ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 декабря 2023 года
Дело №
А33-18544/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Сбербанк России»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «06» сентября 2023 года по делу № А33-18544/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ИНН <***>,
ОГРН <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
от 14.06.2023 № АД-223/2023.
Определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена
ФИО1
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 сентября 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что телефонные звонки, осуществленные с использованием автоматизированной программы робот-коллектор, имитируют телефонный разговор, то есть по существу являются одним из способов непосредственного взаимодействия с должником, следовательно, в данном случае заключение отдельного соглашения, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон
от 03.07.2016 № 230-ФЗ), не требуется.
По утверждению заявителя, телефонные разговоры с длительностью в несколько секунд нельзя признать полноценной коммуникацией.
Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют доказательства оказания банком психологического давления на должника в связи с наличием просроченной задолженности.
По утверждению общества, отягчающие административную ответственность обстоятельства административным органом не установлены, как и не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства.
Как указывает заявитель, банк не является организацией, осуществляющей деятельность по возврату просроченной задолженности, в качестве основного вида деятельности и не включен в государственный реестр, что исключает возможность истребовать управлением у банка сведения вне процессуальных рамок Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну.
Кроме того, до составления протокола об административном правонарушении, банку было отказано в ознакомлении с имеющимися у управления документами, чем были нарушены права привлекаемого лица на защиту, в момент вынесения протокола.
Также, как утверждает заявитель, судом первой инстанции не учтено, что на момент поступления в управление жалобы ФИО1 со стороны банка отсутствовали попытки взаимодействия. Первые попытки взаимодействия со стороны банка инициированы уже после поступления жалобы должника в административный орган.
При этом, по мнению заявителя, имеются основания для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, либо снижения размера назначенного административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьей 4.1 КоАП РФ, либо замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), либо применения положений статьи 4.2 КоАП РФ.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В управление поступило обращение ФИО1, содержащее информацию о нарушении ПАО «Сбербанк России» положений действующего законодательства при осуществлении с ФИО1 взаимодействия посредством телефонных звонков, направленного на возврат просроченной задолженности.
В целях проверки полученных сведений о нарушении обязательных требований при совершении действий по возврату просроченной задолженности в адрес
ПАО «Сбербанк» направлен запрос о предоставлении информации.
Установлено, что между ФИО1 и банком был заключен договор
от 26.11.2014, обязательства заемщиком не исполнены.
В целях возврата просроченной задолженности банк использовал автоматизированную программу «робот-коллектор», имитирующую процесс телефонных переговоров, посредством которой осуществлялись телефонные звонки по телефонному номеру ФИО1, направлял смс-сообщения, голосовые сообщения на телефонный номер, а также текстовые сообщения на адрес электронной почты должника.
В частности, взаимодействие с ФИО1 с использованием «робота- коллектора» осуществлялось 06.03.2023 в 05 час. 47 мин., в 06 час 33 мин., 07.03.2023 в 05 час. 05 мин., в 05 час. 45 мин, и в 06 час. 27 мин.
Установлено, что ПАО «Сбербанк» осуществляло с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством многочисленных телефонных звонков, в том числе с использованием «робота-коллектора», более одного раза в сутки, а именно: 06.03.2023 в 05 час. 47 мин., и в 06 час. 33 мин в количестве 2 раз; 07.03.2023 в 05 час. 05 мин., в 05 час. 45 мин. и в 06 час. 27 мин в количестве 3 раз; 10.03.2023 в 06 час. 49 мин., в 10 час. 51 мин. и в 14 час. 20 мин. в количестве 3 раз; 12.03.2023 в 06 час. 33 мин., в 07 час. 54 мин., в 12 час. 09 мин. в количестве 3 раз.
ПАО «Сбербанк» осуществляло с ФИО1 взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством многочисленных телефонных звонков, в том числе с использованием «робота-коллектора», более 2-х раз в неделю, а именно: в период с 06.03.2023 по 12.03.2023 (календарная неделя) в количестве 11-ти раз (06.03.2023 в 05 час. 47 мин. и в 06 час. 33 мин.; 07.03.2023 в 05 час. 05 мин., в 05 час. 45 мин. и в 06 час. 27 мин.; 10.03.2023 в 06 час. 49 мин., в 10 час. 51 мин. и в 14 час. 20 мин.; 12.03.2023 в 06 час. 33 мин., в 07 час. 54 мин., в 12 час. 09 мин.).
ПАО «Сбербанк» осуществляло с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством многочисленных телефонных звонков, в том числе с использованием «робота-коллектора», более 8-ми раз в месяц, а именно: в пределах календарного месяца с 01.03.2023 по 31.03.2023 в количестве 12-ти раз (04.03.2023 в 14 час. 05 мин., 06.03.2023 в 05 час. 47 мин. и в 06 час. 33 мин.; 07.03.2023 в 05 час. 05 мин., в 05 час. 45 мин. и в 06 час. 27 мин.; 10.03.2023 в 06 час. 49 мин., в 10 час. 51 мин. и в 14 час. 20 мин.; 12.03.2023 в 06 час. 33 мин., в 07 час, 54 мин., в 12 час. 09 мин.).
Письменное соглашение, предусматривающее иные, за исключением указанных в части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ, способы взаимодействия по вопросам возврата просроченной задолженности ПАО «Сбербанк» с должником не заключало, данное соглашение у ПАО «Сбербанк» отсутствует.
Исходя из представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, административный орган установил нарушение ПАО «Сбербанк» части 2 статьи 4, части 1, пунктов 4 и 6 части 2 статьи 6, подпунктов «а», «б», «в» пункта 3 части 3 статьи 7 Закона № 230-ФЗ.
По факту выявленных нарушений управлением в отношении ПАО «Сбербанк» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Постановлением от 14.06.2023 ПАО «Сбербанк» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Соблюдение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности обеспечивает статья 14.57 Кодекса, часть 1 которой устанавливает административную ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств установлены Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя способы, перечисленные в указанных пунктах части 1 статьи 4 Закона.
Запрет на непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц, закреплен в статье 7 Закона № 230-ФЗ.
Запреты на оказание психологического давления на должника и иных лиц и способы такого давления закреплены в статье 6 Закона № 230-ФЗ.
Порядок взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, предусмотрен частью 1 статьи 4 и частями 3, 5 статьи 7 Закона № 230-ФЗ. Указанное взаимодействие осуществляется с должником, которым в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона № 230-ФЗ является физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство, только после возникновения просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа).
При заключении договора потребительского кредита (займа) заемщик не является должником в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 230-ФЗ.
Основанием взаимодействия банка с должником, является договор, заключенный между банком и должником.
Общество, осуществляя в целях возврата просроченной задолженности ФИО1 многочисленные телефонные звонки, в том числе с использованием
«Робота-коллектора» по номеру телефона, принадлежащего третьему лицу, тем самым оказывало на должника психологическое воздействие, принуждая тем самым погасить просроченную задолженность.
Как указано выше установив ограничения по количеству звонков в определенный период, законодатель запретил, в том числе действия кредитора (лица, действующего в его интересах) по инициированию такого взаимодействия сверх установленных ограничений. Устанавливая пределы частоты взаимодействия, законодатель преследовал цель ограничить лиц от излишнего воздействия со стороны кредиторов и лиц, действующих в их интересах.
Тем самым, банк допустил нарушение указанных требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ, при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности ФИО1, посредством многочисленных телефонных звонков, в том числе с использованием «Робота-коллектора», действовал не добросовестно и не разумно, злоупотреблял предоставленным правом, оказывал на должника психологическое давление.
Факт нарушения обществом требований Закона № 230-ФЗ подтверждается материалами дела.
Суд апелляционный инстанции считает необходимым отметить, что сам факт набора телефонного номера с целью соединения с должником сверх установленных пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона № 230-ФЗ ограничений свидетельствует о наличии правонарушения независимо от наличия соединения, продолжительности разговора и достижения результата, ожидаемого от разговора. Установив ограничения по количеству взаимодействий (в том числе телефонных звонков в адрес должника) в определенные периоды, законодатель запретил и действия кредитора (лица, действующего в его интересах) по инициированию такого взаимодействия сверх установленных ограничений. Устанавливая пределы частоты взаимодействия, законодатель преследовал цель ограничить должника (иных лиц) от излишнего (неразумного) воздействия со стороны кредиторов и лиц, действующих в их интересах. Несмотря на то, что взаимодействие, по общему правилу, предусматривает участие в нем, как минимум двух сторон, установленные Законом № 230-ФЗ правила касаются ограничений также в отношении стороны, инициирующей такое взаимодействие.
Позиция банка о том, что звонки выполнял робот-коллектор, имитирующий телефонный разговор в форме диалога, а, следовательно, такое взаимодействие относится к непосредственному взаимодействию в виде телефонных переговоров, в связи с чем заключение отдельного письменного соглашения об использовании такого способа взаимодействия не требовалось, не принимается судом апелляционной инстанции.
В данном случае использование названного метода с применением искусственного интеллекта не относится ни к одному из способов, установленных частью 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ, то есть является иным способом взаимодействия, для использования которого необходимо письменное соглашение, заключенное между должником (третьим лицом) и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
На основании изложенного, а также, поскольку обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Закона № 230-ФЗ, вывод административного органа о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса, обоснованно признан судом верным. В связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений порядка и срока давности привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
То обстоятельство, что банк не является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство в рамках вменяемого административного правонарушения не является обязательным признаком субъекта, привлекаемого к административной ответственности, через указанное понятие лишь раскрывается функция органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Истребованные в рамках рассмотрения обращений граждан Российской Федерации сведения и документы не содержат сведений, составляющих банковскую тайну, и не включены в перечень сведений, установленных статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1), являются в большинстве своем типовыми, не образуют режим банковской тайны; из оспариваемого постановления следует, что существо нарушения выразилось в использовании несогласованного способа взаимодействия с должником, превышение частоты взаимодействия; управление действовало в рамках исполнения своей компетенции по контролю в установленной сфере общественных отношений (пункт 7 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004
№ 1316). При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному вводу о соответствии действий управления по направлению запроса с целью проверки доводов о возможных нарушениях банком действующего законодательства.
Действительно, банку было отказано в ознакомлении с имеющимися у управления документами до даты возбуждения дела об административном правонарушении. При этом при составлении протокола об административном правонарушении представитель банка не присутствовал. Более того, 16.05.2023 в управление от банка поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела и 16.05.2023 представитель банка бал ознакомлен с материалами дела путем фотофиксации.
То обстоятельство, что взаимодействия со стороны банка инициированы уже после поступления жалобы должника в административный орган, не изменяют того, что полученная информация от банка явилась основанием для выявления нарушений.
Размер санкции определен с учетом неоднократного привлечения общества к административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения, основания для применения в данном случае статей 2.9, 4.1.1, 4.1.2 Кодекса отсутствуют.
Обществом не представлено доказательств наличия каких-либо исключительных и чрезвычайных обстоятельств, свидетельствующих о наличии в рассматриваемом случае признаков малозначительности правонарушения. Временной период осуществления спорных взаимодействий свидетельствует о том, что нарушение в отношении должника носило длительный и системный характер. При этом допущенное нарушение связано с оказанием недопустимого психологического воздействия на физическое лицо.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, так как исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности правонарушения, отсутствуют.
Учитывая размер административного штрафа, отсутствие доказательств тяжелого материального положения заявителя, доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного спорного правонарушения и его последствиями, а также с учетом того, что административное правонарушение не является совершенным впервые, что подтверждается информацией, размещенной в открытом доступе в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (№№А33-11800/2022, А33-13413/2022 и др.), оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не применимы, поскольку заявитель не является ни субъектом малого и среднего предпринимательства, ни некоммерческой организацией, включенной по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что усматривается из открытых сведений на официальных интернет-сайтах Федеральной налоговой службы и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Ссылки общества на то, что при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку наказание назначено с учетом отягчающего обстоятельства - неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
В апелляционной жалобе заявитель преимущественно излагает обстоятельства дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
По данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «06» сентября 2023 года по делу № А33-18544/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.В. Юдин