ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-23943/14 от 22.09.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А33-23943/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября  2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,

с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Самохваловой М.В.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей:Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 № 3); Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия ФИО3 (доверенность от 31.07.2015),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 апреля 2015 года по делу
№ А33-23943/2014 , постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
29 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» (ОГРН <***>, г. Красноярск) (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным предписания от 15.10.2014 № 05-14-21 Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Территориальное управление в Красноярском крае) (далее – ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае, Служба, административный орган).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2015 года, заявленные требования удовлетворены.

ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), пункта 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), пунктов 9, 12 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 № 18н (далее – Административный регламент), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности предписания административного органа, ссылаясь на то, что обязанность ведения регистров бухгалтерского учета, а также аналитического и синтетического учета установлена Инструкцией № 157н; законодательством предоставлено органам государственного финансового внутреннего контроля право запрашивать  у объекта контроля информацию, необходимую для проведения контрольного мероприятия; необходимость получения ТУ Росфиннадзора у Учреждения истребуемой информации обусловлена проведением в рамках предоставленных полномочий проверки целевого использования средств федерального бюджета, правильности отнесения расходов по КБК и КОСГУ, а также соответствия данных синтетического учета данным аналитического учета.

В отзыве на кассационную жалобу ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).

Представители Росфиннадзора в Красноярском крае и ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 29.09.2014 № 212 ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае в период с 01.10.2014 по 09.10.2014 в отношении Учреждения проведена плановая проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также использования имущества, находящегося в федеральной собственности.

В ходе проведения проверки Службой выявлено следующее нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4, 11, 279-280, 293-299 Инструкции № 157н, пункта 12 Административного регламента, а именно: не выполнен запрос ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае от 02.10.2014 о предоставлении к 08.12.2014 карточек счетов 304.05.310, 304.05.340, 1.401.20 разбитых по КБК по состоянию на 10.10.2014, о чем составлен акт от 10.10.2014.

Предписанием ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае от 15.10.2014 № 05-14-212 Учреждению предписано предоставить в течение 30 календарных дней с момента получения указанного предписания информацию, необходимую для проведения контрольного мероприятия, а именно:

- карточки счетов 1.401.20 в разрезе КБК и КОСГУ с указанием по каждой

проведенной операции контрагента, а также реквизитов первичных документов

(послуживших основанием проведения данной операции);

- карточки счетов 1.304.05.310, 1.304.05.340, содержащие данные о произведенных кассовых расходах с указанием получателя и документов, послуживших основанием для проведения расчетов.

ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый акт административного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.

Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил № 1092 должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Должностные лица Службы (территориального органа) в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий (подпункт «а» пункта 9 Административного регламента).

Должностные лица объектов контроля обязаны своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий (подпункт «а» пункта 12 Административного регламента).

Исходя из анализа приведённого бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, суды правильно указали на наличие у Службы права запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию и документы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, и обязанность объекта контроля представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий.

В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание названные нормы, регулирующие полномочия должностных лиц, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере, не соответствуют содержанию судебных актов.

Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Учреждению в связи с неисполнением запроса административного органа о представлении для проведения проверки карточек счетов 304.05.310, 304.05.340, 1.401.20, разбитых по КБК по состоянию на 10.10.2014.

Учреждение  на запрос Службы  сообщило письмом от 02.10.2014, что приказом руководителя о реализации учетной политики Учреждения установлено Положение о формах и порядке формирования регистров бюджетного учета, карточка счета в данном перечне форм не предусмотрена; требуемая информация о произведенных расчетах с лицевого счета (Кт счета 304.05), а также о начисленных расходах (Дт счета 401.20) представлена в форме установленных регистров бюджетного учета – Главная книга, Журналы операций №№ 2, 3, 4, 6 (т. 1, л.д. 82).

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (часть 1). Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (часть 2).

Пунктом 4 Инструкции № 157н предусмотрено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (пункт 6 Инструкции № 157н)

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись (пункт 11 Инструкции № 157н).

Руководствуясь приведенными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции № 157н, суды пришли к правильному выводу о том, что субъект учета обязан вести бухгалтерский учет по установленным законодательством формам и в соответствии с учетной политикой организации, и требование представить информацию в иных формах, не предусмотренных действующим законодательством, не соответствует закону.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 280 Инструкции № 157н учет операций по счету 30405 ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами; учет операций по счету 40100, включающий в себя счет 40120, согласно пункту 294 названной Инструкции ведется в журналах по прочим операциям; из содержания Инструкции № 157н не следует необходимость ведения аналитического учета по указанным счетам в соответствующих карточках; обязанность ведения карточек счетов 1.304.05.310, 1.304.05.340 в ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» приказом об учетной политике Учреждения на 2013 год не установлена; в ходе проведения контрольных мероприятий Учреждением был представлен весь объем запрошенной информации о ведении учреждением счетов 1.402.20, 1.304.05.310, 1.304.05.340 в установленных для ведения бухгалтерского учета формах – главной книге, журналах операций №№ 2, 3, 4, 6, 12, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о незаконности оспариваемого предписания административного органа и нарушении им прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, поскольку административный орган не доказал соответствие закону предписания от 15.10.2014 № 05-14-21, Учреждение представило доказательства нарушения названным ненормативным правовым актом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судебных инстанций.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 апреля 2015 года по делу
№ А33-23943/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
29 июня 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Л.М. Соколова

Д.И. Шелег