ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-11276/2008-Ф02-1249/2009 от 07.04.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75 www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А33-11276/2008 - Ф02-1249/2009

7 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества «Очурское»: директора Ревенко В.А. (протокол общего собрания от 30.03.2006, паспорт), Казакова С.В. (доверенность от 04.08.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе на решение от 28 октября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 15 января 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-11276/2008 (суд первой инстанции – Гурский А.Ф., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Борисов Г.Н., Первухина Л.Ф.),

установил:

Закрытое акционерное общество «Очурское» (далее - ЗАО «Очурское», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным приказа от 22 августа 2008 года № 269 Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее – РО ФСФР России в ЦСР) об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Решением от 28 октября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 января 2009 года решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

РО ФСФР России в ЦСР обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты по мотивам неполного исследования обстоятельств дела, несоответствия выводов судов имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в законную силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», оставить заявление общества без рассмотрения.

Заявитель кассационной жалобы, оспаривая вывод судов о незаконности отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, указывает на несоответствие этого вывода положениям абзаца 3 статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и сложившейся судебной практике, а также на расширенное толкование судами информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2001 № 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным».

В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными, указывая на отсутствие противоречия выводов судов нормам материального права и сложившейся судебной практике.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

РО ФСФР России в ЦСР надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление №65511 от 18.03.2009), своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, заявив ходатайство рассмотрении дела без их участия.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края, Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Очурское» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.02.1993, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900517561.

28.07.2008 ЗАО «Очурское» обратилось в РО ФСФР России в ЦСР с заявлением о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг - акций общества.

Приказом от 22.08.2008 №269 РО ФСФР России в ЦСР в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «Очурское» отказано в связи с нарушением пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», на основании абзаца 2 статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», абзаца 2 пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н. Основанием для принятия оспариваемого приказа явилось представление ЗАО «Очурское» документов на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в законную силу Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» после истечения срока, установленного частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в законную силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»

ЗАО «Очурское», считая, что данный приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что приказ РО ФСФР России в ЦСР не соответствует требованиям Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в законную силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённым Приказом ФСФР от 25.01.2007 №07-4/пз-н, и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) оспариваемого акта действующему законодательству, наличия полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого акта, лежит на органе, его принявшем (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем этот акт (статья 65 Кодекса).

В силу части первой статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в законную силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 №174-ФЗ) документы для государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации, должны быть представлены не позднее года со дня вступления Закона в силу.

В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций принимается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», за исключением случая нарушения акционерным обществом - эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска.

Как установлено судами на основании материалов дела, акции ЗАО «Очурское» были размещены 26.02.1993, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг); Федеральный закон от 10.12.2003 № 174-ФЗ вступил в силу 27.12.2004, а документы для государственной регистрации выпуска акций ЗАО «Очурское» поданы в РО ФСФР России в ЦСР 28.07.2008.

Статьёй 21 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрен перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, среди которых абзацами 2 и 3 предусмотрены такие основания, как нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Судебными инстанциями правильно указано, что из Федерального закона от 10.12.2003 № 174-ФЗ не следует, что истечение указанного срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций; а также, что нарушение данного срока не является безусловным основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг и соответствующего отчета.

При этом следует признать обоснованным применение судами двух инстанций правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 информационного письма от 23.04.2001 № 63, согласно которому представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, с нарушением установленного срока не является основанием для признания выпуска акций недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Иные последствия пропуска срока на представление документов для государственной регистрации выпусков акций Федеральным законом от 10.12.2003 №174-ФЗ не предусмотрены.

Судом апелляционной инстанции также правомерно принято во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 сентября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2008 года по делу А74-1112/2008-03АП-3154/2008, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия в удовлетворении исковых требований о принудительной ликвидации ЗАО «Очурское» в связи с осуществлением обществом деятельности с нарушениями Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ отказано. При рассмотрении дела о ликвидации общества по иску налогового органа в связи с непредставлением документов для государственной регистрации выпусков акций в установленные законом сроки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что допущенное ЗАО «Очурское» нарушение закона имеет устранимый характер, не повлекло существенные негативные последствия, не является грубым нарушением, в связи с чем не может являться единственным основанием для ликвидации юридического лица. Общество приняло меры к устранению допущенного нарушения, подав заявление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности отказа РО ФСФР России в ЦСР в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как несостоятельные в правовом отношении, основанные на неправильном толковании вышеприведённых норм Федерального закона от 10.12.2003 №174-ФЗ и Закона о рынке ценных бумаг.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы судов соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учёта доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, по данному делу не установлено.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 октября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 15 января 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-11276/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

М.М. Шелёмина

Л.А. Кадникова

Л.Ю. Пущина