ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А33-14568/2007 - Ф02-2066/2008
20 мая 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Шелёминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия на постановление от 13 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда МИФНС №1 по РХ по делу № А33-14568/2007 (суд первой инстанции – Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Дунаева Л.А., Колесникова Г.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Алпи» (далее – ОАО «Алпи», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 23 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 13 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по проведению стимулирующей лотереи не только без направления в установленном порядке уведомления, но и проведение стимулирующей лотереи, проведение которой не разрешено уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления № 68113 от 29.04.2008, №№ 68112, 68114 от 30.03.2008, № 68111 от 04.05.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.09.2007 налоговым органом на основании распоряжения от 12.09.2007 № 3 проведена проверка общества по вопросу соблюдения действующего законодательства, регулирующего порядок проведения лотереи в гипермаркете «Алпи», по адресу: <...>.
В ходе проверки установлен факт проведения обществом стимулирующей лотереи без полученного в установленном порядке разрешения в нарушение статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
По результатам проверки составлен акт от 16.09.2007 № 2.
17.09.2007 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
01.10.2007 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 3.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 3 статьи 3 названного выше Закона, лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд, которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Пунктом 1 статьи 7 Закона о лотереях закреплено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный пунктом 1 данной статьи соответствующий уполномоченный орган, не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
Из материалов дела следует, с 10.08.2007 по 10.09.2007 в гипермаркете «Алпи» производилось распространение купонов стимулирующей лотереи «Школьные две тысячи». Для того чтобы стать участником акции, нужно было приобрести товаров школьного ассортимента на сумму 2000 рублей. Розыгрыш призов состоялся 16.09.2007.
Обществом в адрес Федеральной налоговой службы России 25.07.2007 (за 20 дней до начала проведения лотереи) было направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи № 1337. Указанное уведомление было получено налоговой службой 27.07.2007.
Решением Федеральной налоговой службы от 07.08.2007 № 18-10-05/0037 проведение лотереи запрещено на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях» (далее-Федерального закона). В решении указано, что срок розыгрыша призового фонда и выдача выигрышей не включен в общий срок проведения лотереи, что не соответствует пункту 8 статьи 2 Федерального закона; результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение 10 дней со дня проведения указанного розыгрыша. Данное решение было получено обществом 27.08.2007(т.е. после начала проведения лотереи).
В пункте 3 статьи 3 Федерального закона установлено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, называется стимулирующей лотереей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона разрешение на проведение стимулирующей лотереи получать не нужно. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 7 Федерального закона).
Поскольку, налоговым органом административная ответственность в данном случае установлена за проведение лотереи без разрешения, о чем свидетельствует протокол № 3 лот от 01.10.2007, в котором содержатся именно сведения о проведении обществом стимулирующей лотереи без полученного в установленном порядке права на её проведение, без разрешения, то суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в привлечении общества к административной ответственности.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и принятия доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 13 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-14568/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.Ю. Пущина
Т.А. Гуменюк
М.М.Шелёмина