ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 марта 2022 года
Дело №
А33-24630/2021
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «22» ноября 2021 года по делу № А33-24630/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Шарыповский агропромышленный комплекс» (ИНН 2459017323, ОГРН 1102459000247, далее – ответчик, общество, ООО «Шарыповский АПК») о взыскании финансовых санкций в размере 3500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 15.10.2021 удовлетворено заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2459010720, ОГРН 1022401742120) о процессуальном правопреемстве, произведена замена заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2459010720, ОГРН 1022401742120) на правопреемника – государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718).
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 22.11.2021, мотивированное решение изготовлено по заявлению фонда 01.12.2021) по делу № А33-24630/2021 заявленные требования удовлетворены частично. С общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 2500 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2021 года на основании решения от 18.05.2021 № 205S19210010935. В удовлетворении заявленных требований о взыскании 500 рублей за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года; 500 рублей за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2020 года отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 1429 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании финансовых санкций за май и за декабрь 2020 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований фонда в указанной части. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) представлены за пределами отчетных сроков в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были включены в исходную форму, следовательно, общество правомерно привлечено к ответственности.
ООО «Шарыповский АПК» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 11.12.2021 14:03:48 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа во взыскании финансовых санкций за май и за декабрь 2020 года), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
12.01.2021 ООО «Шарыповский АПК» направлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года (тип формы – исходная).
12.02.2021 обществом направлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (тип формы – дополняющая) за декабрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
09.03.2021 уполномоченным специалистом Управления Пенсионного фонда составлен акт № 205S18210004911 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано, что в исходной форме сведения в отношении лица, указанного в дополняющей форме, представлены не были. В связи с чем, фондом сделан вывод о нарушении срока представления сведений по дополняющей форме. Копия акта направлена в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 10.03.2021.
16.04.2021 начальником Управлением Пенсионного фонда в отсутствие представителя общества рассмотрен акт от 09.032021 № 205S18210004911 и вынесено решение № 205S19210008157 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь
2020 года в отношении 1 застрахованного лица. Копия решения направлена в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 19.04.2021.
19.05.2021 Управлением Пенсионного фонда выставлено требование
№ 205S01210009126 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 06.06.2021 уплатить штраф в размере
500 руб. Копия указанного требование направлено в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 19.05.2021.
10.11.2020 ООО «Шарыповский АПК» направлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года (тип формы – исходная).
18.02.2021 обществом направлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (тип формы – дополняющая) за май 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
09.03.2021 уполномоченным специалистом Управления Пенсионного фонда составлен акт № 205S18210004913 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано, что в исходной форме сведения в отношении лица, указанного в дополняющей форме, представлены не были. В связи с чем, фондом сделан вывод о нарушении срока представления сведений по дополняющей форме. Копия акта направлена в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 10.03.2021.
16.04.2021 начальником Управлением Пенсионного фонда в отсутствие представителя общества рассмотрен акт от 09.032021 № 205S18210004911 и вынесено решение № 205S19210008156 205S19210008157 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2020 года в отношении 1 застрахованного лица. Копия решения направлена в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 19.04.2021.
19.05.2021 Управлением Пенсионного фонда выставлено требование
№ 205S01210009129 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 06.06.2021 уплатить штраф в размере
500 руб. Копия указанного требование направлено в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 19.05.2021.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества указанных сумм штрафов.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части на основании следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении вышеуказанных требований заявителя, пришел к выводу о том, что поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибки в исходных сведениях и представил в Управление Пенсионного фонда необходимые корректирующие (дополняющие) сведения, правовые основания для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (действующая на момент представления страхователем сведений).
Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отмн».
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Законом № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как указано в абзаце третьем пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция
№ 211н), страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что в Управление Пенсионного фонда 16.02.2021 поступили сведения за декабрь 2020 года, а также 25.02.2022 за май 2020 года по форме СЗВ-М (дополняющая).
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что Управление Пенсионного фонда уведомляло страхователя о выявленных ошибках и предлагало обществу представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, указанной инструкцией не предусмотрено право страхователя на исправление и дополнение ранее представленных сведений в отношении застрахованных лиц, сведения на которых ранее не были представлены страхователем. Однако данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у страхователя такого права, поскольку данное право прямо предусмотрено статьей 15 Закона № 27-ФЗ.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что Управление Пенсионного фонда уведомляло страхователя о выявленных ошибках и предлагало обществу представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
Положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции № 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного статьей 15 Закона
№ 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В рассматриваемом случае общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Указанный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к обществу финансовых санкций за вышеуказанные нарушения является правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «22» ноября 2021 года по делу № А33-24630/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.А. Иванцова