Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
01 февраля 2018 года
Дело №А33-14109/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Варыгина Н. А., помощник судьи Ховякова О. В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Красноярской таможни и Сибирского таможенного управления - ФИО2 (доверенности от 02.03.2017 и 27.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 августа 2017 года по делу № А33-14109/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Болуж Е. В., суд апелляционной инстанции: Юдин Д. В., Иванцова О. А.,
ФИО3),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Терминал» (ОГРН <***>; ИНН <***>; г. Красноярск; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее – таможня) о признании недействительным решения № 10606000/210/220317/Т0033/1 от 22.03.2017 о доначислении таможенных платежей в размере 573 907 рублей 15 копеек; о признании недействительным решения от 22.03.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее – ДТ) № 10606050/131115/0011582; о признании недействительным решения от 22.03.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10606050/201115/0011761; о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей №№ 335, 336
от 21.04.2017; к Сибирскому таможенному управлению (далее – управление) - о признании недействительным решения № 16-02-15/25 от 24.05.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего апелляционного арбитражного суда от 01 ноября 2017 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, таможня и
управление обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Согласно доводам, изложенным в кассационных жалобах, судами неправильно применены нормы таможенного законодательства; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее – Постановление № 779) не предусмотрен переход от одного лица к другому права на тарифную квоту, на основании которой осуществляется выдача лицензии на льготный вывоз лесоматериалов; обществом была неправомерно передана иному лицу тарифная квота, что выразилось в фактическом льготном вывозе лесоматериалов в рамках лицензии, полученной обществом, по поручению и в интересах общества с ограниченной ответственностью «Лесовик» (далее – ООО «Лесовик»), не имеющего соответствующего права на льготный вывоз лесоматериалов; выводы судов об отсутствии в таможенном законодательстве запрета на вывоз в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии, нарушает основополагающие принципы теории права и самого смысла нормативных правовых актов, регламентирующих порядок вывоза товаров в рамках тарифных квот в льготном порядке, заложенный законодателем в императивные нормы права; ООО «Лесовик» не являлось субъектом тарифной квоты, поскольку не вывозило в базовый период лесоматериалы в соответствии с таможенной процедурой экспорта и не получало лицензию на право вывоза лесоматериалов в рамках тарифной квоты; ООО «Лесовик» фактически неправомерно получило льготы по уплате таможенных платежей, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 996 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось фактически собственником вывозимого товара и оплачивало таможенные пошлины в связи с вывозом лесоматериалов.
Отзыв на кассационные жалобы не представлен.
Участвующий в судебном заседании представитель таможни и управления поддержал правовые позиции, изложенные в кассационных жалобах.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещено надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество заключило внешнеторговый контракт № К.СМУ-2015-5 от 19.03.2015 с Маньчжурской торгово-экономической компанией «Чжонг Шенмойян» (Китай) на экспорт лесоматериалов.
Во исполнение вышеуказанного контракта на Канский таможенный пост таможни обществом поданы ДТ №№ 10606050/131115/0011582, 10606050/201115/0011761 с целью проведения таможенного декларирования товара: «бревна из сосны обыкновенной «PINUS SYLVESTRIS L» пиловочник х/п неокоренный...», на условиях поставки FСА - Канск, классифицированного кодом по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - 4403 20 310 2.
Также обществом представлена лицензия Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Восточно-Сибирскому району (далее - Минпромторг России) № 284RU15094000177 от 03.07.2015 на экспорт в Китай бревен из сосны обыкновенной «PINUS SYLVESTRIS L…», общим объемом 4 500 куб. м, стоимостью 17 710 000 рублей, дающая право на льготную ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15 %.
Товары по вышеуказанным ДТ были выпущены Канским таможенным постом в соответствии с заявленными таможенными процедурами с уплатой вывозной таможенной пошлины по ставке 15 % от таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов.
В период с 01.09.2016 по 22.03.2017 в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможней в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой установлено и в акте
№ 10606000/210/220317/А0033 от 22.03.2017 отражено, что лесоматериалы, продекларированные обществом, не подпадают под действие лицензии Минпромторга России, дающей основание на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку данный товар не является собственностью владельца лицензии, а решения Канского таможенного поста о взимании вывозной таможенной пошлины в размере 15% по ДТ №№ 10606050/131115/0011582, 10606050/211115/0011761 признаны неправомерными.
Таможней приняты решение № 10606000/210/220317/Т0033/1 от 22.03.2017 о применении ставки вывозной таможенной пошлины 80% от таможенной стоимости товаров, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м в отношении лесоматериалов, заявленных в указанных ДТ, решения от 22.03.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ №№ 10606050/131115/0011582, 10606050/211115/0011761; выставлены требования об уплате таможенных платежей №№ 335, 336 от 21.04.2017
Решением управления № 16-02-15/25 от 24.05.2017 названные решения таможни признаны правомерными, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемых актов таможни и управления требованиям таможенного законодательства и нарушения ими прав и законных интересов общества.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение таможни не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании оспариваемого акта незаконным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Из системного толкования пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 152 ТК ТС, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» следует, что законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993
№ 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона № 5003-1, указанным законом определяется порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот; ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3).
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 36 Закона № 5003-1 в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.
Как верно указали суды, тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной «Pinus sylvestris L» (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, установлены Постановлением № 779.
Постановлением № 779 утверждены также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее – Правила).
Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил установлен перечень документов, которые представляются участником внешнеэкономической деятельности для оформления лицензии (заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины).
Таким образом, тарифная квота, выделяемая в соответствии с Правилами, является тарифной льготой, выданной участнику внешнеэкономической деятельности - владельцу лицензии, указанному в графе 5 «заявитель» лицензии Минпромторга Российской Федерации.
Обществу Управлением Минпромторга России выдана лицензия
№ 284RU15094000177 от 03.07.2015 на экспорт в Китай бревен из сосны обыкновенной «PINUS SYLVERSTRIS L...», общим объемом 4500 куб. м.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства: лицензию № 284RU15094000177 от 03.07.2015,
ДТ №№ 10606050/131115/0011582, 10606050/201115/0011761, внешнеторговый контракт № RCMY-2015-5 от 19.03.2015, договор комиссии № 05-01 от 05.11.2015, заключенный между обществом (комиссионер) и ООО «Лесовик» (комитент), акты на комиссионное вознаграждение, отчеты комиссионера о выполнении договора комиссии на реализацию товара комитента, коммерческие и бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение лесоматериалов ООО «Лесовик» у ИП ФИО4 (договор № 2
от 03.02.2014, договор аренды лесного участка № 453-3 от 23.06.2010, лесная декларация от 09.11.2011, приемо-сдаточные акты на приобретение ООО «Лесовик» круглого леса - сосны у ИП ФИО4 за сентябрь 2015 года; счет-фактура № 00012 от 30.09.2015, товарная накладная № 12 от 30.09.2015, платежные поручения ООО «Лесовик» № 125
от 13.07.2015, № 131 от 17.07.2015, № 141 от 05.08.2015, № 148 от 13.08.2015, № 162
от 07.09.2015), суды установили, что общество не является владельцем вывозимого леса, а действует в интересах и по поручению другого лица – ООО «Лесовик», внешнеторговый контракт заключался обществом в интересах и за счет указанного лица.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, вопреки доводам таможни и управления, не свидетельствуют о неправомерном переходе от одного лица к другому права на квоту, на основании которой осуществляется выдача лицензии на льготный вывоз лесоматериалов.
Как верно указали суды, действующими в рассматриваемый период нормами таможенного законодательства не установлены требования о представлении соискателем лицензии документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины, в том числе договора купли-продажи с арендатором лесного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 № 946 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779» соответствующие положения Правил, устанавливающие специальные требования к соискателю лицензии, признаны утратившими силу.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в системе действующего правового регулирования не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии на праве собственности.
Судами также установлено, что разовая лицензия № 284RU15094000177
от 03.07.2015 получена обществом в установленном законом порядке; тарифные квоты и лицензия не передавались и не переуступались иному лицу по договору, а использовались непосредственно обществом при исполнении заключенного им внешнеторгового контракта.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о незаконности оспариваемых решений и требований таможни.
Исследовав мотивы принятия управлением решения № 16-02-15/25 от 24.05.2017, суды установили, что оно содержит выводы о том, что лицензия Минпромторга России выдавалась обществу, не являвшемуся собственником экспортируемого леса, в то же время сам собственник лесоматериалов такой лицензии не имел, в связи с чем применение обществом ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% не предусмотрено.
Данные выводы получили надлежащую судебную оценку при проверке судами законности решений и требований таможни в рамках данного дела, признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства, в связи с чем решение управления № 16-02-15/25 от 24.05.2017 об отказе в удовлетворении жалобы общества с учетом изложенных в нем мотивов правомерно признано судами не соответствующим требованиям таможенного законодательства, нарушающим права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах таможни и управления, подлежат отклонению, поскольку повторяют приведенную при рассмотрении дела в арбитражных судах правовую позицию и по существу направлены на иное толкование норм материального права, а также на иную оценку исследованных по делу доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 августа 2017 года по делу № А33-14109/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 01 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.Н. Левошко
Л.А. Кадникова
М.М. Шелёмина