ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
г. Красноярск | Дело № | А33-14599/2008-03АП-1362/2009 |
«08» июня 2009 г.
Резолютивная часть постановления объявлена «02» июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен «08» июня 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
с участием представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.12.2008,
налогового органа – ФИО2 по доверенности от 12.09.2008 №02-41/24,
ФИО3 по доверенности от 15.12.2008 №02-41,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «25» февраля 2009 года по делу № А33-14599/2008, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Карабулалеспром» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Красноярскому краю о признании частично недействительным решения от 04 августа 2008 года №33.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «25» февраля 2009 года по делу № А33-14599/2008 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в указанной части.
В апелляционной жалобе налоговый орган указал, что излишне возмещенные обществу и признанные судом первой инстанции необоснованные налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в размере 1 919 290,0 рублей подлежат уплате в бюджет.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит проверить законность решения суда первой инстанции в части вывода об обоснованности непринятия налоговым органом к возмещению сумм налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, выставленных ООО «Транс Лес».
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в части налога на добавленную стоимость в сумме 1 919 290,0 рублей. Лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью «Карабулалеспром» зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022400829714, выдано свидетельство серии 24 №001678764.
На основании решения от 12.05.2008 № 59 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам исполнения и соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 30.04.2008.
В ходе проведения выездной проверки налоговым органом установлен и отражен в акте проверки от 30.06.2008 № 26, в том числе, факт неправомерного применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2007 года в сумме 1 919 290 рублей по счетам-фактурам, выставленным обществом «Транслес». По данному эпизоду налоговым органом сделан вывод о том, что услуги перевозчика (предоставление под погрузку подвижного состава), непосредственно связанные с реализацией товаров на экспорт, подлежат налогообложению по ставке 0 %.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 30.06.2008 № 26.
По результатам проведения выездной налоговой проверки вынесено решение от 04.08.2008 № 33, согласно которому обществу доначислено, в том числе, 2 989 423,94 рублей налога на добавленную стоимость. Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов, в том числе, в сумме 214 026,79 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с апелляционной жалобой на решение от 04.08.2008 № 33.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принято решение от 28.11.2008 № 25-0792 о частичном изменении решения от 04.08.2008 № 33.
Общество с решением от 04.08.2008 № 33 в части, в том числе, предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 919 290 рублей, не согласно, считает его не соответствующим действующему налоговому законодательству, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным в части.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 45, 52 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Общество в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Как следует из материалов дела, общество представило в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов по товарам, отгруженным на экспорт и пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также документы в подтверждение налоговых вычетов за ноябрь 2006 года, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2007 года в общей сумме 1 919 290 рублей, в том числе, счета-фактуры, выставленные ООО «ТрансЛес».
В связи с оказанием услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов ООО «ТрансЛес» выставило обществу счета-фактуры № 3004 от 31.10.2006, № 3494 от 30.11.2006, № 4322 от 31.12.2006, № 28 от 31.01.2007, № 327 от 28.02.2007, № 564 от 31.03.2007, № 673 от 30.04.2007, № 894 от 31.05.2007, № 1080 от 30.06.2007, № 1551 от 31.07.2007, № 1805 от 31.08.2007, согласно которым стоимость услуг определена с учетом налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Налоговый орган не принял налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2007 года в сумме 1 919 290,0 рублей по указанным счетам-фактурам в связи с тем, что услуги перевозчика (предоставление под погрузку подвижного состава) непосредственно связаны с реализацией товаров на экспорт и подлежат налогообложению по ставке 0%.
Суд первой инстанции правомерно признал данный вывод налогового органа обоснованным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В целях установления отнесения работ (услуг) к работам (услугам) по организации, сопровождению перевозок грузов следует исходить из определения направленности этих работ (услуг) на непосредственное осуществление перевозочного процесса, то есть на подготовку, осуществление и завершение перевозок грузов железнодорожным транспортом, при этом указанные работы (услуги) должны иметь непосредственную связь с перевозимым грузом.
В связи с этим под работами (услугами) по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иными подобными работами (услугами) следует понимать такие работы (услуги), как:
услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров,
услуги, предоставляемые в рамках договоров транспортной экспедиции,
иные подобные услуги.
Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок грузоотправителям, грузополучателям, грузовладельцам и иным заинтересованным лицам, носит комплексный характер, и в ее состав могут входить:
подача (предоставление) под погрузку подвижного состава, контейнеров, принадлежащих организациям на праве собственности или ином законном основании,
осуществление диспетчерского контроля за продвижением вагонов, контейнеров с грузами и предоставление клиентам соответствующей информации,
обеспечение отправки и получения грузов,
другие подобные услуги, связанные с организацией перевозок в приватном подвижном составе, контейнерах.
Как следует из договоров возмездного оказания услуг № 290-06 от 29.09.2006, №297-06 от 09.10.2006, №В-07/030 от 01.10.2007 исполнитель (ООО «ТрансЛес») обязуется за вознаграждение по заданию заказчика (ООО «Карабулалеспром») выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с обеспечением заказчика вагонами, принадлежащими исполнителю на праве собственности, аренды или ином законном основании. Состав и условия оказываемых услуг исполнителя для каждой перевозки согласовываются в приложениях к договору. Из приложений к договорам следует, что стороны согласовали направления железнодорожных перевозок грузов по определенным маршрутам: Карабула-Забайкальск, Карабула-Находка (пункты 1.1., 1.2). При этом, пунктом 2.3 договоров запрещено использовать переданные заявителю вагоны по своему усмотрению или изменять маршрут курсирования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что цель договоров возмездного оказания услуг № 290-06 от 29.09.2006, №297-06 от 09.10.2006, №В-07/030 от 01.10.2007 состоит в обеспечении перемещения грузов заявителя по определенному маршруту. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава заказчик не получает во владение вагоны и контейнеры, ему предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения.
Предмет договоров возмездного оказания услуг № 290-06 от 29.09.2006, №297-06 от 09.10.2006, №В-07/030 от 01.10.2007 – выполнение услуг, связанных с обеспечением заказчика вагонами, принадлежащими исполнителю на праве собственности, аренды или ином законном основании. Услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).
Из приложений к договорам возмездного оказания услуг № 290-06 от 29.09.2006, №297-06 от 09.10.2006, №В-07/030 от 01.10.2007 следует, что размеры ставок (оплата) исполнителя за обеспечение заказчика вагонами установлены в зависимости от маршрута, перевозимого груза, то есть, связаны с организацией конкретной перевозки.
Принимая во внимание, что цель договоров возмездного оказания услуг № 290-06 от 29.09.2006, №297-06 от 09.10.2006, №В-07/030 от 01.10.2007 состоит в обеспечении перемещения грузов заявителя по определенному маршруту, предметом договоров является выполнение услуг, связанных с обеспечением заказчика вагонами, оплата исполнителя за обеспечение заказчика вагонами связана с организацией конкретной перевозки, указанные договоры являются договорами по оказанию услуг по подаче (предоставлению) под погрузку вагонов. Данная услуга относится к комплексу услуг по организации перевозки грузов.
Налогоплательщики, приобретающие на территории Российской Федерации работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров в таможенном режиме экспорта, налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов в составе цены за оказание названных работ (услуг) не оплачивают.
Следовательно, по указанным хозяйственным операциям общество необоснованно применило налоговую ставку 18 процентов.
С учетом изложенного, налоговый орган правомерно указал на то, что счета-фактуры, выставленные ООО «ТрансЛес» за оказанные услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов, не могут служить основанием для принятия суммы налога на добавленную стоимость к вычету и уменьшил суммы налога к возмещению за ноябрь 2006 года, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2007 года.
Вместе с тем у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога ни в одном из налоговых периодов. Из представленных в материалы дела налоговых деклараций следует, что суммы налога к возмещению по налоговым декларациям налогоплательщика за ноябрь 2006 года, февраль, март, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2007 года превысили суммы доначисленного инспекцией по результатам выездной проверки налога. Данные факты отражены в таблице от 02.06.2009, представленной налоговым органом в суд апелляционной инстанции.
Указанная таблица подтверждает, что в спорные налоговые периоды налогоплательщиком по налоговым декларациям к возмещению предъявлено 5 866 533 рублей налоговых вычетов. Налоговым органом камерально проверены налоговые декларации общества, сумма налоговых вычетов в размере 5 866 533 рублей принята к возмещению и перечислена платежными поручениями на расчетный счет налогоплательщика в полном объеме. Данный факт стороны не оспаривают.
Исходя из налоговых деклараций, в спорные налоговые периоды, за исключением ноября 2006 года, сумма налога на добавленную стоимость предъявлялась к уплате. В суде апелляционной инстанции налоговый орган подтвердил, что сумма налоговых вычетов 5 866 533 рублей возмещена налогоплательщику за минусом суммы налога на добавленную стоимость к уплате.
Таким образом, доначисленная спорная сумма налога на добавленную стоимость – 1 919 290 рублей и составляет сумму налоговых вычетов, не принятую налоговым органом.
В оспариваемом решении налоговый орган сумму не принятых налоговых вычетов 1 919 290 рублей предъявил налогоплательщику как недоимку по налогу на добавленную стоимость.
Анализ налоговых деклараций за спорный период позволяет сделать вывод о том, что сумма налоговых вычетов 1 919 290 рублей не стала недоимкой, так как данная сумма не уменьшила налог к уплате в бюджет.
Несмотря на то, что налоговые вычеты возмещены налогоплательщику при камеральных проверках, у общества не возникло обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет.
Налоговый орган доначислил обществу 1 919 290 рублей как сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость, тогда как данная сумма является суммой необоснованно возмещенных налоговых вычетов, которая не привела к образованию недоимки по налогу. В оспариваемом решении налоговый орган не принимал решение об отказе в налоговых вычетах, а доначислил налог на добавленную стоимость на сумму вычетов. В случае, если сумма необоснованно возмещенных налоговых вычетов 1 919 290 рублей не привела к образованию недоимки по налогу, то налоговый орган должен принять меры к ее возврату из бюджета в установленном законом порядке, а не к доначислению налога в качестве недоимки.
В данном случае вина налогоплательщика в том, что налоговый орган добровольно возместил обществу необоснованно предъявленные налоговые вычеты, отсутствует. Доначисление обществу налога на добавленную стоимость в размере не принятых налоговых вычетов, при отсутствии недоимки по налогу, противоречит нормам налогового законодательства. Незаконность предъявленных налоговых вычетов является основанием для отказа в их принятии.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2009 года по делу №А33-14599/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий | О.И. Бычкова |
Судьи: | Н.М. Демидова |
Л.Ф. Первухина |