ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-16503/2023 от 02.11.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 ноября 2023 года

Дело №

А33-16503/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,

рассмотрев апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2023 по делу № А33-16503/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее также – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» (далее также – общество, страхователь) о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды: «Май 2019 года» в размере 500 руб., «Июнь 2019 года» в размере 500 руб., «Июль 2019 года» в размере 500 руб., «Август 2019 года» в размере 500 руб., «Март 2020 года» в размере 500 руб., «Февраль 2022 года» в размере 500 руб.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2023 заявление фонда о взыскании финансовых санкций удовлетворено частично. С общества в доход фонда взысканы финансовые санкции в размере 2 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип – исходная) за май, июнь, июль, август 2019 года, февраль 2022 года. В удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за март 2020 года в размере 500 руб. отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 1 667 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 15.05.2020 продлен срок представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 174 Кодекса) и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Фонд полагает, что предлог «до» предполагает совершение действия до указанной даты, то есть последним днем представления сведений является 14.05.2020. В связи с чем, представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип – исходная) 15.05.2020 свидетельствует о представлении сведений с нарушением установленного срока.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству апелляционного суда размещены 08.09.2023 в 13:51:38 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте арбитражных судов в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В связи с чем, поскольку возражений о необходимости проверки решения суда первой инстанции в полном объеме не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией только в обжалуемой части, а именно в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.

Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и норм материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетов по форме СЗВ-М (тип - исходная) за периоды май – август 2019 года (сведения представлены 20.09.2019), март 2020 года (сведения представлены 15.05.2020), февраль 2022 года (сведения представлены 16.03.2022) фондом составлены акты о выявлении нарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.10.2019 № 205S18190039920, от 24.10.2019 № 205S18190040651, от 21.10.2019 № 205S18190039917, от 21.10.2019 № 205S18190039918, от 04.08.2020 № 205S18200021272, от 16.05.2022 № 205S18220011515, направленные обществу по почте.

Решениями о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.12.2019 № 205S19190044058, от 29.11.2019 № 205S19190043352, от 29.11.2019 № 205S19190043357, от 29.11.2019 № 205S19190043363, от 11.09.2020 №205S19200023652, от 29.06.2022 № 205S19220015012 установлены факты непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (тип - исходная) за указанные периоды. Страхователь привлечен к ответственности в размере 500 руб. за каждый период (всего – 3 000 руб.).

Решения направлены в адрес страхователя почтовыми отправлениями.

Начисленные финансовые санкции предложены к оплате обществу требованиями об уплате финансовых санкций за совершения правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.01.2020 №205S01200000054, от 09.01.2020 № 205S01200000057, от 09.01.2020 №205S01200000058, от 14.01.2020 №205S01200001126, от 13.10.2020 №205S01200027304, от 26.07.2022 №205S01220016362, направленными в адрес общества почтовыми отправлениями.

Срок исполнения требований истек, сумма штрафов обществом не уплачена.

В связи с неисполнением требований заявителя об исполнении обязанности по уплате финансовых санкций, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части решения, имеющимся доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции по обжалуемой части решения приходит к следующим выводам.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно материалам дела страхователем спорные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года были представлены 15.05.2020, то есть после истечения установленного по общему правилу срока (15.04.2020).

Однако Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 04 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 06 по 08 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Таким образом, в Российской Федерации приостанавливалась (ограничивалась) деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Дни с 01 мая по 05 мая и с 09 мая по 11 мая 2020 года являлись выходными.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 174 НК РФ) и расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года.

С учетом того, что Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то нормы о продлении сроков предоставления отчетностей также могут быть применены к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года.

Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.04.2020 № НП-08-24/8051 «О применении финансовых санкций» указал, что считает возможным не привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года.

Учитывая изложенное, представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года - 15.05.2020 не образует состава правонарушения, указанного в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Соответственно, в рассматриваемом случае не имеется оснований для взыскания финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах за март 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что предлог «до» предполагает необходимость выполнения обязанности до указанной даты, то есть последним днем для представления сведений за март 2020 года является 14.05.2020, отклоняются ввиду того, что использование предлога «до» не имеет определяющего значения, так как абзацем 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установлена конкретная дата для исполнения обязательства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 302-ЭС21-325 по делу № А74-579/2020).

Аналогичным образом в части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что оплата должна производиться до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом в соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» последним днем срока внесения платы является десятое число месяца включительно.

Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что неустранимые сомнения, имеющие место в правовом регулировании публично-правовых отношений, к тому же сопряженном с возможностью привлечения частного лица к юридической ответственности, не могут быть истолкованы в ключе, влекущем более негативные последствия для слабой стороны таких правоотношений (частного лица).

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления № 11-П от 18.02.2019 и пункте 4.2 Постановления № 12-П от 18.05.2012 указал, что по смыслу статей 49, 50, 52 – 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.

Как следует из разъяснений пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 № 5-П, общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Соответственно, отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе пенсионного законодательства, как основания ответственности противоречит природе правосудия.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы заявителя являются ошибочными, представление сведений по форме СЗВ-М (тип – исходная) за март 2020 года 15.05.2020 не является основанием для привлечения общества к ответственности. Выводы суда первой инстанции о необходимости отказать в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за март 2020 года апелляционный суд считает правильными.

Следовательно, решение суда первой инстанции в обжалуемой части законно.

Апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и (или) имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора в обжалуемой части, влияли на обоснованность и законность судебного акта, опровергали выводы суда первой инстанции в обжалуемой части. Заявленные фондом в апелляционной жалобе доводы отклоняются, поскольку не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2023 по делу № А33-16503/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

М.Ю. Барыкин