ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-20751/13 от 02.04.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А33-20751/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 9 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Николиной О.А.,

судей: Бандурова Д.Н., Скубаева А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 октября 2014 года по делу № А33-20751/2013 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И., суд апелляционной инстанции: Ишутина О.В., Белан Н.Н., Петровская О.В.),

установил:

муниципальное предприятие города Красноярска «Ритуальные услуги» (далее - МП г. Красноярска «Ритуальные услуги», ИНН 2465006961, ОГРН 1022402485016) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»  по Красноярскому краю, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)

- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:17, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Енисейский тракт, 45, строения 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, сооружение 6, площадью 27 598 кв. м, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 121 489 707 рублей 76 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 402,12 руб./кв. м, рассчитанных с применением 5 группы видов разрешенного использования на основании Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 59 560 899 рублей 68 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 158,16 руб./кв.м. за период с 03.02.2009 по 31.12.2011 (рассчитанных с применением 9 группы видов разрешенного использования);

- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:17, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Енисейский тракт, 45, строения 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, сооружение 6, площадью 27 598 кв.м., путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 148 031 808 рублей 28 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 363,86 руб./кв.м., рассчитанных с применением 5 группы видов разрешенного использования на основании Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 60 831 235 рублей 62 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 204,19 руб./кв.м. за период с 01.01.2012 по настоящее время (рассчитанных с применением 9 группы видов разрешенного использования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью НПФ «Недра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 октября 2014 года,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что судам заявленное требование следовало квалифицировать как иск об установлении вида разрешенного использования; изменение кадастровой стоимости в судебном порядке возможно только на будущее время, то есть размер кадастровой стоимости земельного участка не может быть внесен в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) на истекший период; учреждение не может являться ответчиком по требованиям об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН, поскольку не обладает, в силу закона, правомочием по исправлению таких ошибок, оно также не является субъектом, участвующем в проведении государственной кадастровой оценки земель.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены  надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, связи с чем Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети «Интернет» на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 15.01.1997 Красноярской компании ритуальных услуг (в настоящее время
МП «Ритуальные услуги») выдано свидетельство № 1751 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей на территорию, расположенную на 7 км. Енисейского тракта Советского района и на основании технического задания № 257-2 выполнен комплекс кадастровых и землеустроительных работ по установлению границ и инвентаризации земель, находящихся в фактическом пользовании кладбища «Бадалыкское», кроме того разработано землеустроительное дело по установлению внешних границ землепользования кладбища «Бадалыкское», номер 24:50:0300:0315.

Внутри земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:15 образован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300292:17.

В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300292:17 поставлен на государственный кадастровый учет 03.02.2009; разрешенное использование земельного участка - размещение объектов похоронного обслуживания, кадастровая стоимость 121 489 707 рублей 76 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 4 402,12 руб./кв. м.

Согласно сведениям базы данных государственного кадастра недвижимости, в период с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:17 и до 31.12.2011, кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) в размере 4 402 рублей 12 копеек/кв. м, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», по 5 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»; с 01.01.2012 и по настоящее время кадастровая стоимость рассчитана с применением УПКС в размере 5 363 рубля 86 копеек/кв.м., утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», по 5 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Также судами установлено, что на спорном земельном участке располагаются нежилые здания, в которых находится административно-технический персонал МП г. Красноярска «Ритуальные услуги», МКУ города Красноярска «Служба 005», Агентство записи актов гражданского состояния, объекты коммунального хозяйства, обслуживающие кладбище «Бадалыкское».

Полагая, что в ГКН присутствует ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300292:17, повлекшая неверное определение его кадастровой стоимости, МП г. Красноярска «Ритуальные услуги» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанными выше требованиями.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Законодательство допускает существование ошибок в государственном кадастре недвижимости и предусматривает порядок их исправления.

В силу пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и сторонами спора не оспаривается, что разница между внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью и предлагаемой предприятием к внесению кадастровой стоимостью земельного участка обусловлена исключительно номером вида его разрешенного использования.

Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.

Судами двух инстанций установлено и из представленных в материалы дела доказательств следует, что на спорном земельном участке располагаются нежилые здания, в которых находится административно-технический персонал
МП г.Красноярска «Ритуальные услуги», МКУ г. Красноярска «Служба 005», Агентство записи актов гражданского состояния Красноярского края, а также объекты коммунального хозяйства, обслуживающие кладбище «Бадалыкское» (туалет общественный, трансформаторная подстанция, проходная, водонапорная башня, сети водопровода, сети канализации, столярный цех, котельная, и др.).

Установив данные обстоятельства и отсутствие в деле доказательств предоставления  и использования спорного земельного участка для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что позволило бы отнести его к 5 группе видов разрешенного использования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок ошибочно отнесен к 5 группе видов разрешенного использования вместо 9 группы (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), ввиду чего правомерно удовлетворили требования.

Доводы заявителя жалобы о том, что исправление кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объекта недвижимости не осуществляется ретроспективно, а установленная судом кадастровая стоимость земельного  участка может применяться не раньше вступления в законную силу решения суда, основаны на неправильном толковании норм статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ, с учетом того, что в данном случае указанная ошибка в сведениях, внесенных в кадастр, допущена самим органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и, по существу, является технической ошибкой, исправление которой не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление внесенных в кадастр недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу об исправлении указанной ошибки с момента ее внесения в сведения государственного кадастра недвижимости.

Довод ФГБУ «ФКП Росреестра»  по Красноярскому краю о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом округа исходя из следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относятся, в частности, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости.

Исходя из статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вышеуказанные полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

На территории Красноярского края таким учреждением является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.

Поскольку заявленные предприятием требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка, то такое требование предъявляется к органу кадастрового учета.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 октября 2014 года по делу № А33-20751/2013 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 года по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

О.А. Николина

Д.Н. Бандуров

А.И. Скубаев