ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
декабря 2017 года | Дело № | А33-18808/2016 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «06» декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «08» декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии: от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Дивное место») -
ФИО2, представителя по доверенности от 25.10.2016; ФИО3, представителя по доверенности от21.08.2017 № 3/03,
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края) - ФИО4, представителя по доверенности от 30.12.2016 № мпр/1-02294;
от третьего лица (ООО «Проектстандартстрой») - ФИО5, представителя по доверенности от 23.09.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дивное место»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «08» августа 2017 года по делу № А33-18808/2016, принятое судьёй ФИО6,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дивное место» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлению к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – ответчик, Министерство природных ресурсов) о признании незаконным и отмене приказа от 21.07.2015 № 5/1329-ГЛР/Р.
Определением от 26.08.2016 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 27.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края,
ООО «Проектстандартстрой», ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда о замене ответчика от 28.02.2017 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спор привлечено Министерство Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Решением от 08.08.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с жалобой, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований по следующим основаниям.
- Оспариваемым приказом существенно нарушаются законные права и интересы заявителя, в частности, вследствие издания оспариваемого приказа и образования объекта недвижимости с кадастровым номером 24:46:1203002:65/l площадь арендуемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65, предоставленного заявителю на аукционе, уменьшилась на площадь. равную площади части земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65/1.
- Фактически изменены условия договора аренды от 22.10.2008 № 249/р, заключенного на основании результатов публичных торгов. При этом с заявителя незаконно взимается арендная плата за предоставленную ООО «Проектстандартстрой» часть земельного участка. Вследствие уменьшения площади земельного участка должно было произойти и соразмерное уменьшение размера арендной платы.
- Участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65/1 предоставлен
ООО «Проектстандартстрой» без проведения торгов для использования дороги, являющейся улучшением участка с кадастровым номером.
- ООО «Дивное место» в материалы дела предоставлен проект освоения лесов по арендуемому Обществом участку. Проект предусматривает в качестве объектов лесной инфраструктуры: парковочные места, временные постройки как существуюпцие, так и планируемые к созданию на протяжении всего срока аренды лесного участка.
- Оспариваемым приказом создан новый объект недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 24:46:1203002:65/1 на основании ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из буквального толкования текста оспариваемого приказа Министерством на основании ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об образовании части земельного участка площадью 0,628 Га из состава земель лесного фонда с кад. № 224:46:1203002:65.
- Частью 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации императивно установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
- Земельный кодекс Российской Федерации не предусмотрено образование части земельного участка. Иными законодательными актами также не предусмотрено образования такого объекта недвижимости, как часть земельного участка. Фактически оспариваемым приказом создан новый земельный участок, в обход существующей процедуры.
- Судом первой инстанции необоснованно не применены нормы ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
- Судом не исследовано то обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером 24:46:1203002:65 имеется лесная дорога, принадлежащая заявителю на праве аренды.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, просит оставить решение без изменения и приводит следующие возражения простив доводов апелляционной жалобы.
- Часть земельного участка была поставлена на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства. Часть лесотакционного выдела может предоставляться в аренду.
- Поскольку на учет поставлена часть земельного участка, то основной земельный участок не изменился, в связи с чем согласи арендодателя не требуется.
- Лесной кодекс Российской Федерации допускает возможность многоцелевого использования земельных участков.
- Оспариваемый приказ не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Проектстандартстрой», так же возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
- Объектами земельных отношений могут являться, в том числе, и части земельных участков. При выделении части участка согласия арендатора не требуется, поскольку образования нового участка не происходит.
- Освоение лесов осуществляется на основе мноцелевого использования, соответственно, участок может быть предоставлен для одной или нескольких целей, в том числе и разным лицам.
- Заявитель не использует надлежащим образом предоставленный ему земельный участок, однако препятствует использованию его иными лицами.
В судебном заседании стороны и третье лицо поддержали свои позиции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Манская Запань» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.10.2008 № 49/р, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 1,9 га на срок 44 года, а арендатор обязуется своевременно вносить установленную договором арендную плату. В пункте 2 договора определен лесной участок, передаваемый в аренду. Схемы расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора). Арендатору лесной участок передан по акту приема-передачи для использования в целях и объемах согласно приложению № 3. В приложении № 4 к договору определены сроки и размеры внесения арендной платы (пункт 6). Согласно приложению № 4 арендная плата подлежит оплате в сроки: до 15.02., до 15.07, с 2009 по 2052 ежегодно. Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 29.10.2052 (пункт 26 договора). Согласно отметке Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю договор аренды зарегистрирован 16.12.2008.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 15.10.2015 права арендатора по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 № 49/р (лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га, расположенного: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2,9,10,16,28,37, с кадастровым номером 24:46:103002:65) перешли к ООО «Дивное место».
Заявителем в материалы дела представлены «Изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка переданного в аренду. Договор аренды от 22.10.2008 №49/р». Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.07.2014 №1/591-од утверждено положительное экспертное заключение на изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка переданного в аренду.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 21.07.2015 № 5/1329-ГЛР/Р образована часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 площадью 0,628 га (6280 кв.м.), отнесенная к защитным лесам, расположенная Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 (части выделов 2,9,10,16,28,37).
Письмом от 28.09.2016 исх.№л/1-432 Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края сообщило заявителю, что Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 21.07.2015 № 5/1329-ГЛР/Р служит основанием для формирования и постановки на государственный кадастровый учет части участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65, прав пользования частью участка не дает.
Как следует из письма Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 №л/1-3002 часть территории государственного лесного фонда в квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества КГБУ «Красноярское лесничество», общей площадью 1,8413 га, предоставлена в 2016 году в пользование по договору аренды лесного участка ООО «Проектстандартстрой» для использования в целях строительства, реконструкции и эксплуатации подъездной автомобильной дороги. К указанному договору лесопользователем разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение, в министерство представлена лесная декларация на использование лесов в 2016-2017 гг.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в отзыве пояснило, что 18.09.2015 года на кадастровый учет поставлена часть земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65, с присвоением кадастрового номера 24:46:1203002:65/1, площадью
6280 кв.м., местоположением: Красноярский край, в границах муниципального образования г.Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале №7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37), предназначенная для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на основании заявления ТУ ФАУГИ в Красноярском крае и межевого плана, представленного в форме электронного в форме электронного документа. В настоящий момент, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об ограничениях (обременениях) прав в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 ООО «Дивное Место» (№24-24/007-24/007/001/2015-5141/3 от 03.12.2015) и ООО «Проекстандартстрой» (№24-24/001-24/001/059/2016-3419/3 от 21.04.2016).
09.07.2015 года ООО «Стандарт» обратилось в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - МПР и Эк) с заявлением об образовании лесных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 1,8413 га защитных лесов, расположенные: Красноярский край, МО г. Дивногорск, Красноярское лесничество, УстьМанское участковое лесничество, квартал 7 (часть выдела 9, 10, 16, 37, 2) для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 49 лет для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (подъездная автомобильная дорога), в соответствии с разработанными актами натурного технического обследования. Лесные участки необходимы для строительства подъездной автомобильной дороги. К письму прилагались акты натурнотехнического обследования, подписанные руководителем
КГБУ «Красноярское лесничество» и таксационное описание лесных насаждений.
На основании приказа № 5-1329-ГЛР/Р было принято решение образовать часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65.
Лесной участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 находится в аренде
ООО «Дивное место» в целях осуществления рекреационной деятельности.
По договору аренды лесных участков №149 от 17.03.2016, подписанным на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 21.12.2015 №5/644-од ООО «Проектстандартстрой» передан в аренду в том числе и лесной участок площадью 0,6280 га защитных лесов, местоположение Красноярский край, в границах муниципального образования г.Дивногорск, Красноярское лесничество,
Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2,9,10,16,28,37, с кадастровым номером 24:46:103002:65 (учетный номер части 1).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый приказ был принят Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах его компетенции, что не оспаривается сторонами.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 произведена замена ответчика по настоящему делу - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на его правопреемника – Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Лесной участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 находится в аренде
ООО «Дивное место» в целях осуществления рекреационной деятельности.
На основании приказа № 5-1329-ГЛР/Р было принято решение образовать часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65, указанной части впоследствии был присвоен номер 24:46:1203002:65/1.
Как следует из подпункта 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду.
Довод общества о том, что часть лестного участка не может быть самостоятельным объектом оборота, не верен.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии с пунктом 52 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 №516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, является часть лесотаксационного выдела.
В соответствии с оспариваемым Приказом от 21.07.2015, часть земельного участка образуется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, и образуется он в квартале №7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37).
При этом образование части земельного участка не является процедурой образования нового земельного участка, поскольку нового земельного участка не возникает, характеристики имеющегося земельного участка (площадь, координаты и т.д.) сохраняются неизменными.
В силу этого часть 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае не применима.
Названная норма устанавливает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, в соответствии с часть 2 этой же статьи, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
То есть образование нового земельного участка влечет прекращение существования предшествующего.
Это подтверждается положениями части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование) и части 1 статьи 11.5 этого же Кодекса (выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)).
В данном случае земельный участок, предоставленный обществу, своих характеристик не изменил, с учета не снят. То есть образования нового земельного участка в смысле статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не произошло.
В таком случае к рассматриваемым правоотношениям не применимы положения части 4 статьи 11.3 (образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков), на которые ссылается заявитель.
В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Действующее лесное законодательство, земельное законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа при образовании части лесного участка получать согласие арендаторов, использующих лесной участок.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
О возможности постановки на учет именно части земельного участка говорит статья 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В указанной статье закреплено, что государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.
Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.
Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Таким образом, часть земельного участка может быть поставлена на кадастровый учет, она ставится на учет с целью обременения, например, заключения в отношении нее отдельного договора аренды.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» сказано, что в соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Судам следует иметь в виду, что это положение Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе с учетом статьи 606 Кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.
Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, земельный участок или его часть быть объектом аренды только после формирования его границ (межевания) и постановки на кадастровый учет.
Именно поэтому министерство приняло оспариваемый приказ.
Частично правомерность действий Министерства подтверждается так же тем, что с 11.08.2017 Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» статья 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена частью 9, согласно которойдопускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в настоящей части случае осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Указанная норма вступила в силу после издания оспариваемого приказа, но в тоже время в настоящее время она прямо регулирует порядок реализации правомочий Министерства на совершение действий по выделению части земельного участка лесного фонда и постановке его на кадастровый учет, что, в случае удовлетворения иска, означало бы невозможность запрета таких действий Министерству в дальнейшем.
Из части 7 статьи 38 Закона № 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
09.07.2015 года ООО «Стандарт» (в последствии «Проектстандартстрой») обратилось в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - МПР и Эк) с заявлением об образовании лесных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 1,8413 га защитных лесов, расположенные: Красноярский край,
МО г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 (часть выдела 9, 10, 16, 37, 2) для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 49 лет для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (подъездная автомобильная дорога), в соответствии с разработанными актами натурного технического обследования. Лесные участки необходимы для строительства подъездной автомобильной дороги. К письму прилагались акты натурно-технического обследования, подписанные руководителем КГБУ «Красноярское лесничество» и таксационное описание лесных насаждений.
Как следует из письма Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 №л/1-3002 часть территории государственного лесного фонда в квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества КГБУ «Красноярское лесничество», общей площадью 1,8413 га, предоставлена в 2016 году в пользование по договору аренды лесного участка ООО «Проектстандартстрой» для использования в целях строительства, реконструкции и эксплуатации подъездной автомобильной дороги. К указанному договору лесопользователем разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение, в министерство представлена лесная декларация на использование лесов в 2016-2017 гг.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в отзыве пояснило, что 18.09.2015 года на кадастровый учет поставлена часть земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65, с присвоением кадастрового номера 24:46:1203002:65/1, площадью
6280 кв.м., местоположением: Красноярский край, в границах муниципального образования г.Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале №7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37), предназначенная для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на основании заявления ТУ ФАУГИ в Красноярском крае и межевого плана, представленного в форме электронного в форме электронного документа. В настоящий момент, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об ограничениях (обременениях) прав в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 ООО «Дивное Место» (№24-24/007-24/007/001/2015-5141/3 от 03.12.2015) и ООО «Проекстандартстрой» (№24-24/001-24/001/059/2016-3419/3 от 21.04.2016).
Таким образом, часть земельного участка образована и поставлена на учет для предоставления в аренду, для эксплуатации линейного объекта (дороги). В силу этого противоречий с действующим законодательством апелляционный суд не обнаруживает.
Оценивая довод заявителя о нарушении его прав и вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ не может затрагивать права и интересы заявителя, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Манская Запань» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.10.2008 № 49/р, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 1,9 га на срок 44 года, а арендатор обязуется своевременно вносить установленную договором арендную плату. В пункте 2 договора определен лесной участок, передаваемый в аренду. Схемы расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложениях
№ 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора). Арендатору лесной участок передан по акту приема-передачи для использования в целях и объемах согласно приложению № 3. В приложении № 4 к договору определены сроки и размеры внесения арендной платы (пункт 6). Согласно приложению № 4 арендная плата подлежит оплате в сроки: до 15.02., до 15.07, с 2009 по 2052 ежегодно. Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 29.10.2052 (пункт 26 договора). Согласно отметке Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю договор аренды зарегистрирован 16.12.2008.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 15.10.2015 права арендатора по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 № 49/р (лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га, расположенного: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2,9,10,16,28,37, с кадастровым номером 24:46:103002:65) перешли к ООО «Дивное место».
Заявителем в материалы дела представлены «Изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка переданного в аренду. Договор аренды от 22.10.2008 №49/р». Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.07.2014 №1/591-од утверждено положительное экспертное заключение на изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка переданного в аренду.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 21.07.2015 № 5/1329-ГЛР/Р образована часть лесного участка из состава земель лесногофонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 площадью 0,628 га (6280 кв.м.), отнесенная к защитным лесам, расположенная Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 (части выделов 2,9,10,16,28,37).
Таким образом, действительно, часть земельного участка была образована (выделена) из участка, переданного заявителю.
Вместе с тем, все обстоятельства, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав, связаны не с изданием оспариваемого приказа, а с последующими действиями Министерства.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (статья 607 указанного Кодекса). Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах. Пункт 1 статьи 25 Лесного кодекса перечисляет виды использования лесов, в том числе заготовку древесины, строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов. При этом пунктом 2 статьи 25 Кодекса предусмотрено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами. Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, в отношении которой полномочиями по владению, пользованию и распоряжению обладает Российская Федерация. В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам только в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктами 28, 29 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются. Согласно пункту 32 данного Приказа, информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
На основании приказа № 5-1329-ГЛР/Р было принято решение образовать часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65. Лесной участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 находится в аренде ООО «Дивное место» в целях осуществления рекреационной деятельности.
Однако материалы дела не содержат подтверждения нарушения каких либо прав заявителя, как арендатора земельного участка именно вследствие принятия решения о постановке на учет части земельного участка. Нарушения, связанные с изменением предмета аренды и соответствующего изменения размера арендной платы, с пользованием объектом недвижимости и т.д. являются предметами иных споров и непосредственно текстом оспариваемого приказа не предусматриваются.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку участок передан в аренду по договору аренды третьему лицу на основании другого приказа от 21 декабря 2015 года №5644-од, требования заявителя об оспаривании приказа не приведут к восстановлению нарушенного права, поскольку по участку заключен договор аренды.
В соответствии с пунктом 56 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации «лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах». В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации «Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности».
В ходе рассмотрения представленных ООО «Стандарт» документов министерством был сделан правомерный вывод о том, что образуемая часть лесного участка может быть использована для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, что подтверждается следующим. Образованная часть лесного участка расположена в Красноярском лесничестве, Усть-Манском участковом лесничестве, в квартале 7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37). В соответствии с Таблицей 5 раздела 1.2 Лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества «Виды разрешенного использования лесов» строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (стр. 43) разрешается в квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества. Таким образом, у министерства имелись законные основания для принятия оспариваемого приказа, приказ является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В Лесного кодексе учитывая правила многоцелевого использования лесов не содержится требований о согласовании с арендатором передачи части лесного участка другому лицу. Таким образом заявителем не опровергнуты возражения ответчика и третьего лица о допустимости многофункционального использования лесного участка, если права арендатора не нарушаются в связи с чем оснований для удовлетворения требований о признании приказан незаконным не имеется.
Таким образом, закон допускает многофункциональное использование земельных участков.
Каких либо реальных доказательств препятствования осуществлению заявителем рекреационной деятельности на занимаемом земельном участке вследствие образования его части и постановки ее на учет, общество не представило.
Довод общества о том, что ООО «Проектстандартстрой» передана в аренду уже имевшаяся дорога, во-первых, не подтверждается материалами дела (поскольку дорога, согласно таксационному описанию, в 39 квартале), а ООО «Проектстандартстрой» передан участок в кварталах 2, 9, 10, 16, 37, что прямо следует из приказа; во-вторых, данный довод, в случае его доказанности, только подтверждал бы право министерства сформировать участок для эксплуатации линейного объекта.
Что касается довода общества о том, что дорога была построена им в качестве неотделимого улучшения участка, то, во-первых, он противоречит вышеназванному доводу, во-вторых, не подтверждается документально.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО «Дивное место» в удовлетворении его заявления. Основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы ООО «Дивное место» оплатило 3000 рублей государственной пошлины по чеку-ордеру от 07.09.2017, из которых 1500 рублей были возвращены определением от 11.10.2017. В остальной части расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «08» августа 2017 года по делу № А33-18808/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Н.А. Морозова | |
Судьи: | Г.Н. Борисов | |
О.А. Иванцова |