, а не наличие или отсутствие отчетов
о суточных параметрах теплоснабжения и иные аналогичные причины по домам в такой группе.

Объем выборки определен в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Правилам № 306 по формуле 1.

Значение заданной вероятности Р принято сторонами в соответствии с таблицей 1 пункта 1 Приложения № 1 к Правилам № 306 равное 0,75; величина, определяемая уровнем надежности (заданной вероятностью P), - 1,16 (t).

Предельная допустимая ошибка выборки, равная 10 процентам выборочной средней (эпсилон), составляет: по данным министерства (12 домов) - 0,01066 (среднее арифметическое предварительной выборки 0,1066* 10%); по данным заявителя
(14 домов) - 0,01074 (среднее арифметическое предварительной выборки 0,1074* 10%).

По данным министерства объем выборки составляет: (22*1,16^2*0.0057)/(22*0.01066^2+1,16^2*0.0057) = 17 (домов); минимальный необходимый объем выборки для предельной ошибки выборки - 10% (рекомендованная величина домов).

По данным заявителя объем выборки составляет (15*1,16^2*0.0460795)/(15*0.01074^2+1,16^2*0.0460795) = 14,11 домов.

Спор по количеству домов вызван некорректным применением заявителем показателя N (объем генеральной совокупности), участвующего в расчете объема выборки, в том числе дисперсии генеральной совокупности, а также проведения процедуры по количеству предварительно отобранных домов по закрытой системе ГВС.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией министерства о том, что определение значения нормативов потребления по группе многоквартирные и жилые дома с закрытой системой горячего водоснабжения с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей с применением метода аналогов недопустимов соответствии с пунктами 1 и 2 Приложения № 1 Правил № 306, поскольку количество предварительно отобранных домов в группе (12) меньше минимально необходимого объема выборки (17).

При этом в материалах дела имеется реестр данных, согласно которому на территории муниципального образования Красноярского края г.Сосновоборск имеются многоквартирные дома с закрытой системой ГВС с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей и с открытой системой ГВС с наличием неизолированных стояков и полотенцесушителей.

Согласно пункту 32(2) Правил № 306 информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями предоставляется, исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.

Указанная информация предоставлена в адрес министерства при обращении за изменением нормативов потребления методом аналогов и содержится в реестрах данных, подписанных заявителем, и в технической документации.

В соответствии с представленными министерством расчетами выборки для открытой системы ГВС и для закрытой системы ГВС количество отобранных домов в группе меньше количества минимально рекомендованного объема в расчетах и министерства, и заявителя, что является препятствием для применения при установлении нормативов потребления метода аналогов.

Таким образом, позиция министерства соответствует действующему законодательству, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Заявитель указывает на то, что сначала обратился с заявлением об установлении нормативов потребления методом аналогов 01.07.2019, затем 11.10.2019, устранив замечания, повторно обратился с заявлением, далее 28.11.2019 заявителем было направлено обоснованное заявление, также с устранением замечаний.

Однако, министерством не возвращались без рассмотрения документы, направленные вместе с указанными заявлениями. Кроме того, заявителю не возвращались и документы, направленные им с заявлением об установлении нормативов потребления в течение 2018 года. Таким образом, процедуру по установлению нормативов потребления нельзя дифференцировать отдельно взятыми письмами, замечания, указанные министерством еще в 2018 году, не устранены до настоящего момента (и являются неустранимыми), что препятствует изменению действующих нормативов потребления, определенных расчетным методом, на нормативы потребления, определенные методом аналогов.

Ссылка заявителя на письмо от 10.01.2020 не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что неустановление нормативов потребления вызвано недостаточностью предварительной выборки. Кроме того, оценивать отдельный ответ министерства невозможно без анализа всей корреспонденции, направленной в адрес заявителя, в которой указывалось на невозможность применения метода аналогов, иного заявителем не доказано.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным в материалы дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «03» февраля 2022 года по делу № А33-10872/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

А.Н. Бабенко

О.А. Иванцова