ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-13114/2021 от 13.12.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 декабря 2021 года

Дело №

А33-13114/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «13» декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» декабря 2021 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.

судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.

в отсутствии лиц, участвующих в деле

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «ЭнергоАудитИнвест»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «24» сентября 2021 года по делу № А33-13114/2021

установил:

администрация Октябрьского района в городе Красноярске (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Энергоаудитинвест» (далее – ответчик) об обязании обустроить/организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 8Б по ул. Тотмина в г. Красноярске в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 18.06.2021 возбуждено производство по делу.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству суда.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество «Энергоаудитинвест» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 351 от 8.10.2015.

Между обществом ««Энергоаудитинвест» (управляющей компанией) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 8б, заключен договор управления многоквартирным домом от 1.05.2016, по условиям которого управляющая компания по заданию собственников за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг (пункт 2.2).

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора управляющая компания обязана осуществлять управление многоквартирным домом в интересах собственников в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно - эпидемиологических и гигиенических нормативов, иных правовых актов в пределах установленных тарифов и фактически собранных (оплаченных собственниками) средств; оказывать услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением № 3 к договору, в том числе, работы по вывозу твердых бытовых отходов (пункт 1.6 приложения № 3 к договору).

Кроме того, в пункте 1.7 договора указано, что контейнерная площадка для сбора мусора (ТБО и КГМ) и мусоросборники (мусорные баки, контейнеры) являются общедомовым (общим) имуществом собственников одного или нескольких близрасположенных многоквартирных домов в том случае, если исходя из расположения площадки она предназначена для сбора мусора от такого дома/ таких домов. Содержание площадки и мусоросборников осуществляется за счет средств собственников на содержание и ремонт общего имущества.

Истец утверждал, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком как управляющей компанией не исполнена обязанность по созданию и организации места накопления твердых коммунальных отходов, имеющаяся контейнерная площадка находится на расстоянии более 100 метров от многоквартирного дома.

В подтверждение своих доводов истец представил выписку из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в которых данные о нахождении площадки для накопления отходов по адресу: ул. Тотмина, д. 8 б, отсутствуют; чертеж, выполненный главным специалистом отдела муниципального контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с использованием программы «ЕМ ГИС Красноярск», согласно которому расстояние от дома по ул. Тотмина, 8б до контейнерной площадки более 100 метров.

Также истец представил в дело обращения собственников помещений многоквартирных домов к мэру города Красноярска, в администрацию Октябрьского района г. Красноярска, в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, из содержания которых следует, что на придомовой территории домов по ул. Тотмина, 8, 8А, 10, 10А расположена контейнерная площадка для восьми многоквартирных домов, расположенных по ул. Тотмина, 8, 8А, 8Б, 8В, 8 Г, 10, 10А, 12; с учетом указанного обстоятельства жители просили провести проверки в отношении управляющий компаний и наличия контейнеров для каждого дома, обязать убрать контейнеры с придомовой территории.

В свою очередь, администрация обращалась в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края и просила провести проверку в отношении управляющих компаний на предмет размещения контейнеров для сбора мусора и временного хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 (письмо от 2.11.2019 № Г-1990).

В администрацию также было направлено обращение за подписью членов совета домов по ул. Тотмина 8, 8а, 10, 10а с требованием об обязании управляющей компании – общества «Энерноаудитинвест» - установить и содержать дополнительные места накопления твердых коммунальных отходов, а также о направлении в адрес управляющей компании предписания об удалении с контейнерной площадки по ул. Тотмина, 10-10а незаконно установленных контейнеров.

Администрация направляла в управляющую компанию письмо исх. № 2189 от 15.09.2020, в котором указывала, что в случае расположения площадки на территориях общего пользования без правовых оснований управляющей компании необходимо организовать работы по получению соответствующего разрешения в ДМИиЗО либо перенести площадку на территории многоквартирного жилого дома, после чего включить ее в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация Октябрьского района в городе Красноярскеобратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском об обязании общества «Энергоаудитинвест» обустроить/организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 8Б по ул.Тотмина в г. Красноярске в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии пунктом 2.2.5 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района закреплен за администрациями районов в городе.

Как следует из материалов дела, ООО «Энергоаудитинвест» является управляющей организацией спорного многоквартирного дома.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.

Как предусмотрено пунктами 2.1.3, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

Пунктами 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления ТКО и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 2 Постановления администрации города Красноярска от 22.04.2019 N245, администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08,2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Согласно пункту 3.12.6 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, департамент принимает решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Красноярска в соответствии с Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с приложением N 1 к постановлению администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 в заявке на согласование создания мест (площадок) накопления ГКО предусмотрено необходимое требование об указании сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления ТКО с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. К таким элементам относятся контейнеры для накопления ТКО.

В случае, если место (площадка) накопления ТКО, предназначенное для обслуживания жителей многоквартирного жилого дома, расположено на территории общего пользования без правовых оснований, управляющим компаниям необходимо организовать работу по получению в установленном порядке соответствующего разрешения либо ее переносу на придомовые территории многоквартирных домов, с учетом санитарных норм и правил.

Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым в том числе отнесены контейнеры для накопления ТКО. Выдача разрешения на размещение объектов благоустройства осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги, утвержденным распоряжением администрации города от 17.10.2017 N 297-р на основании заявления заинтересованного лица.

Данный регламент определяет порядок предоставления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления. Право использования земельного участка для размещения места (площадки) накопления ТКО возникает у заявителя с момента получения разрешения на размещение элементов благоустройства - контейнерного оборудования.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, из системного анализа приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления организуют места накопления твердых коммунальных отходов, только в случае, если такая обязанность не лежит на других лицах. Вместе с тем, действующим нормативным регулированием обязанность по созданию и организации мест накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.

В материалах дела отсутствуют доказательства организации управляющей компанией мест накопления ТКО для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, № 8Б.

Сведений о наличии места накопления ТКО для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, № 8Б по в соответствующем реестре не имеется.

Доказательства обращения ООО УК "ЖСК" в орган местного самоуправления с заявлением об организации места накопления ТКО, принятия иных мер направленных на организацию места накопления ТКО для жителей спорного многоквартирного дома в материалы дела также не представлены.

Само по себе расположение площадки для накопления и сбора ТКО на земельном участке, в отношении которого полномочия собственника осуществляются органом местного самоуправления, не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по созданию (надлежащему оформлению) спорной контейнерной площадки.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также согласно доводам, приведенным в апелляционной жалобе, ответчик тот факт, что собственники помещений многоквартирного дома по ул. Тотмина, 8Б складируют твердые коммунальные отходы на площадке для сбора отходов, расположенной на земельном участке, который является общим для соседних домов №№ 8, 8А, 10, 10А, не оспаривает, в обоснование представленных возражений ссылается на то, что данная площадка используется жителями указанных домов в течение длительного периода времени, как минимум с середины 1990х гг. При этом, в границах земельного участка, являющегося общим имуществом для собственников многоквартирного дома № 8Б по ул. Тотмина, не представляется возможным организовать площадку для сбора отходов с бетонным покрытием и отдельным подъездом, поскольку весь участок является придомовой территорией, где расположены зеленые насаждения, игровая площадка и выходы из подъездов. Ответчик считает, что нормы действующего законодательства не обязывают управляющую компанию организовать место сбора твердых коммунальных отходов исключительно на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома. При этом, ответчик полагает, что расстояние до площадки составляет менее 100 метров, установленного количества контейнеров на площадке является достаточным с учетом норматива накопления. С учетом указанных обстоятельств управляющая компания для собственников помещений многоквартирного дома № 8Б по ул. Тотмина организовала место сбора отходов с площадки соседних домов, вывоз отходов с которой производится региональным оператором на основании заключенного договора регулярно.

Указанные доводы были оценены и обосновано отклонены при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Доводы ответчика относительно длительного периода использования контейнерных площадок собственниками помещений в доме № 8Б был правомерно отклонен судом первой инстанции, как не имеющий правового значения.

Доводы ответчика относительно того, что в границах земельного участка, являющегося общим имуществом для собственников многоквартирного дома № 8Б по ул. Тотмина, не представляется возможным организовать площадку для сбора отходов с бетонным покрытием и отдельным подъездом, документально не подтверждены. То обстоятельство, что на земельном участке расположены зеленые насаждения, игровая площадка и выходы из подъездов о невозможности организации площадки для сбора отходов не свидетельствует. Представленные ответчиком фото придомовой территории и места накопления отходов указанные доводы не подтверждают.

Ссылка на представленный ответчиком скриншот с Яндекс карты была обосновано признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку последний не подтверждает то обстоятельство, что контейнерная площадка расположена от дома № 8Б по ул. Тотмина на расстоянии менее 100 метров, поскольку на карте указанный маршрут проложен некорректно через многоквартирный дом № 10А без учета того, что путь жителей дома № 8Б таким образом построен быть не может. Так, на представленном истцом чертеже, выполненном департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с использованием программы «ЕМ ГИС Красноярск», указано, что расстояние от дома по ул. Тотмина, 8б до контейнерной площадки составит более 100 метров: от крайней точки дома № 8Б до контейнерной площадки расстояние составляет 148 метров.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «24» сентября 2021 года по делу № А33-13114/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

О.А. Иванцова