ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-16365/17 от 22.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 января 2018 года

Дело №

А33-16365/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «22» января 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» января 2018 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бутиной И.Н.,

судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,

секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,

при участии:

от истца - акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»:
Пирожниковой Ю.В., представителя по доверенности от 10.01.2018 № 55-Д, паспорт;
от ответчика - акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод»: Спиричева М.Н., представителя по доверенности от 01.05.2016 № 161, паспорт,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «26» октября 2017 года по делу № А33-16365/2017, принятое судьей Нечаевой И.С.,

установил:

акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738, далее – АО «Федеральная пассажирская компания», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу «Красноярский электровагоноремонтный завод»(ИНН 2460083169, ОГРН 1072460002515, далее – АО «Красноярский электровагоноремонтный завод», ответчик) о внесении изменений в условия договора подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409, исключив из него пункт 5.11.

Решением суда от 26.10.2017 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что в связи с сокращением вагонного парка, снижения объемов пассажирских перевозок, а также изменения направлений курсирования поездов истец не имеет возможности обеспечить в связи с существенно изменившимися обстоятельствами выполнение объемов, установленных в приложении
№ 2 к договору, в связи с чем будет вынужден оплачивать неустойку за невыполнение объемов; в момент заключения договора стороны не предвидели и не могли предвидеть такого изменения пассажиропотока, вызванного волеизъявлением со стороны государства по увеличению тарифов, и исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; пункт 5.11 договора нарушает соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и влечет для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22.01.2018.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между АО «Федеральная пассажирская компания» (заказчиком) и АО «Красноярский электровагоноремонтный завод» (исполнителем) заключен договор подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитального ремонту 931 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 273 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 03.12.2012 общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 342 468 202 рубля 96 копеек, в том числе НДС (18%) – 509 868 030 рублей 96 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ.

Согласно пункту 2.2 договора от 03.12.2012 заказчик вправе, без применения к нему штрафных санкций, принять решение об изменении годового объема выполняемых работ по капитальному ремонту в объеме КР-1 и КР-2 (изменении количества пассажирских вагонов, подаваемых в ремонт) в пределах не более 10 процентов от количества вагонов в сторону уменьшения, запланированных к подаче в ремонт в плановом году согласно графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 – 2017 годах при сохранении той же цены за единицу работы.

Изменение объема выполняемых работ осуществляется в пределах не более 30 процентов стоимости работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме
КР-1, КР-2 за весь срок действия договора.

Заказчик имеет право без применения к заказчику штрафных санкций со стороны исполнителя изменять типы вагонов, виды ремонтов и филиалы с учетом положения первого абзаца пункта 2.2 договора.

В силу пункта 5.11 договора от 03.12.2012 в случае, если по итогам соответствующего отчетного периода (календарного года), фактическое количество поданных в ремонт вагонов составляет менее 90% от количества предусмотренного графиком подачи/выпуска из ремонта (приложение № 2 к договору), исполнитель вправе потребовать, а заказчик обязуется по требованию исполнителя уплатить штраф в размере 20% от стоимостной оценки отклонения, определяемой по указанной в этом пункте договора формуле.

Данный пункт не применяется в случае уменьшения на следующий календарный год размера государственного субсидирования ОАО «ФПК», действующего на дату заключения договора.

Дополнительным соглашением от 31.01.2013 № ФПК-12-409 (1) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в новой редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 256 379 156 рублей 54 копейки, в том числе НДС (18%) – 496 735 803 рублей 54 копейки и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору изложено в новой редакции;

договор дополнен приложением № 5 (график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 году).

Дополнительным соглашением от 26.04.2013 № ФПК-12-402 (2) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 268 816 218 рублей 72 копеек, в том числе НДС (18%) – 498 632 982 рубля 52 копейки и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору (протокол согласования договорной цены) изложено в новой редакции;

приложение № 5 к договору (график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 году) изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.05.2013 № ФПК-12-409 (3) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 889 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 305 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором»;

пункт 2.1 изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока его действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 277 149 329 рублей 16 копеек, в том числе НДС (18%) – 499 904 134 рублей 96 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору (протокол согласования договорной цены) изложено в новой редакции;

приложение № 5 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 30.07.2013 № ФПК-12-409 (4) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока его действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 351 955 678 рублей 14 копеек, в том числе НДС (18 %) – 511 315 272 рублей 94 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору (протокол согласования договорной цены) изложено в новой редакции;

приложение № 5 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.10.2013 № ФПК-12-409 (5) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: общая стоимость работ по договору в течение всего срока его действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 402 176 076 рублей 20 копеек, с учетом НДС (18%) и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 5 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.12.2013 № ФПК-12-409 (6) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 889 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 326 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором»;

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока его действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 338 439 742 рубля 15 копеек, с учетом НДС (18%) и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

договор дополнен приложением № 6 «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2014 году».

Дополнительным соглашением от 30.05.2014 № ФПК-12-409 (7) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока его действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 452 784 903 рублей 95 копеек, с учетом НДС (18%) – 526 696 002 рублей 30 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

раздел 5 договора дополнен пунктами 5.13 – 5.19; пункт 5.6 изложен в новой редакции;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 4 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2014 году» изложен в новой редакции;

приложение № 3 к договору «прейскурант на дополнительные модернизационные работы» изложен в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.07.2014 № ФПК-12-409 (8) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 438 487 797 рублей 46 копеек, с учетом НДС (18%) – 524 515 087 рублей 75 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 6 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2014 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 30.09.2014 № ФПК-12-409 (9) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 396 521 351 рубль 33 копейки, с учетом НДС (18%) – 518 113 426 рублей 47 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

приложение № 6 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2014 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 30.12.2014 № ФПК-12-409 (10) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 341 181 975 рублей 73 копейки, с учетом НДС (18 %) – 509 671 826 рублей 81 копейку и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

приложение № 6 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2014 году» изложено в новой редакции;

договор дополнен приложением № 7 «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2015 году».

Дополнительным соглашением от 30.12.2014 № ФПК-12-409 (11) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 336 850 718 рублей 47 копеек, с учетом НДС (18%) – 509 011 126 рублей 55 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

приложение № 7 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2015 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 23.09.2015 № ФПК-12-409 (12) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 869 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 310 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором»;

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1 к договору) составляет 3 437 247 993 рублей 74 копеек, с учетом НДС (18%) и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

пункт 5.3 договора изложен в новой редакции; договор дополнен пунктом 5.3а;

раздел 2 договора дополнен пунктом 2.12;

в связи с увеличением объема дополнительных работ на 2015 год, на основании положения 2.3 договора в части определения и оплаты стоимости дополнительных работ приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

в связи с сокращением программы капитального ремонта на 2015 год, на основании положения пункта 2.3. договора в части уменьшения годового объема ремонта в пределах не более 10%, приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

по причине обнаружения в процессе выполнения работ по капитальному ремонту вагонов деталей, узлов и агрегатов по сверхнормативным износом и для исполнения пунктов 2.3, 2.5 договора в части расширения перечня работ и проведения индексации, приложение № 3 к договору «прейскурант цен на дополнительные и модернизационные работы» изложено в новой редакции;

приложение № 7 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2015 году» изложено в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 31.12.2015 № ФПК-12-409 (13) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

в связи с увеличением объема дополнительных работ на 2015 год, в соответствии с положением пункта 2.3. договора в части определения и оплаты стоимости дополнительных работ приложение № 1 «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции; стоимость дополнительных и модернизационных работ, выполняемых по договору в 2015 году составляет 31 378 081 рублей 03 копеек, в том числе НДС – 18%;

пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены (приложение № 1) составляет 3 445 376 204 рублей 75 копеек, с учетом НДС – 18% и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС, стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

договор дополнен пунктом 5.20 «антикоррупционная оговорка» (пункты 5.20.1, 5.20.2);

договор дополнен пунктом 5.21.

Дополнительным соглашением от 03.08.2016 № ФПК-12-409 (14) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 1.1. договора изложен в следующей редакции: «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 813 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 341 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором»;

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены на 2013 – 2015 годы (приложение № 1 к договору) и протоколом согласования договорной цены на 2016 – 2017 годы (приложение 11 к договору) составляет 3 585 330 834 рубля 68 копеек, с учетом НДС (18%), без учета НДС (18%) –
3 038 415 961 рубль 59 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС (18%), стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 1 к договору «протокол согласования договорной цены» изложено в новой редакции;

пункт 9.8 договора дополнен подпунктами 9.8.11., 9.8.8;

договор дополнен приложением № 11 «протокол согласования договорной цены на 2016 – 2017 годы»;

приложение № 2 к договору «график выполнения работ по капитальному ремонту в объемах КР-1, КР-2 пассажирских вагонов на 2013 – 2017 годы» изложено в новой редакции;

договор дополнен приложением № 8 «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2016 году»;

Дополнительным соглашением от 28.11.2016 № ФПК-12-409 (15) к договору от 03.12.2012 внесены следующие изменения:

пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 814 пассажирского вагона в объеме КР-1, по капитальному ремонту 340 пассажирских вагонов в объеме КР-2, а также дополнительные работы, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором»;

пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «общая стоимость работ по договору в течение всего срока действия в соответствии с протоколом согласования договорной цены на 2013 – 2015 годы (приложение № 1 к договору) и протоколом согласования договорной цены на 2016 – 2017 годы (приложение 11 к договору) составляет 3 607 120 539 рублей 47 копеек, с учетом НДС (18%) – 3 056 881 813 рублей
11 копеек и включает в себя стоимость работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в КР-1, КР-2, стоимость дополнительных и модернизационных работ, с учетом всех видов налогов, включая НДС (18%), стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов, иных возможных расходов, необходимых для выполнения работ»;

приложение № 11 к договору «протокол согласования договорной цены на 2016 – 2017 годы» изложен в новой редакции;

- приложение № 8 к договору «график подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2016» изложено в новой редакции.

Истец в материалы дела представил динамику производственных показателей акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» за период с 2009 по 2017 год, согласно которому пассажиропоток за указанный период изменился на 74,6 %, количество отправленных пассажиров – на 81,1 %.

В соответствии с данными годового отчета открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» за 2010 год, утвержденным решением годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (протокол от 30.06.2011 № 8), за период с 2008 год по 2010 год количество перевезенных пассажиров сократилось на 12 % (с 114,7 млн. человек в 2008 году до 101,4 млн. чел. в 2010 году).

Согласно годовому отчету акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» за 2016 год количество перевезенных пассажиров в поездах собственного формирования акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» сократилось до 89,4 млн. человек.

Истцом представлен документ: директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2003 № 91-р, согласно которым необходимо инициировать проведение заседаний советов директоров (наблюдательных советов) обществ с включением в повестку дня вопроса «О разработке (актуализации) планов (программ) сокращения операционных издержек на 10 процентов».

В материалы дела представлена неподписанная сравнительная таблица динамики инвентарного парка вагонов за период с 2009 по 2017 год.

В дело представлены сведения из АСУ «Экспресс» со сведениями о распределении вагонов по типам вагонов от 07.12.2009, от 11.01.2010, от 08.01.2011, от 11.01.2012,01.01.2013, от 01.01.2014, от 01.01.2015, от 13.01.2016, от 09.01.2017.

Истец в подтверждение заявленных доводов уменьшения объема вагонного парка, а также отсутствия субсидирования для пополнения вагонного парка представил два компакт-диска, а также следующие документы:

- договор о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 07.05.2010 № 651д;

- договор о предоставлении субсидий открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 22.02.2011 № 787-д/ФПКФин-11-54/2;

- договор о предоставлении в 2012 году субсидий открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 27.02.2012
№ 1036д/ФПК-12-43;

- договор о предоставлении в 2013 году субсидий открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 21.03.2013
№ ФПК-13-70/81д;

- договор о предоставлении в 2014 году субсидий открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 10.02.2014
№ ФПК-14-30/480;

- договор о предоставлении в 2015 году субсидий акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 19.02.2015 № ФПК-15-21;

- договор о предоставлении в 2016 году субсидий акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) от 16.02.2016 № ФПК-16-20/230;

- приказ Федеральной службы по тарифам от 26.07.2011 № 172-т/4 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2011 год и его прогнозного уровня на 2012 год»;

- приказ Федеральной службы по тарифам от 18.04.2012 № 60-т/2 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2012 год и его прогнозного уровня на 2013 год»;

- приказ Федеральной службы по тарифам от 23.04.2013 № 82-т/1 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2013 год и его прогнозного уровня на 2014 год»;

- приказ Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 95-т/1 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2014 год и его прогнозного уровня на 2015 год»;

- приказ Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 128-т/2 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2015 год и его прогнозного уровня на 2016 год»;

- приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.04.2016 № 556/16 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2016 год и его прогнозного уровня на 2017 год»;

- приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2017 № 578/17 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2017 год и его прогнозного уровня на 2018 год»;

- приказ Федеральной антимонопольной службы от 08.09.2017 № 1190/17 «О внесении изменений в приказ Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2017 № 578/17 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2017 год и его прогнозного уровня на 2018 год».

Ссылаясь на существенное изменения обстоятельств, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии существенных изменений обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность изменения договора по требованию одной из сторон.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Между акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» (заказчик) и акционерным обществом «Красноярский электровагоноремонтный завод» (исполнитель) заключен договор подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409.

В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Истцом заявлено требование о внесении изменений в условия договора подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409 путем исключения пункта 5.11. договора, которым устанавливается, что если по итогам соответствующего отчетного периода (календарного года), фактическое количество поданных в ремонт вагонов составляет менее 90 % от количества предусмотренного графиком подачи/выпуска из ремонта (приложение № 2 к договору), исполнитель вправе потребовать, а заказчик обязуется по требованию исполнителя уплатить штраф в размере 20 % от стоимостной оценки отклонения, определяемой по формуле, определенной в указанном пункте.

В обоснование заявленного требования истец ссылается на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, в качестве существенных изменений обстоятельств – сокращение вагонного парка, снижение объемов пассажирских перевозок, а также изменение курсирования поездов акционерного общества «Федеральная пассажирская компания».

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Истец направил в адрес ответчика претензию от 22.05.2017 № 6792/ФПК, в которой предложил ответчику исключить из договора подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409 пункт 5.11 договора. Ответчик претензию получил, однако ответ на нее не направил.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по осуществлению железнодорожных перевозки отнесены к сфере действия субъектов естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 № 190-т акционерное общество «Федеральная пассажирская компания», осуществляющее с 01.04.2010 деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок (в том числе пассажирских перевозок в дальнем следовании), включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел I «Железнодорожные перевозки», под регистрационным № 77/1/4, и в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» введены государственное регулирование и контроль.

Тарифы по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе»), в соответствии с пунктом 5 перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, регулируются государством.

Истец указывает, что в связи со снижением пассажиропотока у него ухудшилось финансовое положение.

Из годового отчета АО «Федеральная пассажирская компания» за 2016 год следует, что динамика объема перевозок во внутригосударственном сообщении к уровню 2015 года составила 104,7 %, в том числе в регулируемом сегменте – 103,9 %, в дерегулируемом – 107,3 %; кроме того в отчете указано, что положительная динамика перевозок за 2016 год достигнута за счет увеличения спроса на перевозки, а также в связи с развитием внутреннего туризма.

Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая, что истец является профессиональным участником рынка пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, является субъектом естественной монополии, самостоятельно осуществляет регулирование дерегулированными тарифами, он истец мог предвидеть колебания спроса на оказываемые им услуги.

Доводы истца в части сокращения объемов оказания услуг ввиду изменения экономической ситуации, а также сокращения вагонного парка и изменения курсирования вагонов обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.

Согласно пункту 2.2 договора от 03.12.2012 заказчик вправе без применения к нему штрафных санкций, принять решение об изменении годового объема выполняемых работ по капитальному ремонту в объеме КР-1 и КР-2 (изменении количества пассажирских вагонов, подаваемых в ремонт) в пределах не более 10 процентов от количества вагонов в сторону уменьшения, запланированных к подаче в ремонт в плановом году согласно графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта в 2013 – 2017 годах при сохранении той же цены за единицу работы. Изменение объема выполняемых работ осуществляется в пределах не более 30 процентов стоимости работ по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме КР-1, КР-2 за весь срок действия договора.

Как следует из представленной в материалы дела динамики парка вагонов, на момент заключения спорного договора инвентарный парк истца составлял 23 668 вагонов, по состоянию на 01.01.2017 – 19 610 вагонов, что составляет 82,9% от количества вагонов 23 668, что допускается заключенным между сторонами договором.

Кроме того, согласно стратегии АО «Федеральная пассажирская компания» до 2030 года, которая была принята в 2012 году, то есть до заключения договора подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409, в период с 2012 по 2014 годы предусмотрена замена одноэтажных вагонов купе двухэтажными, вместимость которых превышает в 1,8 раза по сравнению с одноэтажными вагонами. В соответствии со стратегией развития, предусмотрено осуществление проектов по оптимизации инвестиций в подвижной состав (в том числе за счет приобретения нового подвижного состава) и оптимизации маршрутной сети.

Исходя из вышеизложенного, коллегия судей соглашается, что сокращение вагонного парка, оптимизация маршрутной сети курсирования поездов обусловлено в значительной степени целенаправленными действиями истца, и, заключая договор подряда, истец предвидел изменение обстоятельств, в том числе в сторону сокращения вагонного парка.

Как справедливо указал суд первой инстанции, исключение договора пункта об ответственности акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» будет противоречить принципу равенства участников гражданских правоотношений.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что за время действия договора ответчик не обращался к истцу с требованием об уплате штрафа, в судебном заседании ответчик пояснил, что поскольку срок действия договора установлен до 31.12.2017, продлевать его действие ответчик не намерен.

Учитывая установленные обстоятельства, анализируя приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа суда первой инстанции в удовлетворении требования о внесении изменений в условия договора подряда от 03.12.2012 № ФПК-12-409 путем исключения из него пункта 5.11.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» октября 2017 года по делу № А33-16365/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

И.Н. Бутина

Судьи:

В.В. Радзиховская

Ю.В. Хабибулина