ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 декабря 2023 года
Дело №
А33-17255/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «17» сентября 2023 года по делу № А33-17255/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Спортивные игры» (ИНН 2464122524,
ОГРН 1152468046609, далее – общество, ООО «Спортивные игры») о взыскании
8500 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе: по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год в размере 1500 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года в размере 1000 руб.; по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2021 года в размере 1000 руб.
Определением от 20.06.2023 Арбитражный суд Красноярского края принял заявление к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 14.08.2023, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 17.09.2023) по делу № А33-17255/2023 в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском совокупного срока на принятие мер по принудительному взысканию и обращение в суд, установленного статьями 88, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), и отсутствием оснований для его восстановления.
Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Фондом требований в полном объеме. В апелляционной жалобе Фонд приводит довод о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о пропуске срока на обращение в суд с вышеуказанным заявлением. Страхователю были выставлены требования об уплате финансовых санкций со следующими сроками исполнения: 07.07.2020 на сумму 1500 руб. и 23.12.2022 на общую сумму 7000 руб., то есть срок исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемый при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, истек 23.12.2022, соответственно, последним днем, когда Фонд был праве обратиться в суд является 24.06.2023. Таким образом, обратившись в суд 09.06.2023, Фонд не нарушил установленный для обращения срок.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 14.10.2023 09:18:52 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1) 20.03.2020 страхователь представил в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год на 3-х застрахованных лиц.
20.04.2020 должностным лицом Фонда составлен акт № 205S18200009267 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В акте отражено, что исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год на 3 застрахованных лиц представлена с нарушением, установленного пунктом 2 статьи 1 Закона № 27-ФЗ срока. Акт направлен страхователю по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом.
22.05.2020 Фондом вынесено решение № 205S19200010626 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. Указанным решением страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление сведений в установленный срок. Обществу назначен штраф в размере 1500 руб. Решение направлено по ТКС 26.05.2020.
16.06.2020 Фондом выставлено требование № 205S01200013484 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 07.07.2020. Требование было направлено обществу по ТКС 16.06.2020.
2) 01.03.2022 страхователь представил в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
В ходе проведения сверки отчетности за 2021 год, выявлен факт расхождения отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год и СЗВ-М (исходная) за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года на 2 застрахованных лиц (в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год указан период работы с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении Гераськиной Т.С., Мочулова Н.В., вместе с тем, отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за период с июня по декабрь 2021 год на указанных застрахованных лиц не представлялась).
Фонд направил страхователю уведомление от 04.04.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Уведомление направлено по ТКС 05.04.2022.
21.09.2022 Фондом составлены акты № 205S18220024251, № 205S18220024252,
№ 205S18220024253, № 205S18220024254, № 205S18220024255, № 205S18220024256,
№ 205S18220024258 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
01.11.2022 вынесены решение № 205S9220027337, № 205S9220027336,
№ 205S9220027335, № 205S9220027334, № 205S9220027333, № 205S9220027332,
№ 205S9220027331 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. Согласно названным решениям страхователь привлечен к ответственности за непредставление сведений в установленный срок.
05.12.2022 Фондом выставлены требования № 205S01220028652,
№ 205S01220028650, № 205S01220028649, № 205S01220028647, № 205S01220028645,
№ 205S01220028644, № 205S01220028643 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 23.12.2022. Требования направлены обществу по почте, что подтверждается копией списка почтовых отправлений от 07.12.2022 № 119.
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по вышеперечисленным требованиям истек, а страхователь требование не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Фондом пропущен срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает необходимым отметить следующее.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно абзацу 6 статьи 17 Закон № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена названной статьей, должностным лицом территориального органа Фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Срок составления указанного акта Законом № 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие в Законе № 27-ФЗ конкретного срока проведения проверки представленной страхователем отчетности не свидетельствует о том, что полномочие Фонда на проведение проверки представленных сведений не ограничено во времени.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Соответственно, суд первой инстанции верно отметил, что в данном случае подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок проведения камеральной налоговой проверки, который по общему правилу составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (часть 7 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 17 Закона № 27-ФЗ акт о выявлении правонарушения в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Фонда письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю)
(часть 13 статьи 17 закона № 27-ФЗ).
Согласно частям 15, 16 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В силу частей 18, 19 Закона № 27-ФЗ территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом (а в данном случае по аналогии и Фондом) при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В соответствии с пунктом 60 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В рассматриваемом случае совокупный размер взыскиваемых с общества финансовых санкций превысил 3000 руб. (1500 по решению от 22.05.2020
№ 205S19200010626 и 7000 руб. в сумме по решениям от 01.11.2022 № 205S9220027337, № 205S9220027336, № 205S9220027335, № 205S9220027334, № 205S9220027333,
№ 205S9220027332, № 205S9220027331).
С учетом вышеприведенных норм права, учитывая, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год поступили в Фонд 01.03.2022, проверка указанных сведений должна была быть проведена (завершена) и акт составлен до 01.06.2022. Затем в срок до 08.06.2022 включительно акт вручается либо направляется по почте. Также 6 дней отведено на вручение акта (до 17.06.2022 включительно). Возражения страхователем могли быть представлены в срок до 08.07.2022 включительно. Соответственно, решение должно было быть вынесено не позднее 22.07.2022 включительно (решение о продлении срока вынесения решения Фондом не принималось) + 5 дней на направление решения (до 29.07.2022 включительно) + 6 дней на вручение решения (до 08.08.2022 включительно) + 10 дней на вступление решения в силу (22.08.2022). После чего отведено 10 дней на направление требования (до 05.09.2022 включительно) и 6 дней на его получение (до 13.09.2022 включительно). Кроме того, по общему правилу 10 календарных дней на исполнение требования, то есть до 23.09.2022 включительно. Следовательно, с 23.09.2022 подлежит исчислению шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с требованием об уплате финансовых санкций, то есть в суд Фонд мог обратиться до 23.03.2023. Однако заявление подано Фондом в суд через систему «Мой арбитр» 09.06.2023, то есть с пропуском установленного срока. Ходатайство о восстановлении срока Фондом не заявлено (соответствующее ходатайство с указанием причин пропуска срока не заявлено Фондом и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции).
Утверждение Фонда о соблюдении им срока на обращение в суд (6 месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате финансовых санкций, превышающих 3000 руб.) имело место быть, если бы Фондом были соблюдены сроки проведения проверки, составления акта, вынесения решения и направления требования, предусмотренные действующим законодательством. Однако, как указано выше, несоблюдение указанных сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на обращение в суд (т.е. нарушение вышеуказанных сроков само по себе не является основанием для продления срока обращения в суд за принудительным взысканием финансовых санкций).
Таким образом, в связи с пропуском срока на обращение в суд и отсутствием ходатайства о его восстановлении, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований о взыскании финансовых санкций, начисленных на основании вышеуказанных решений.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьи 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «17» сентября 2023 года по делу № А33-17255/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.А. Иванцова