ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-15305/2007-Ф02-5618/2008 от 18.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А33-15305/2007 - Ф02-5618/2008

18 ноября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 мая 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2008 года по делу № А33-15305/2007 (суд первой инстанции: Вахитов Р.С., суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Гурова Т.С., Магда О.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Крутоярское жилищно-коммунальное хозяйство» (ООО «Крутоярское ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 38 312 руб. 79 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и услуг отопления 9 педагогическим работникам поселка Крутояр Ужурского района за период с 15 июля 2007 года по 31 октября 2007 года.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края, муниципального образования Ужурский район в лице финансового управления администрации Ужурского района.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 мая 2008 года иск удовлетворен.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2008 года решение от 26 мая 2008 года оставлено без изменения.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в иске.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции и апелляционным судом при принятии судебных актов нарушены нормы материального права – статьи 11, 72, 76, 94 Конституции Российской Федерации, статей 15, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, пункт 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Кроме того, заявитель полагает необоснованным отнесение на него судебных расходов по делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Министерство финансов Красноярского края и ООО «Крутоярское ЖКХ» просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своих представителей.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при принятии обжалуемых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Крутоярское ЖКХ» в период с 15 июля 2007 года по 31 октября 2007 года оказало коммунальные услуги, услуги по отоплению и найму жилых помещений жителям (педагогическим работникам) поселков Крутояр Ужурского района Красноярского края.

Поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» названная категория граждан имеет право на бесплатную жилую площадь с ото­плением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, истец понес расходы в сумме 38 312 руб. 79 коп, которые не были ему возмещены в установленном порядке, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков в размере платы за коммунальные услуги, оказанные педагогическим работникам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из спосо­бов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого на­рушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или до­говором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произве­сти для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убыт­ки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (без­действия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, каз­ны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из материалов дела, ООО «Крутоярское ЖКХ» в 2007 году предоставило гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Вышеназванные услуги предоставлены гражданам на основании договоров об оказании коммунальных услуг. Факт того, что данные граждане являются педагогическими работниками, подтверждается представленным в материалы дела справками о месте работы, заверенными печатями и подписями руководителей образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные ус­луги должны быть оплачены в полном объеме. Законом Российской Федерации «Об образова­нии» также не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работ­ники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в том числе правом на получение бесплатной жилой площади с отопле­нием и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на пер­воочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законо­дательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмот­рено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Россий­ской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Россий­ской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сель­ской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигно­ваний, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыска­нии убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если устано­вившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным пра­вовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потреби­телей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответ­ствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российской Федерации, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа – министерства финансов Российской Федерации.

Судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Крутоярское ЖКХ» не получило денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», произведенные затраты в расходных обязательствах местного бюджета и/или субъекта Российской Федерации отсутствуют.

Размер невозмещенных расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате коммунальных услуг в заявленной сумме, подтверждается списками льготников, договорами об оказании жилищно-коммунальных услуг, актами сверок задолженности с педагогическими работниками.

Законом Российской Федерации «Об образовании» возмещение предприятию расходов, свя­занных с предоставлением гражданам льгот на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.

Материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг пе­дагогическим работникам. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Рос­сийской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не предоставлено.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совме­стному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к ме­рам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финан­сированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом положения Бюд­жетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет соб­ственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что компенсация понесенных сторо­нами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону Российской Федерации «Об образовании», убытков должна осуществляться посредством передачи финансо­вых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.

Ответчиком не представлено соответствующих доказательств того, что необходимые средства были заложены в бюджет Красноярского края для последующей компенсации предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг.

Таким образом, при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств – за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно удовле­творил требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации расходов, понесенных им в связи с реализацией Федерального закона «Об образовании», в полном объеме в размере 38 312 руб. 79 коп.

Доводы кассационной жалобы о неправомерном возложении на заявителя судебных расходов по делу является необоснованным.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.

Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как необоснованные и направленные на переоценку выводов суда первой и второй инстанций, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции, а обжалуемые судебные акты в порядке пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 мая 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2008 года по делу № А33-15305/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения..

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В.И. Кулаков

Н.А. Горячих

Л.М. Соколова