ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-24150/14 от 25.06.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

2 июля 2015 года

Дело №А33-24150/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,

с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Батухтиной П.С.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО2 (доверенность от 04.02.2015 № 48); товарищества собственников жилья «Утиный плес» ФИО3 (доверенность от 01.03.2015), ФИО4 (доверенность от 13.11.2014),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу № А33-24150/2014 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.),

установил:

товарищество собственников жилья «Утиный плес» (ОГРН <***>, г. Красноярск) (далее – ТСЖ «Утиный плес», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 30.09.2014 № 14-11388 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН <***>, г. Красноярск) (далее – Служба) о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и об обязании Службы включить уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года апелляционная жалоба Службы возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» (далее – Закон Красноярского края № 4-1451), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что срок для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирных домах исчисляется с момента опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, а не вступления в силу акта, которым эта программа утверждена, поэтому такое решение должно было быть принято и реализовано в срок до 10.08.2014, а не до 21.08.2014, как посчитал суд.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Утиный плес» считает ее доводы несостоятельными, а судебный акт – законным и обоснованным.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).

В судебном заседании представитель Службы подтвердила доводы кассационной жалобы. Представители ТСЖ «Утиный плес» считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить судебный акт без изменения.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая
 2015 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Службы отложено на 25 июня 2015 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).

В судебном заседании 25 июня 2015 года представитель ТСЖ «Утиный плес» подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ «Утиный плес» осуществляет управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <...> №№ 9, 11. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.

26.05.2014 собственники помещений в указанных многоквартирных домах провели общие собрания собственников по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по ул. Карамзина <...> на специальном счете ТСЖ; владельцем специального счета определено ТСЖ «Утиный плес»; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ОАО «Банк Москвы» (протоколы от 26.05.2014 №№ 5, 6).

ТСЖ «Утиный плес» обратилось в кредитное учреждение (ОАО «Банк Москвы») с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.

Согласно справкам ОАО «Банк Москвы» от 11.08.2014 №№ 11КОЗ0/4000/90, 11КОЗ0/4000/91 ТСЖ «Утиный плес» имеет «специальные счета для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ»: 40703810100600204089, 40703810500600204090. Дата открытия специальных счетов 08.08.2014.

14.08.2014 товарищество направило в Службу уведомления (от 14.08.2014 вх. №№ 11276, 11277) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальные счета с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, справок банка об открытии специальных счетов.

Служба письмом от 30.09.2014 № 14-11388 сообщила товариществу, что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлены с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом условий части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Письмами от 19.08.2014 Служба направила в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края и главе муниципального образования информацию о поданных в адрес Службы уведомлениях о формировании фондов капитального ремонта многоквартирных домов на специальных счетах, владельцами которых являются товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, осуществляющие деятельность на территории Красноярского края.

Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 812
 «О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 № 522» в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Красноярска, собственники помещений в которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, включены многоквартирные дома, расположенные по адресу: <...> №№ 9, 11.

ТСЖ «Утиный плес», полагая, что решение Службы о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.

Cуд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).

Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).

Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края № 4-1451.

В силу части 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, постановление начало действовать с 21.02.2014 (по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 поименованного постановления, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014.

Между тем из положений приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края № 4-1451 следует, что исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связано с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы.

В этой связи заслуживает внимания довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014.

Вместе с тем ошибочное суждение суда первой инстанции том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014, не может быть признано основанием для отмены судебного акта, поскольку в рассматриваемом конкретном случае не привело к принятию неправильного решения в силу следующего.

Арбитражным судом Красноярского края установлено и подтверждается материалами дела, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 26.05.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО «Банк Москвы» открыт 08.08.2014, то есть до 10.08.2014. Уведомление в адрес Службы было направлено товариществом в установленный частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> в установленный действующим законодательством шестимесячный срок совершили все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края № 4-1451, а именно: приняли решение, которым избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета, заключили договоры с банком на открытие специальных счетов и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для отказа во включении представленных ТСЖ «Утиный плес» уведомлений в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Служба в возражениях на доводы товарищества в судебном заседании кассационной инстанции заявила, что ТСЖ «Утиный плес» в период по 10.08.2014 не могло быть выбрано собственниками в качестве владельца специального счёта. Данный довод не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не заявлялся при рассмотрении дела судом первой инстанции, не был предметом рассмотрения судом, не указывался в оспариваемом по делу решении от 30.09.2014 № 14-11388, не подтвержден материалами дела, не заявлялся и в кассационной жалобе.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу
 № А33-24150/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

А.А. Сонин

Д.И. Шелег