ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-19052/2021 от 21.04.2022 АС Восточно-Сибирского округа

1044/2022-8779(2)





Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru  тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  21 апреля 2022 года Дело № А33-19052/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н., 

с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего  организацию видеоконференц-связи, Кужлева А.В., при ведении протокола отдельного  процессуального действия секретарем судебного заседания Коремблюм А.Г., 

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной  ответственностью «Телекомпания 8 канал» - Крастелева Р.Е. (доверенность от 25.08.2021,  диплом, паспорт), представителей Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций – Сафьяновой Е.Г.  (доверенность от 06.08.2021, диплом, паспорт), Сватусь А.А. (доверенность от 30.12.2021,  диплом, паспорт), Ярощук К.С. (доверенность от 07.04.2022, диплом, паспорт),  Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций - Сафьяновой Е.Г. (доверенность  от 30.12.2021, диплом, паспорт), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Телекомпания 8 канал» на решение Арбитражного суда  Красноярского края от 16 сентября 2021 года по делу № А33-19052/2021 и постановление  Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу, 

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и  массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) обратилась в Арбитражный суд 


[A1] Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью  «Телекомпания 8 канал» (ОГРН 1172468007403, ИНН 2463106329, далее - общество,  ООО «Телекомпания 8 канал») об аннулировании лицензии от 02.02.2018  серии ТВ № 29134 на осуществление телевизионного вещания телеканала «Восьмой канал  Красноярск». 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Енисейское управление  Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых  коммуникаций (далее - Управление). 

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2021 года,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда  02 февраля 2022 года, заявленное требование удовлетворено. 

ООО «Телекомпания 8 канал» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда  первой, постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество устранило нарушения и  своевременно об этом уведомило Роскомнадзор, а Роскомнадзор в нарушение  действующего законодательства обратился в суд с иском об аннулировании лицензии  общества лишь потому, что общество в подтверждение устранения нарушения не  представило дополнительные документы, то есть не представило приложения.  Аннулирование лицензии является крайней мерой воздействия и применение такой меры  должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности характеру совершенного  деяния, в то время как суть вменяемого правонарушения - это несоблюдение рекламной  концепции вещания, которое было прекращено с момента прекращения вещания по  лицензии. Апелляционный суд данный довод общества не рассмотрел. Выводы судов о  том, что поскольку обществом не исполнена обязанность по уведомлению в письменной  форме Роскомнадзора об устранении нарушения, то обязанности у Роскомнадзора о  возобновлении действия лицензии не возникло, не означает, что у Роскомнадзора  возникли правовые основания на аннулирование этой лицензии. 

В отзывах на кассационную жалобу Роскомнадзор и Управление считают ее  доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными. 

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 


[A2] В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы  поддержал; представители Роскомнадзора и Управления указали на законность и  обоснованность судебных актов. 

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела  доказательствам, правильность применения судами норм материального и  процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в  кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Телекомпания  8 канал» имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии  ТВ № 29134 со сроком действия 10 лет. В соответствии с условиями лицензии,  указанными в приложении, предусмотрена универсальная среда вещания телеканала  «Восьмой канал Красноярск» с общим объемом вещания 168 часов в неделю, ежедневно,  круглосуточно на территории Российской Федерации по направлению вещания  (без процентного соотношения) «Рекламное». 

В период с 14.01.2019 по 29.01.2019 Управлением с целью исполнения поручения  Роскомнадзора от 27.12.2018 № 04-111833 было проведено внеплановое систематическое  наблюдение телеканала «Восьмой канал Красноярск» на предмет соблюдения  лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и обязательных требований  нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением  телерадиовещания. 

Результаты систематического наблюдения зафиксированы в акте от 29.01.2019   № А-24/7/МК-29/24/2, согласно которому телевизионное вещание осуществляется  ООО «Телекомпания 8 канал» с нарушением лицензионных и обязательных требований:  не соблюдается программная направленность распространяемого телеканала «Восьмой  канал Красноярск», присутствуют информационное, информационно-аналитическое,  развлекательное, спортивное направления вещания, в то время как согласно приложению   № 1 к лицензии направленность указанного телеканала должна быть рекламная  (соответственно, вещание рекламных роликов, рекламных сообщений, рекламных  конкурсов, телемагазинов). 


[A3] Поскольку в нарушение требований части 5 статьи 31.7 Закона Российской  Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о  СМИ) общество не уведомило в письменной форме Роскомнадзор об устранении  нарушений, повлекших за собой выдачу предписания, Управлением с целью контроля  исполнения предписания в период с 18.03.2019 по 05.04.2019 проведено внеплановое  систематическое наблюдение в отношении общества, в ходе которого выявлено  неисполнение ранее выданного обществу предписания, о чем составлен акт внепланового  систематического наблюдения от 05.04.2019 № А-24/7/МК-11/24/41. 

В связи с невыполнением обществом в установленный срок предписания,  руководствуясь частью 4 статьей 31.7 Закона о СМИ, приказом Роскомнадзора  от 25.06.2019 № 138-смк действие лицензии было приостановлено сроком до 20.09.2019. 

Указанный приказ Роскомнадзора от 25.06.2019 № 138-смк оспорен обществом в  судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 года  по делу № А40-186161/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого  арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 года и постановлением  Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2021 года, в удовлетворении  требования общества отказано. Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили  из доказанности Роскомнадзором обоснованности выдачи обществу (лицензиату)  предписания, его получения, предупреждения общества о том, что в случае невыполнения  предписаний, действие лицензии будет приостановлено, пришли к выводу, что  оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не  нарушает права общества. 

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2021 года   № 305-ЭС21-10904 отказано в передаче дела № А40-186161/2019 в Судебную коллегию по  экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного  производства. 

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания и  издания приказа Роскомнадзора от 25.06.2019 № 138-смк, обществом не устранены;  доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, обществом не  представлено, Роскомнадзор обратился в суд с требованием об аннулировании лицензии  от 02.02.2018 серии ТВ № 29134 на осуществление телевизионного вещания телеканала  «Восьмой канал Красноярск», выданной ООО «Телекомпания 8 канал». 

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций  пришли к выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии. 


[A4] Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные  акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу  следующего. 

Согласно пункту 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности», статье 31 Закона о СМИ  телевизионное вещание осуществляется на основании лицензии на вещание. 

Постановлением Правительства Российской Федерации 23.09.2020 № 1529  утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, в  силу подпункта «а» пункта 4 которого соблюдение программной направленности  телеканала является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату. Согласно  пункту 7 указанного Положения продление срока действия лицензии, приостановление,  возобновление, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии и ведение  реестра лицензий осуществляется в порядке, установленном Законом о СМИ. 

Основания и порядок приостановления, возобновления, прекращения действия  лицензии и аннулирования лицензии, в том числе выдачи лицензиату предписания об  устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения,  установлены статьей 31.7. Закона о СМИ. 

В силу части 4 статьи 31.7. Закона о СМИ лицензирующий орган приостанавливает  действие лицензии на срок не более трех месяцев в случае невыполнения лицензиатом в  установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении выявленного  нарушения или в случае выявления лицензирующим органом грубого нарушения  лицензионных требований. При выдаче такого предписания лицензирующий орган  предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения  лицензиатом в установленный срок такого предписания. 

Согласно части 5 статьи 31.7 Закона о СМИ в срок, установленный для устранения  выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат  обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения,  повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о  приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов,  подтверждающих устранение выявленного нарушения. 

В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не  устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии,  лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. 

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления  лицензирующего органа об аннулировании лицензии в случаях неустранение лицензиатом 


[A5] в установленный лицензирующим органом срок нарушения, повлекшего за собой  приостановление действия лицензии (части 6, 9 статьи 31.7 Закона о СМИ). 

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение части 5  статьи 31.7 Закона о СМИ в срок приостановления приказом Роскомнадзора от 25.06.2019   № 138-смк действия лицензии до 20.09.2019 ООО «Телекомпания 8 канал» не были  представлены документы и материалы, подтверждающие устранение выявленного  нарушения. 

Направленные обществом в адрес Роскомнадзора письма не содержали данных,  подтверждающих устранение выявленного нарушения, и не были сопровождены  предусмотренными Законом о СМИ документами и материалами, подтверждающими  устранение выявленного нарушения лицензионных требований, а содержали в себе лишь  несогласие с выявленным нарушением. 

При этом судом первой инстанции не установлена невозможность устранения  нарушения, учитывая также представленные ответчиком в ходе рассмотрения дела  доказательства (уведомление от 06.09.2021 и приложенные к нему документы и  материалы, датированные 2019 годом). 

Доказательств наличия уважительных причин несвоевременного устранения  выявленных нарушений, а также соответствующих попыток их устранить в течение  длительного периода (более двух лет), обществом в материалы дела не представлено. 

Фактическое прекращение вещания во исполнение приказа Роскомнадзора   № 138-смк 25.06.2019 не является фактом надлежащего устранения выявленных  нарушений. 

По доводам кассационной жалобы о соразмерности применения аннулирования  лицензии при установленных по делу обстоятельствах суд кассационной инстанции  приходит к следующим выводам. 

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря  2000 года № 244-О, от 7 февраля 2002 года № 16-О, от 5 июля 2001 года № 130-О,  от 7 июня 2001 года № 139-О, постановлениях от 21 ноября 2002 года № 15-П,  от 30 июля 2001 года № 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 20 декабря 1999 года № С1-7/смп-1341 «Об основных  положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите  имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного  понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения,  размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного  положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять 


[A6] экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно  ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и  имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической  деятельности, а также право частной собственности. 

Следовательно, аннулирование лицензии судом должно применяться только после  установления соразмерности данной меры применительно к допущенным нарушениям.  Наличие формальных оснований не может быть расценено как достаточное основание для  принятия решения об аннулировании разрешения. В каждом конкретном случае суд  оценивает служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом  характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких  последствий. Применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право,  должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим  характеру совершенного деяния. 

По результатам оценки обстоятельств совершения нарушений, их тяжести и  характера общественной опасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о соразмерности в настоящем случае заявленной Роскомнадзором меры  ответственности совершенному нарушению (несоблюдение программной направленности  канала). При этом судом учтено, что общество в течение длительного срока не устраняло  выявленное лицензирующим органом нарушение, в том числе в период приостановления  действия лицензии; принятие Роскомнадзором в отношении общества такой внесудебной  меры государственного принуждения, как приостановление действия лицензии, не  привело к достижению желаемого результата; на основании лицензии серии ТВ № 29134  вещание фактически не осуществлялось в течение более двух лет, при этом общество не  предпринимало попыток представить документы и материалы в подтверждение  устранения допущенного нарушения в целях возобновления действия лицензии;  указанный период продолжающегося нарушения (фактического бездействия) является  существенным. Кроме указанного, судом учтено, что в случае аннулирования лицензии  специальная правоспособность общества по оказанию услуг телевизионного вещания  канала сохранится, поскольку кроме рассматриваемой лицензии у общества имеются две  другие действующие универсальные лицензии, предусматривающие вещание телеканалов  «Восьмой канал Красноярский край» и «Восьмой канал Красноярск» объемом вещания  168 часов в неделю. 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами, суды  правомерно удовлетворили заявленное Роскомнадзором требование об аннулировании  лицензии ТВ № 29134, выданной ООО «Телекомпания 8 канал». 


[A7] Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном  объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.  Доводы заявителя кассационной жалобы проверены судом округа и подлежат  отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и не влияют на законность  принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и  установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию  суда кассационной инстанции. 

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием  к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на  основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации подлежат оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2021 года  по делу № А33-19052/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 22 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном  статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Г.В. Ананьина 

Судьи В.Д. Загвоздин  А.Н. Левошко