ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-20254/2007-Ф02-1745/2008 от 30.04.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел. 8 (3952) 56–44–04, 56–44–54, факс 8 (3952) 56–44–61, e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№А33-20254/2007-Ф02-1745/2008

30 апреля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Косачёвой О.И.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю ФИО1 (доверенность от 25.04.2008 №32), открытого акционерного общества «Ермаковскагроавтотранс» ФИО2 (доверенность от 28.04.2008 №2), ФИО3 (доверенность от 28.04.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю на постановление от 25 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-20254/2007 (суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Дунаева Л.А.)

установил:

Открытое акционерное общество «Ермаковскагроавтотранс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю (далее - инспекция) выразившегося в несписании суммы 1 478 274 рубля и обязании инспекции списать задолженность по начисленным пеням в сумме 1 478 274 рубля.

Решением от 6 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 25 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, оставить в силе решение суда.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не выполнены требования предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 №458, поскольку имеется задолженность по уплате текущих платежей.

Заявитель также указывает, что на дату обращения общества в суд с заявлением об обжаловании бездействий инспекции по списанию всей суммы задолженности такое право отсутствовало, так как у общества право на полное списание сумм задолженности по пени должно наступить только 01.10.2007 (2001-2003 первые два года, 2004-2007 последующие 4 года).

В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило изложенные в ней доводы, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что общество 09.11.2001 обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов в сумме 1 478 274 рубля.

Решением от 14.11.2001 № 12 обществу предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в течение 6-ти лет (при фактическом отсутствии такой задолженности), по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, в том числе: задолженности по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 478 274 рубля. Начало погашения задолженности по пеням 4 квартал 2007 года.

Обществом, инспекцией и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ермаковском районе Красноярского края согласован график погашения задолженности, согласно которому началом погашения задолженности по пени считается 4 квартал 2007 года, окончанием - 4 квартал 2011 года.

Налогоплательщик 29.11.2005 обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил произвести списание реструктурированной задолженности по пени в сумме 1478274 рубля, в связи с выполнением обществом условий, предусмотренных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2004 № 458.

Письмом от 03.07.2006 №06-55/4019 инспекция уведомила общество о невозможности списания 1 478 274 рублей задолженности по пени в связи с тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 № 458 списание реструктурированных сумм задолженности по пеням и штрафам при отсутствии в графике погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам не предусмотрено.

Налогоплательщик, считая незаконным бездействие инспекции, выразившиеся в несписании суммы задолженности по пеням по решению о реструктуризации от 14.11.2001 № 12 в размере 1 478 274 рублей и обязании инспекции списать указанную сумму задолженности по пеням, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения общества в налоговый орган с заявлением о списании 50 процентов суммы пеней, а также на дату обращения в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании списать задолженность по начисленным пеням в сумме 1 478 274 рублей, срок уплаты реструктурированной задолженности не наступил, и налогоплательщиком не начаты выполняться условия реструктурзации.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования общества, апелляционный суд указал, что необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет и, в дальнейшем, остальной суммы пени, в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела (отсутствие основной задолженности по налогам, сборам и страховым взносам) является уплата текущих платежей. В связи с этим, не имеет правового значения срок начала погашения пени по согласованному графику реструктуризации, поскольку прямым указанием нормы права (пункт 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий) предусмотрено досрочное списание пени, несмотря на включение их в график реструктуризации для погашения в течение 4 лет после погашения основного долга.

Суд кассационной инстанции полагает, что вывод апелляционного суда соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 130 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», реструктуризация производится путем рассрочки основной суммы долга сроком до шести лет, пеней и штрафов - сроком до 10 лет. При выполнении графика реструктуризации задолженности и уплаты текущих платежей в течение двух лет списывается 50 процентов сумм пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по реструктуризации задолженности в течение всего срока списывается полная сумма начисленных по состоянию на 01.01.2001 года пеней и штрафов. Условия и порядок реструктуризации просроченной задолженности предприятий, указанных в данной статье, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик, оплативший просроченную задолженность после принятия решения о реструктуризации, вправе требовать списания всей суммы задолженности по пени и штрафам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам проводится:

- в части задолженности по начисленным пеням - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.

Условия и сроки проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, определяется Правительством Российской Федерации - Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 №458.

Пунктом 4 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации ей предоставляется право погашения задолженности по федеральным налогам и сборам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов равными долями в течение 6 лет, задолженности по пеням и штрафам - равными долями в течение последующих 4 лет.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка при погашении одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет производится списание 50 процентов суммы пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, статья 130 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» не исключают реструктуризацию задолженности по пеням при отсутствии задолженности по налогам.

Иное истолкование названных норм приводит, во-первых, к выводу о том, что реструктуризация задолженности по пеням (без задолженности по налогам, сборам и страховым взносам), не допускается; во-вторых, к положению, в результате которого налогоплательщики, не имеющие основного долга перед бюджетом (по налогам и страховым взносам), оказываются в худшем правовом и экономическом положении, чем налогоплательщики, имеющие такую задолженность.

Необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет, и, в дальнейшем, остальной суммы пени, является погашение одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и отсутствие текущей задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Поскольку заявителю предоставлено право на реструктуризацию при отсутствии основного долга (по налогам, сборам и страховым взносам), следовательно, при реализации всех остальных условий реструктуризации необходимо исходить из этого же обстоятельства.

Апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что, необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет и, в дельнейшем, остальной суммы пени, в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела (отсутствие основной задолженности по налогам, сборам и страховым взносам) является уплата текущих платежей.

При таких обстоятельствах не имеет правового значения срок начала погашения пени по согласованному графику реструктуризации, поскольку прямым указанием нормы права (пункт 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий) предусмотрено досрочное списание пени, несмотря на включение их в график реструктуризации для погашения в течение 4 лет после погашения основного долга.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования апелляционным судом, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

При таких обстоятельствах апелляционный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им надлежащую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных апелляционным судом обстоятельств и отмены принятого по делу судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 25 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-20254/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.М.Юдина

Судьи

Т.А. Брюханова

О.И. Косачёва