ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-25415/14 от 24.03.2016 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

28 марта 2016 года

Дело №А33-25415/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Клепиковой М.А.,

судей Платова Н.В., Тютриной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стогней Т.В.,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный трест № 7» ФИО1 (паспорт, доверенность № 356 от 11.01.2016), представителя открытого акционерного общества «Красноярская теплотранспортная компания» ФИО2 (паспорт, доверенность № 364 от 14.10.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный трест № 7» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2015 года по делу № А33?25415/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Белан Н.Н., Магда О.В., ФИО3),

установил:

открытое акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Красноярск, далее – общество, ОАО «Красноярская теплотранспортная компания», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный трест № 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Красноярск, далее – общество, ООО УК «Жилищный трест № 7», ответчик, управляющая компания) задолженности за потребленную в период август?сентябрь 2014 года тепловую энергию в размере 105 664 рублей 91 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.09.2014 по 01.06.2015 в размере 38 386 рублей 12 копеек, а также с 02.06.2015 по день фактической оплаты, исходя из размера основного долга 105 664 рубля 91 копейка и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25%.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года, иск удовлетворен.

Ответчик в кассационной жалобе просит решение судов первой и апелляционной инстанций изменить в части взыскания с управляющей компании задолженности в размере 39 169 рублей 96 копеек за потребленную тепловую энергию, затраченную на промывку внутридомовых систем отопления, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в этой части.

По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемая задолженность у управляющей компании отсутствует, так как объем горячей воды, использованной на промывку тепловых систем дома, оплачивается в составе платы за указанную коммунальную услугу; расход горячей воды на промывку системы отопления включен в состав норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения.

В судебном заседании 22 марта 2016 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 15 минут 24 марта 2016 года.

В судебном заседании после перерыва представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых  судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно?Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Правоотношения сторон (истец – энергоснабжающая организация, ответчик – абонент) урегулированы договором на теплоснабжение № 2685 от 24.11.2011, заключенным между ответчиком и открытым акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее – общество «ТГК-13). Срок действия договора - до 31.12.2011 с ежегодной автоматической пролонгацией в случае отсутствия волеизъявления сторон на его изменение, расторжение.

В свою очередь, общество «Красноярская теплотранспортная компания» приняло на себя права и обязанности общества «ТГК-13» по договору № 2685 от 24.11.2011, начиная с 01.01.2013 (соглашение о замене стороны по договору).

В приложениях № 1, 3 к договору сторонами согласован перечень объектов, снабжаемых тепловой энергией, и расчёт ориентировочного годового отпуска тепловой энергии. Приборы учета тепловой энергии у ответчика отсутствуют.

В августе-сентябре 2014 года истец поставил в дома, находящиеся в управлении ответчика, тепловую энергию в объеме 472,473 Гкал, горячую воду в объеме 2 299,485 куб.м. Стоимость поставленных коммунальных ресурсов определена на основании тарифов, установленных приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 440-п от 19.12.2013.

С учетом частичной оплаты истец предъявляет ко взысканию неоплаченную часть задолженности в размере 105 664 рублей 91 копейки, из них: 39 169 рублей 96 копеек – стоимость ресурса, затраченного на промывку системы теплоснабжения;
 66 494 рубля 95 копеек – стоимость тепловой энергии, затраченной на отопление и горячее водоснабжение.

Ответчик не оспаривает наличие долга за поставленный ресурс на отопление и горячее водоснабжение в размере 66 494 рубля 95 копеек.

Спор между сторонами возник по поводу необходимости оплаты коммунального ресурса, затраченного на промывку системы теплоснабжения, в сумме 39 169 рублей 96 копеек (расчет на л.д.189-190 т.1, счета на оплату от 30.09.2014,
 от 31.10.2014). При этом разногласий по поводу правильности, методики расчета и примененном тарифе нет.

Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами отношений, вытекающих из договора на теплоснабжение, доказанности объема поставленного истцом ответчику в спорный период ресурса, отсутствия доказательств оплаты в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции поддержал указанное решение суда и дополнительно указал, что нормы действующего в спорный период законодательства не предусматривали включение в норматив на отопление и горячее водоснабжение расхода коммунальных ресурсов на промывку системы отопления; нормативы на отопление и горячее водоснабжение, утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 № 137-п, решением Красноярского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № В-160 не включают в себя расход энергоресурса, используемого на промывку системы отопления. В спорный период на территории Красноярского края действовал норматив потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 370-п. Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды истцом не предъявлялась и ответчиком не оплачивалась.

Суд кассационной суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту – Правила № 170), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В приложении № 4 к Правилам № 170 указано, что в перечень работ по содержанию дома входит, в том числе промывка и опрессовка системы центрального отопления.

Пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, а также пунктом 5.2.10 Правил № 170 установлено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3?5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.

Следовательно, ответчик как управляющая компания обязан организовать промывку системы отопления, в том числе, путем заключения договоров со специализированными предприятиями.

В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Таким образом, стоимость тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы, которую вносят наниматели и собственники жилых помещений за содержание жилого помещения.

В дальнейшем законодатель, дополнив пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтвердил, что в плату за содержание жилого помещения включается, в том числе плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, управляющая компания, получив от владельцев помещений плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, должна возместить организации, производившей промывку системы теплоснабжения, стоимость затраченного на промывку ресурса.

Факт и объем оказанных истцом услуг по промывке судами установлен и сторонами не оспаривается, стоимость рассчитана по действующим тарифам.

Довод ответчика о том, что расходы тепловой энергии и теплоносителя на промывку учтены в нормативах потребления, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе: отчетов о суточных параметрах теплоснабжения; актов промывки и опрессовки сетей и внутренних отопительных систем коммунально-бытовых потребителей и предприятий № 201-54/П-264 от 27.08.2014, № 201-54/П-162 от 29.08.2014; писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 29.10.2015 № 82-8307/2012, Красноярского городского Совета депутатов от 01.12.2015 № 01-1025-В (страницы 4-5 постановления).

Довод о том, что расходы на промывку системы отопления должны учитываться в составе расходов на общедомовые нужды, которые истцом не предъявлялись, и, как следствие, ответчиком не оплачивались, подлежит отклонению, поскольку при отсутствии индивидуальных и общедомовых приборов учета, весь объем тепловой энергии определяется путем произведения площади, норматива потребления и установленного тарифа (пункт 2 раздела 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Поскольку расход коммунального ресурса, используемого на промывку системы отопления, не включается в состав платы (норматив) за отопление и горячее водоснабжение, а подлежит учету в составе платы за содержание жилого помещения, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.

Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно?Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2015 года по делу № А33?25415/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.А. Клепикова

Судьи Н.В. Платов

Н.Н. Тютрина