ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
г. Красноярск | Дело № | А33-12057/2008-03АП-639/2009 |
«23» апреля 2009 г.
Резолютивная часть постановления объявлена «20» апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен «23» апреля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
с участием представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.01.2009 №9-063,
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю – ФИО2 по доверенности от 11.01.2009 №09кс1-6-03/0001,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Проектный научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «13» января 2009 года по делу № А33-12057/2008, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Проектный научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о признании незаконными действий по установлению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 25:50:01:0266:0013, <...>, площадь 36757 кв.м.) в размере 4522 руб./кв.м. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка группы №7 в размере 1088 руб./кв.м.25:50:01:0266:0013, г. му краю й по установлению удельного показателя кадастровой стоимости зу ________________________________
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «13» января 2009 года по делу № А33-12057/2008 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие доводы:
- при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление применило пункт 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, которые утверждены 03.12.2006 и на момент постановки земельного участка на кадастровый учет не действовали;
- основания для применения пункта 2.1.16 методических указаний отсутствовали, поскольку земельный участок общества существовал до момента введения их в действие, а после их вступления в силу никаких изменений земельного участка (категории, вида разрешенного использования, площади) не происходило;
- суд первой инстанции не исследовал постановление Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 №44 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края» и посчитал факт отнесения спорного земельного участка к 8 группе по виду функционального использования установленным;
- основным видом деятельности общества является производственно-хозяйственная деятельность, расположенные на спорном земельном участке здания являются не административными, а производственно-хозяйственными.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании 23.03.2009 представитель управления заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу и приложенных к нему документов.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы. В силу абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Рассмотрев ходатайство представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции определил приобщить к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу и приложенные к нему документы. Приложенные к отзыву документы свидетельствуют об исправлении ошибки в кадастровом номере на спорный земельный участок.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Открытое акционерное общество «Проектный научно-исследовательский и конструкторский институт «Красноярский ПромстройНИИпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1052463094837.
На основании приказа Управления имущественных отношений администрации Красноярского края № 06-1096п от 21.10.2005 и передаточного акта от 21.10.2005 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100266:0013 категории земель- земли поселений, площадью 36757 кв.м. по адресу: <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 19.05.2006 серии 24 ЕЗ № 243711.
Согласно заключению по закреплению территории от 09.08.2005 №15394, выданному Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Красноярска, земельный участок по адресу пр.Свободный, 75, соответствует генеральному плану, относится к производственной территориальной зоне, целевое (разрешенное использование) - «здания производственного, административного назначения».
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.09.2005 № 1549-недв утверждены границы земельного участка по пр.Свободный, 75, общей площадью 36 757 кв.м. занимаемого нежилыми зданиями.
Общество обратилось в управление с заявлением от 03.10.2008 №1994 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.11.2008 №24ЗУ/08-64498 в государственный земельный кадастр внесены следующие сведения о земельном участке, расположенном в <...>: ориентировочная площадь 36 757 кв.м., кадастровый номер 24:50:01 00 266:0013, разрешенное использование (назначение)- занимаемый нежилыми зданиями, удельный показатель кадастровой стоимости – 4522 руб./кв.м.
Считая, что спорный земельный участок отнесен к производственной территориальной зоне, используется для содержания производственной базы института, заявитель считает незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю по установлению удельного показателя кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 4522 руб. /кв.м., исходя из его принадлежности по виду функционального использования к группе № 8 «Земли под административно-управленческими общественными объектами», в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления и устранении допущенных прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 36757 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100266:0013, отнесенного к категории - земли поселений, расположенного по адресу: <...>. В целях исчисления и уплаты земельного налога общество обратилось в управление с заявлением от 03.10.2008 №1994 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Общество оспаривает действия управления по установлению удельного показателя кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 4522 рублей за один квадратный метр. По мнению общества, управление неправомерно отнесло земельный участок по виду функционального использования к группе № 8 «Земли под административно-управленческими и общественными объектами».
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что основными критериями установления той или иной кадастровой оценки для земельных участков являются целевое назначение и вид функционального использования.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшего на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Статьей 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» установлен порядок ведения государственного земельного кадастра, согласно пунктам 2 и 4 которой сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно заключению по закреплению территории от 09.08.2005 №15394, выданному Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Красноярска, земельный участок по адресу пр. Свободный, 75 соответствует генеральному плану, относится к производственной территориальной зоне, целевое (разрешенное использование) - «здания производственного, административного назначения». Существующие строения: на участке размещается комплекс капитальных зданий производственно-административного назначения.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.09.2005 № 1549-недв утверждены границы земельного участка по пр.Свободный, 75, общей площадью 36 757 кв.м., занимаемого нежилыми зданиями.
В пункте 1.3. приложения №1 к приказу Управления имущественных отношений администрации Красноярского края от 21.10.2005 №06-1096п перечислены нежилые здания, расположенные на земельном участке. При этом, назначение нежилых зданий не указано.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности общества являются: проведение всех видов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение испытаний для целей сертификации промышленной продукции в строительстве, проектирование зданий и сооружений, все виды научно-исследовательской деятельности в области промышленного и гражданского строительства и т.д.
Таким образом, из содержания представленных документов усматривается, что на спорном земельном участке расположены нежилые здания производственно-административного назначения, следовательно, видом функционального использования спорного земельного участка является эксплуатация нежилых зданий производственно-административного назначения.
На момент выдачи обществу кадастрового паспорта земельного участка от 01.11.2008 №24ЗУ/08-64498 результаты государственной кадастровой оценки земель на территории города Красноярска были утверждены постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.03.2008 №132-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края». Согласно таблице №11 «Кадастровая стоимость земель г. Красноярска, руб./кв.м.» кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 24:50:0100266, по виду функционального использования составляла:
- группа 7 «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под АЗС и ГАЗС, предприятиями автосервиса, гаражей и стоянок), под объектами связи» - 1088 руб./кв.м.;
- группа 8 «земли под административно-управленческими и общественными объектами, землями предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения» - 4522 руб./кв.м.
В толковом словаре русского языка (под редакцией ФИО3 и ФИО4) дано следующее толкование слов:
предприятие – производственное или хозяйственное учреждение: завод, фабрика, мастерская;
производство – изготовление, выработка, создание какой-нибудь продукции; отрасль деятельности, вырабатывающая какую-нибудь продукцию, работа по непосредственному изготовлению продукции;
промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.
Принимая во внимание уставные виды деятельности заявителя, а также толкование приведенных слов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нежилые здания, расположенные на спорном земельном участке, не являются промышленными объектами и иными объектами, отнесенными по виду функционального использования к группе 7.
Нежилые здания являются объектами производственно-административного назначения, в связи с чем, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю правомерно отнесло земельный участок по виду функционального использования к группе 8 «земли под административно-управленческими и общественными объектами, землями предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения» и установило удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4522 руб./кв.м.
Довод апелляционной жалобы о том, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление применило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены 03.12.2006), которые на момент постановки земельного участка на кадастровый учет не действовали, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
При определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.03.2008 №132-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края». Как указывалось выше, кадастровая стоимость земельного участка зависит от его целевого назначения и вида функционального использования.
Документы, подтверждающие факт нахождения на спорном земельном участке промышленных объектов, либо осуществление на нем промышленной деятельности, обществом не представлены. В связи с чем, правовые основания для отнесения земельного участка по виду функционального использования к группе 7 с установленной кадастровой стоимостью 1088 руб./кв.м. отсутствуют. При этом, применяло управление либо не применяло указанные Методические указания, в данной конкретной ситуации не имеет правового значения, поскольку кадастровая стоимость земельного участка определена правильно.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал постановление Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 №44 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края» и посчитал факт отнесения спорного земельного участка к группе 8 по виду функционального использования установленным, является несостоятельным.
Факт того, что спорный земельный участок относится к группе 8 по виду функционального использования, установлен судом первой инстанции на основании исследования правоустанавливающих документов на земельный участок. В приведенном обществом постановлении указаны только кадастровые кварталы, группа функционального использования каждого конкретного земельного участка в нем не указана.
Ссылка общества то, что основным видом деятельности последнего является производственно-хозяйственная деятельность, расположенные на спорном земельном участке здания являются не административными, а производственно-хозяйственными, является обоснованной и подтверждена материалами дела. Данный факт послужил основанием для отнесения спорного земельного участка к группе 8 по функциональному использованию, поскольку производственно-хозяйственная деятельность не является промышленной деятельностью, а производственно-хозяйственные здания не являются промышленными объектами, что необходимо для отнесения земельного участка к группе 7 по функциональному использованию.
В случае изменения вида деятельности общества или вида функционального использования земельного участка общество обязано внести изменения в правоустанавливающие документы на земельный участок в установленном законом порядке. Изменения о том, что на спорном земельном участке расположены промышленные объекты, либо иные объекты, отнесенные по виду функционального использования к группе 7, в правоустанавливающих документах отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 января 2009 года по делу №А33-12057/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий | О.И. Бычкова |
Судьи: | Н.М. Демидова |
Г.А. Колесникова |