ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 сентября 2017 года
Дело №
А33-13555/2016
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии: от индивидуального предпринимателя ФИО2: ФИО3, представителя по доверенности от 03.08.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 июня 2017 года по делу № А33-13555/2016, принятое судьёй ФИО4,
установил:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края (ИНН <***>,
ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, далее – ИП Дубровный А.Н.) о взыскании 7 630 600 рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.06.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что показатели бизнес плана не могут служить отправной точкой, положенной в основания возврата гранта; неверен вывод суда первой инстанции об отсутствии завершения строительства животноводческой фермы; акт проверки является недопустимым доказательством, поскольку проверка начата ранее срока; истцом не соблюден установленный законом обязательный досудебный порядок уведомления ответчика о возврате сумм субсидий.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 14.09.2017.
От Министерства сельского хозяйства Красноярского края поступило ходатайство об отложении судебного заседания, а в случае невозможности отложения рассмотрения дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании представитель ответчика возразил против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
В соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции определил: отклонить заявленные ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку судом не установлено оснований для отложения судебного разбирательства, ходатайство об отложении судебного заседания является немотивированным.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей истца, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.11.2006 за ОГРНИП <***>. Ответчик является главой крестьянского (фермерского) хозяйства на основании соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.06.2012.
16.07.2012 ответчик обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявлением на участие в конкурсе по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
На основании протокола конкурсной комиссии № 5 от 02.08.2012 ответчик включен в реестр заявителей, рекомендованных для предоставления им грантов на развитие семейной животноводческой фермы.
Между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и ответчиком заключено соглашение о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм № 24-11/1 от 16.08.2012, которым был определен порядок взаимодействия Сторон по реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки Главе К(Ф)Х в соответствии со статьей 21 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее - Закон о господдержке), предоставляемой в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в форме субсидии в размере 7 630 600 рублей.
Согласно пункту 2.2. соглашения ответчик обязался: израсходовать Грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления на его расчетный счет; создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест; использовать имущество, приобретенное за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения Гранта; представлять в Министерство ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании Гранта по форме, утвержденной Правительством края; допускать уполномоченных представителей Министерства к проверке целевого расходования Гранта; представлять по требованию Министерства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса запрашиваемую информацию или документацию для проверки целевого использования средств Гранта; незамедлительно уведомить Министерство о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства или о фактическом неосуществлении деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством без его прекращения ранее 5 лет со дня получения Гранта; возвратить в течение 10 дней со дня получения из Министерства уведомления в доход краевого бюджета полученные средства Гранта в сумме указанной в уведомлении, в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении.
В соответствии с пунктом 2.3. соглашения Глава К(Ф)Х обязался обеспечить не менее 40 % его плана расходов за счет собственных средств на развитие семейной животноводческой фермы. При этом доля несубсидируемых кредитов, предъявляемых Главой К(Ф)Х в составе собственных средств, не может составлять более 30 % его плана расходов.
ФИО2 подписан план расходов средств гранта:
1. Строительно-монтажные работы: подготовка проектно-сметной документации; подготовка территории под строительство (площадь 1,15 га); строительство ограждения (периметр 440 м.); строительство откормплощадки (150 м.); строительство основных производственных помещений для содержания и обслуживания скота (общая площадь 1400 кв.м.); строительство вспомогательного производственного помещения, пункта взвешивания и ветобработки животных, строительство раскола – общая стоимость – 11 945 700 рублей, средства гранта – 7 167 400 рублей, собственные средства –
1 194 600 рублей, заемные средства – 3 583 700 рублей, срок приобретения имущества (окончания работ) – январь 2014 года;
2. Сельскохозяйственные животные породы Герефорд (11 голов) – общая стоимость – 772 000 рублей, средства гранта – 463 200 рублей, собственные средства –
77 200 рублей, заемные средства – 231 600 рублей, срок приобретения имущества (окончания работ) – февраль 2014 года.
По платежному поручению № 4564406 от 21.09.2012 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края перечислило ответчику 7 630 600 рублей субсидии.
Между ответчиком (заказчик) и ООО «Альфа-Пром» (подрядчик) заключен договор строительного подряда № 01/12/13 от 01.12.2013 согласно пункту 1.1. которого подрядчик обязался в установленный договором срок выполнить по заданию заказчика комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ следующего объекта: Животноводческая ферма КРС, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок 3, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену. В соответствии с пунктом 1.2. договора подрядчику для выполнения работ предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320114:224 общей площадью 1853300 кв. м. В силу пункта 2.1. договора датой начала работ является 01.12.2013, а датой окончания – 30.11.2014. Цена работ согласно пункту 4.1. договора составляет 14 000 000 рублей.
Между ответчиком (заказчик) и ООО «Альфа-Пром» (подрядчик) заключен договор строительного подряда № 04/03/13 от 04.03.2013 согласно пункту 1.1. которого подрядчик обязался в установленный договором срок выполнить по заданию заказчика комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ следующего объекта: Животноводческая ферма КРС, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок 3, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену. В соответствии с пунктом 1.2. договора подрядчику для выполнения работ предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0320114:224 общей площадью 1853300 кв. м. В силу пункта 2.1. договора датой начала работ является 20.04.2013, а датой окончания – 30.11.2013. Цена работ согласно пункту 4.1. договора составляет 20 000 000 рублей.
В дополнительном соглашении № 1 от 21.03.2014 к договору строительного подряда
№ 01/12/13 от 01.12.2013 стороны согласовали, что цена работ составляет
16 294 000 рублей, оплата по договору производится заказчиком до 30.06.2014.
В дополнительном соглашении № 2 от 14.11.2014 к договору строительного подряда
№ 01/12/13 от 01.12.2013 стороны согласовали, что датой окончания работ является 31.12.2015.
В подтверждение факта выполнения работ в материалы дела представлены: локальный сметный расчет от 21.03.2014 (приложение к договору № 01/12/13 от 01.12.2013 с дополнительным соглашением № 1 от 21.03.2014) на сумму
16 293 719 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат № 12 от 31.10.2013 на сумму 3 000 0000 рублей (к договору № 04/03/13), акт о приемке выполненных работ за октябрь 2013 года (к договору №04/03/13) на сумму 3 000 000 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат № 24 от 17.11.2014 на сумму 8 947 476 рублей
39 копеек (к договору № 01/12/13), акт о приемке выполненных работ к договору
№ 01/12/13 на сумму 8 947 476 рублей 39 копеек.
В счет оплаты по договорам строительного подряда ответчик перечислил на расчетный сет ООО «Альфа-Пром» денежные средства по платежным поручениям: № 390 от 14.03.2013 на сумму 3 000 000 рублей, № 29 от 17.03.2014 на сумму 3 000 000 рублей, № 31 от 17.03.2014 на сумму 3 000 000 рублей, № 33 от 20.03.2014 на сумму
2 950 000 рублей.
18.03.2013 между ответчиком (покупатель) и ООО «Волкан» (поставщик) заключен договор поставки №24/13 от 18.03.2013, согласно пункту 1.1. которого поставщик обязуется поставить покупателю пиломатериал обрезной в количестве 300 куб. м., а покупатель обязан оплатить и принять товар. Цена товара за 1 куб. м. составляет
5 800 рублей (пункт 2.1. договора).
По товарной накладной №12 от 18.03.2013 ООО «Волкан» передало ответчику пиломатериалы на сумму 99 992 рублей.
Оплата пиломатериалов произведена ответчиком согласно квитанции к приходному кассовому ордеру №28 от 18.03.2013 на сумму 99 992 рублей.
Индивидуальным предпринимателем ФИО5 ответчику выставлены счета на оплату № КРС10873 от 14.10.2013 на сумму 19 438 рублей 50 копеек и КРС003944 от 08.10.2013 на сумму 76 090 рублей 54 копейки.
Ответчиком произведена оплата по указанным счетам согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам № КРБ4027 от 14.10.2013 на сумму 19 438 рублей 50 коп. и КРБ3931 от 08.10.2013 на сумму 75 090 рублей 54 копейки.
Указанный в счетах товар был отпущен ответчику согласно расходным кассовым накладным КРС12328 от 04.10.2013 и КРС12089 от 08.10.2013.
Между ответчиком (покупатель) и ЗАО «Интикульское» (продавец) заключен договор купли-продажи № 6 от 10.03.2014 племенного молодняка сельскохозяйственных животных, согласно которому продавец обязался передать, а покупатель принять племенной молодняк сельскохозяйственных животных, находящийся по адресу: Красноярский край, Новоселовский район, п. Интикуль, согласно приложению № 1 (телки породы «Герефордская» в количестве 11 шт.), и оплатить товар в соответствии с условиями договора. Цена договора составляет 800 000 рублей (пункт 2.3. договора) и должна быть уплачена покупателем не позднее 20.03.2014 (пункт 3.2. договора).
По платежному поручению № 31 от 23.03.2014 ответчик перечислил ЗАО «Интикульское» 800 000 рублей.
В период с 25.03.2014 по 28.03.2014 сотрудниками Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края была проведена выездная проверка индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, о чем составлен акт выездной проверки от 04.04.2014. Акт подписан сотрудниками министерства, ответчик с актом проверки ознакомлен.
Согласно пояснениям ответчика от 28.03.2014 № 13 в период с осени 2012 года по конец 2013 года фермерское хозяйство было не в состоянии выполнить в полном объеме свои финансовые обязательства в рамках работы по проекту строительства животноводческой фермы в связи с тяжелым финансовым положением, вызванным необходимостью производит закупку семян у сторонних производителей, выполнением финансовых обязательств по договору сублизинга № 0123993/1 от 19.04.2012, по кредитному договору №124926/0063 от 28.04.2012, необходимостью приобретения дорогостоящей техники по договорам лизинга № № Р13-19929, Р13-19897 от 19.08.2013. В целях проведения строительных работ с подрядчиком был перезаключен договор строительного подряда №01/12/13 от 01.12.2013. Кроме того, 10.03.2014 был заключен договор купли-продажи племенного молодняка № 6, оплата по которому была произведена в полном объеме.
В период с 24.02.2016 по 04.03.2016 сотрудниками Министерства сельского хозяйства Красноярского края была проведена выездная проверка индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, о чем составлен акт выездной проверки от 15.03.2016. Акт подписан сотрудниками министерства, ответчик с актом проверки ознакомлен.
Актом проверки установлено следующее. Объект строительства не завершён и не введён в эксплуатацию. На момент проверки животноводческая ферма на земельном участке (кадастровый номер: 24:11:320114:0076), который находится примерно в 350 м по направлению на северо-восток от ориентира Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Серебряково, расположенного за пределами участка, отсутствует. Имеются признаки ведения строительства: возведены металлические каркасы имеются признаки ведения земляных работ.
Заявленные в плане проекта строительно-монтажные работы: подготовка проектно-сметной документации; строительство ограждения (периметр 440 м); строительство откормплощадки (150 м); строительство основных и вспомогательных помещений (общая площадь 1400 кв.м.); строительство вспомогательного производственного помещения, пункта взвешивания и ветобработки животных, строительство раскола, фактически к осмотру не представлены. Заявленные в плане проекта: подготовка территории под строительство (площадь 1,15 га) - в виде ведения земляных работ (разработка грунтов, их перемещение, выравнивание, а так же завоз песчанно-гравийной смеси) имеется, однако площадь установить не представляется возможным.
Согласно странице 13 проекта, который ИП глава К(Ф)Х Дубровный А.Н. защищал 02.08.2012 на конкурсе по отбору глав К(Ф)Х для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, предусматривает окончание строительства семейной животноводческой фермы в 3 квартале 2013 года. Согласно странице 13 проекта в 2016 году животноводческая ферма должна уже работать, и выйти на 30 % мощности.
На момент проверки, провести визуальный осмотр племенного молодняка сельскохозяйственного животного, приобретённого по договору № 6 от 10.03.2014 Хозяйством у ЗАО «Интикульское» не представляется возможным ввиду того, что племенной молодняк (сельскохозяйственные животные породы Герефорд) в Хозяйство поставлен не был и на момент проведения проверки отсутствует.
Согласно информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (отчет по форме № 1 - КФХ) за 2012-2015 годы, в строке о наличии животных: крупный рогатый скот, стоят прочерки, то есть отсутствует.
Согласно вышеизложенного, факт оформления имущества, приобретенного за счет денежных средств, выделенных по гранту на развитие семейной животноводческой фермы, в собственность Хозяйства, а также факт его использования в деятельности семейной животноводческой фермы, не подтвержден ввиду отсутствия самой животноводческой фермы, в том числе сельскохозяйственных животных.
Главой КФХ ФИО2 создано более трех постоянных рабочих мест, однако по направлению - животноводство в Хозяйстве дополнительно введена ставка инженера-механизатора, согласно штатного расписания от 31.12.2014 № 1/2014-шр, которая является свободной (штатная расстановка от 30.09.2015, от 25.02.2016), иные рабочие места по направлению животноводство отсутствуют.
Согласно письменным возражениям ответчика на результаты выездной проверки от 15.03.2016. Согласно условий использования гранта, срок установленный для использования средств 18 месяцев. В соответствии с вышеуказанным сроком, были фактически приобретены в ЗАО «Интикульское» одиннадцать голов племенных коров и один бык - производитель породы герефорд. На период строительства помещения для содержания животных, во избежание разного рода проблем, все поголовье находится на карантине в ЗАО «Интикульское». На сегодняшний день строительство помещения для сезонного содержания животных закончено, документы на оформление права собственности подготовлены . Поголовье животных в период март-апрель 2016 года будет находится на хозяйстве. Работы по завершению строительства объектов животноводческой фермы были приостановлены по причине недостатка финансирования проекта. В период проведения земляных работ проявилось невыявленное ранее наличие поверхностных грунтовых вод, что повлекло за собой дополнительные мероприятия по отводу воды и укрепления просадочного грунта с участка строительства основного помещения фермы. На сегодняшний день финансирование проекта возобновлено за счет дополнительных собственных средств и в период с апреля 2016 года, начнутся работы по завершению строительства. На сегодняшний день строительство фермы выполнено на 50 процентов.
10.11.2016 сотрудниками истца в присутствии ответчика и его представителя был проведен осмотр объекта строительства (животноводческой фермы), принадлежащего ответчику, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:11:320114:0076 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, за пределами д. Серебряково. По результатам осмотра составлен акт от 10.11.2016, согласно которому установлено следующее.
В ходе осмотра в качестве основного производственного помещения, на которое ранее представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности, представлено строение каркасного типа, с крышей, часть которого обшита металлическими листами, пол которого застелен глубокой подстилкой из соломы (далее - ферма). К ферме подведено электричество. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности площадь строения составляет 640 кв.м.
Комиссии также в качестве основного производственного помещения для летнего содержания животных представлено сооружение, с крышей, обшитое с трех сторон металлическими листами. Передняя часть не закрыта. На момент проведения осмотра указанное помещение используется для хранения и обслуживания техники.
Часть железных каркасов, ранее представлявшиеся в ходе проверки министерства в 2016 году, находятся в неизменном состоянии.
Территория выгула, прилегающая к ферме, имеет металлическое ограждение.
Пункт взвешивания и раскол прилегают к огороженной территории.
В качестве пункта ветобработки животных комиссии представлено помещение синего цвета (вагончик) с надписью «Ветеринарный пункт», в котором хранятся лекарства, журналы учета ветеринарных мероприятий в хозяйстве.
Откормплощадка, соответствующая описанию в Бизнес-плане, к осмотру не представлена. Кормление животных на момент осмотра осуществляется в пределах огороженной территории на открытой площадке. Представленные комиссии емкости, расположенные вдоль одной стороны ограждения, предназначены для поения животных привозной водой, подогретой в холодный период года. Система водоснабжения не запущена, в связи с чем подтвердить или опровергнуть ее наличие не представляется возможным. Комиссии для обозрения представлен бетонный колодец.
Вспомогательное производственное помещение, соответствующее описанию в Бизнес-плане, к осмотру не представлено.
На момент проведения осмотра на территории фермы в свободном выпасе находилось 23 головы крупного рогатого скота с внешними признакам, соответствующими породе «Герефордская». Заготовленное сено хранилось на прилегающей к ферме территории. Фотографии представлены в приложении № 9. Согласно данным комиссии пояснениям мясная продукция Хозяйством еще не реализуется, приплод животных не получался, несколько телок стельные.
Комиссии также представлены к осмотру бытовые помещения (переносные вагончики), для обслуживающего персонала (Раздевалка, Пункт хранения инвентаря, Пункт отдыха и обогрева, Пункт приема пищи).
Отсутствуют: основные производственные помещения для содержания и обслуживания скота (на общую площадь 1 400 кв.м.), вспомогательное производственное помещение, соответствующее описанию в Бизнес-плане, откормплощадка соответствующая описанию в Бизнес-плане, проектно-сметная документация,
Ответчиком в материалы дела представлены следующие документы: договор на оказание услуг №16/10 от 05.12.2016, заключенный между ответчиком (заказчик) и ОАО «Красноярскагроплем» (исполнитель), согласно пунктам 1.1. и 1.2. которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по ректальному обследованию телок герефордской породы в количестве 22 голов; акт приемки-сдачи оказанных услуг от 08.12.2016 к указанному договору; результаты ректального обследования телок от 06.12.2016; акт
№ 2174 от 08.12.2016 на сумму 3 000 рублей; квитанцию к приходному кассовому ордеру № 1049 от 08.12.2016 на сумму 3 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, индивидуальным предпринимателям.
В соответствии со статьей 21.5 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (далее - Закон края от 21.02.2006 № 17-4487) Гранты на развитие семейных животноводческих ферм предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств в форме субсидий на софинансирование затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом, по плану расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях края крестьянских (фермерских) хозяйств, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства.
2. Предоставление главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на развитие семейных животноводческих ферм осуществляется на конкурсной основе в соответствии с требованиями к отбору семейных животноводческих ферм, установленными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Состав конкурсной комиссии и порядок ее работы утверждаются органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса.
3. Размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса на основании решения конкурсной комиссии с учетом собственных средств главы крестьянского (фермерского) хозяйства и его плана расходов на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Собственные средства крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы должны составлять не менее 40 процентов его плана расходов. При этом доля несубсидируемых кредитов, предъявляемых крестьянским (фермерским) хозяйством в составе собственных средств, не может составлять более 30 процентов его плана расходов.
Максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство составляет 21600,0 тыс. рублей. Доля гранта в общем объеме затрат на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, согласно плану расходов крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы не должна превышать 60 процентов.
Грант на развитие семейных животноводческих ферм предоставляется главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз.
4. Расходование гранта на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанному в плане расходов.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса отчет о целевом расходовании гранта по форме, утвержденной Правительством края.
5. Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм главам крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе порядок проведения конкурсного отбора, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств, перечень, формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждается Правительством края.
В соответствии Приложением № 29 к разделу 3 программы «Механизмы реализации программы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 № 595-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в красноярском крае на 2010 - 2012 годы» (далее Программа №595-п) организатором проведения конкурса по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм согласно пункту 2 статьи 21.5 Закона о господдержке (далее - конкурсный отбор, грант) является министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - министерство сельского хозяйства).
Процедуру конкурсного отбора осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная министерством сельского хозяйства.
Министерство сельского хозяйства принимает решение о проведении конкурсного отбора и размещает объявление о проведении конкурсного отбора не позднее 20 дней до дня окончания срока представления заявок в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» и на едином краевом портале «Красноярский край» с адресом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.krskstate.ru, а также в письменной форме доводит до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края (далее - орган местного самоуправления).
Решение о проведении конкурсного отбора включает в себя сроки и место представления заявок на участие в конкурсном отборе (далее - заявка).
Для участия в конкурсном отборе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - заявитель) лично либо по почте письмом с уведомлением представляет в министерство сельского хозяйства запечатанную в конверт заявку, которая состоит из следующих документов:
а) заявления на участие в конкурсном отборе по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) описи документов, подаваемых заявителем для участия в конкурсном отборе, с указанием реквизитов и количества листов каждого документа (2 экземпляра);
в) копии паспорта заявителя и членов крестьянского (фермерского) хозяйства заявителя;
г) плана по развитию семейной животноводческой фермы, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснованию создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подписью заявителя (бизнес-план);
д) плана расходов средств гранта на цели, предусмотренные пунктом 2 подраздела 3.4.15 программы, с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (далее - план расходов);
е) выписки с расчетного счета на дату, указанную в заявлении на участие в конкурсном отборе, подтверждающей наличие собственных средств в размере не менее 10% от суммы, предусмотренной планом расходов;
ж) документа, подтверждающего готовность кредитной организации предоставить заемные средства в размере не менее 30% от суммы, предусмотренной планом расходов;
з) копии соглашения о создании фермерского хозяйства, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», заверенной заявителем;
копии иных документов, которые могут повлиять на решение конкурсной комиссии, заверенные заявителем.
Грант подлежит возврату в краевой бюджет получателем гранта в следующих случаях и размерах:
выявление факта нарушения получателем гранта условий, установленных статьей 21.5 Закона о господдержке, - в полном объеме;
представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение гранта, - в полном объеме;
ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства получателя гранта или прекращение им деятельности ранее предусмотренного в соглашении срока - в полном объеме;
фактическое неосуществление деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, получателем гранта, без его ликвидации - в полном объеме.
невыполнение получателем гранта обязательств по созданию рабочих мест, предусмотренных соглашением, - в полном объеме.
Министерство сельского хозяйства при выявлении случаев, перечисленных в пункте 29 настоящего Порядка, направляет получателю гранта письменное уведомление о возврате в 10-дневный срок полученных им средств гранта в полном объеме или частично в доход краевого бюджета в суммах, указанных в уведомлении (далее - уведомление о возврате).
В целях определения порядка взаимодействия сторон в рамках оказания государственной поддержки в соответствии с Законом края от 21.02.2006 № 17-4487 между ФИО2 и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - Министерство) заключено соглашение о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 16.08.2012 № 24-11/1.
Согласно пункту 2.2. соглашения ответчик обязался, в том числе: израсходовать Грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления на его расчетный счет; создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест; осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения Гранта.
В соответствии с пунктом 2.3. соглашения Глава К(Ф)Х обязался обеспечить не менее 40 % его плана расходов за счет собственных средств на развитие семейной животноводческой фермы. При этом доля несубсидируемых кредитов, предъявляемых Главой К(Ф)Х в составе собственных средств, не может составлять более 30 % его плана расходов.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, условиями предоставления субсидии на развитие семейных животноводческих помимо указанных выше, является соблюдение графика реализации бизнес-плана, предусматривающего выход на окупаемость не более чем через 8 лет, осуществление вида деятельности в течение не менее 5 лет после получения Гранта, а также предоставление достоверных сведений и документов, подтверждающих понесенные в соответствии с проектом затраты, подлежащие субсидированию.
Факт получения субсидии в размере 7 630 600 рублей ответчиком не оспорен.
Судом первой инстанции установлено, что Министерством сельского хозяйства Красноярского края в период с 24.02.2016 по 04.03.2016 проведена выездная проверка по результатам которой составлен акт. Согласно указанному акту установлено, что строительство животноводческой фермы не завершено, племенной молодняк сельскохозяйственных животных, приобретённых по договору от 10.03.2014 № 6 у ЗАО «Интикульское», у ответчика отсутствует.
Отсутствие завершения строительства животноводческой фермы подтверждается также актом осмотра от 10.11.2016.
Доводы апелляционной жалобы о том, что акт проверки является недопустимым доказательством, поскольку проверка начата ранее срока, отклонены судом апелляционной инстанцией как необоснованные.
Исходя из положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает все письменные доказательства по делу, а также устные пояснения сторон в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что решения и действия (бездействия) министерства как государственного органа в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ранее ответчиком не обжаловались.
Как следует из материалов дела, реализация бизнес-плана, который представлялся ответчиком на конкурсный отбор, предполагало строительство фермы до 3 кв. 2013 года, получение первого приплода – не позднее 2 кв. 2014 года, первую реализацию – 3 кв. 2014 года, выход на 30 % мощности – 2016 год, выход на 70 % мощности – 2017 – 2018 года. Указанный план предполагал строительство фермы на 120 голов маточного поголовья и выход на производственную мощность в 75,5 тонн мяса КРС в год, реализацию продукции скотоводства на сумму 8,834 млн. рублей в год.
Представленные истцом и ответчиком первичные документы подтверждаются несоблюдение ответчиком указанного графика, что делает невозможность окупаемость проекта за 8 лет. Документы, подтверждающие реализацию продукцию скотоводства отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком были нарушены условия предоставления субсидии, а именно соблюдение графика реализации бизнес-плана, предусматривающего выход на окупаемость не более чем через 8 лет.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями соглашения о предоставлении гранта от 16.08.2012 № 24-11/1, нормами Положения о предоставлении грантов (субсидии) на развитие семейных животноводческих ферм, принимая во внимание правовой режим выделенных в качестве субсидий бюджетных средств, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается соблюдение ответчиком условий использования субсидии из бюджета, что в свою очередь подтверждает право истца требовать возврата предоставленного гранта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что показатели бизнес плана не могут служить отправной точкой, положенной в основания возврата гранта, отклонены судом апелляционной инстанции, с учетом установленных судом обстоятельств и оцененных по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ, возврат субсидий в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации возможен лишь в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, нормативным правовым актом органа субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Программой №595-п грант подлежит возврату в краевой бюджет получателем гранта, в том числе, в случае выявление факта нарушения получателем гранта условий, установленных статьей 21.5 Закона о господдержке, - в полном объеме;
Согласно пункту 4 указанной статьи, расходование гранта на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанному в плане расходов.
Указанной норме корреспондирует пункт 2.2. соглашения, согласно которой ответчик обязался, в том числе: израсходовать Грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления на его расчетный счет; создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест; осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения Гранта.
Ответчик, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что цель, на достижение которой выделен грант была им достигнута.
Отсутствие реализации производства скотоводства, незавершенное строительство свидетельствует о нарушении условий о расходовании получателем гранта по целевому назначению в срок, не превышающий 18 месяцев со дня предоставления гранта и осуществлению деятельности в течение не менее 5 лет. На момент рассмотрения апелляционной жалобы пятилетний срок истек.
В соответствии с пунктом 3.2.3 соглашения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм № 24-11/1 от 16.08.2012 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края вправе требовать возврата предоставленного гранта в краевой бюджет в случаях и размерах, установленных нормативными правовым актами края.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении установленного Законом о государственной поддержке досудебного порядка уведомления о возврате сумм субсидии в связи с тем, что в уведомлении о возврате указана статья 27.3, а не 21.5 Закона о государственной поддержке (подпункт «г» пункта 3 апелляционной жалобы), отклонен апелляционным судом, поскольку из содержания текста уведомления о возврате следует в отношении какой меры государственной поддержки оно направлено (гранта на развитие семейной животноводческой фермы), по результатам какой проверки (проверки, проведенной в период с 24.02.2016 по 04.03.2016 на основании приказа министерства от 19.01.2016 № 20-о, акт проверки от 16.03.2016) и в отношении какой суммы бюджетных средств (7 630 600 рублей).
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2017 года по делу
№ А33-13555/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.Е. Споткай
Судьи:
Н.Н. Белан
И.Н. Бутина