ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-2593/17 от 06.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 сентября 2017 года

Дело №

А33-2593/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «06» сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «13» сентября 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя (АО «Красноярская ТЭЦ-1») - ФИО2, представителя по доверенности от 18.03.2016 № 42 серии 24 АА 2221431,

от ответчика (РЭК Красноярского края) - ФИО3, представителя по доверенности от 15.09.2015 № 2-3598/3,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-1»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «01» июня 2017 года по делу № А33-2593/2017, принятое судьей Фроловым Н.Н.,

установил:

акционерное общество (АО) «Красноярская ТЭЦ-1» ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – РЭК, ответчик) о признании недействительным предписания от 29.11.2016 № 12/16.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «01» июня 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что проверка проведена ответчиком с грубым нарушением, поскольку общество не было уведомлено в установленный срок о начале проверки. Согласно приобщенным к материалам дела данным, выгруженным из Системы электронного документооборота (далее – СЭД), приказ о проведении проверки не поступал. Заказное письмо, которым в адрес общества был направлен указанный приказ, получено 31.10.2016, срок проведения проверки установлен с 01.11.2016, то есть в день, предшествующий началу проверки, что противоречит части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Заявитель считает, что оспариваемое предписание не отвечает требованиям исполнимости, нормы законодательства, на нарушение которых указывает РЭК, регламентируют деятельность уполномоченных государственных органов по установлению (цен) тарифов и не предъявляют каких-либо требований к обществу; в предписании не указано, какие конкретные действия для его исполнения должно совершить общество в целях немедленного прекращения выявленного нарушения; в силу договорных отношений общество не может прекратить предоставление услуг теплоснабжения либо оказывать эти услуги без взимания платы; применение тарифа, установленного ООО «КраМЗЭнерго», которое ранее осуществляло поставку тепловой энергии потребителям, невозможно, так как заявителем тепловые установки и иное оборудование, принадлежащие ООО «КраМЗЭнерго» не использовались.

Также общество указывает, что установление отдельного тарифа для категории «население» нормами действующего законодательства не предусмотрено, строка «население» в тарифном решении формируется путем увеличения установленного тарифа на НДС. Установление тарифа на горячую воду как единого цифрового значения не предусмотрено, данный тариф устанавливает компонент на тепловую энергию и компонент на теплоноситель, которые соответствуют тарифам на тепловую энергии и теплоноситель, установленным обществу приказами РЭК.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на соблюдение требований части 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ, невозможность оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в отсутствие установленных тарифов.

В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу РЭК указывает, что в соответствии с пунктом 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, решение органа регулирования принимается по форме, установленной Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.06.2013 №163 (далее – Регламент), в приложениях №1 и №2 к которому предусмотрено установление отдельного тарифа для населения с включением НДС. Необходимость установления отдельного тарифа для населения при оказании услуг теплоснабжения, по мнению ответчика, также соответствует пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обращаясь в РЭК за установлением тарифов на тепловую энергию для потребителей, которые не получают тепловую энергию с коллекторов, общество не заявляло в своем расчете расходы на производство и передачу тепловой энергии для потребителей, относящихся к категории «население». Наличие утвержденных тарифов на тепловую энергию и на теплоноситель является обязательным условием для установления уполномоченным органом тарифного регулирования двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а не самовольного комплектования теплоснабжающей тарифов на горячую воду из отдельно утвержденных тарифов.

Заявитель в дополнительных пояснениях указал, что Регламент является специальным правовым актом, содержащим только процедурные нормы права, поэтому не может дополнять перечень тарифов, утвержденный частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении». Установленный приказом РЭК от 16.12.2015 №404-п тариф на тепловую энергию может быть применен ко всем потребителям, а не только потребителям правобережной части города Красноярска, поскольку данный приказ не содержал указаний на территорию его применения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным приказом РЭК от 28.10.2015 №43-о, в период с 01.11.2016 по 29.11.2016 на основании приказа от 03.10.2016 №39-о ответчиком проведена плановая выездная проверка АО «Красноярская ТЭЦ-1» в части обоснованности величины и правильности применения регулируемых цен (тарифов) за 2015-2016 годы.

По результатам проверки составлен акт от 29.11.2016 № 10-ВП/16, из которого следует, что проверяющим органом установлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 2№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 3, 4 главы 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» АО «Красноярская ТЭЦ-1» осуществляло реализацию тепловой энергии в 2016 году без установления тарифа для группы потребителей «население»;

- в нарушение пункта 5.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 3, 4 главы 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» АО «Красноярская ТЭЦ-1» осуществляло реализацию горячей воды в 2016 году без установления тарифа.

В целях реализации результатов проверки ответчиком выдано предписание от 29.11.2016 № 12/16, согласно которому обществу предписано незамедлительно прекратить нарушения пунктов 1, 5.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 2№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 3, 4 главы 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; в дальнейшем не допускать нарушения указанных норм.

Заявитель оспорил предписание РЭК от 29.11.2016 № 12/16 в судебном порядке, ссылаясь на грубое нарушение ответчиком порядка проведения плановой проверки, незаконность и неисполнимость предписания.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов).

Пунктом 3.40 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, к компетенции РЭК отнесено осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Закона о теплоснабжении к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона №294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», которые применяются к проверкам, проводимым в отношении не являющихся субъектами естественных монополий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Плановая проверка общества проведена ответчиком на основании плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденного приказом РЭК от 28.10.2015 №43-о в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №294-ФЗ и размещенного 30.10.2015 на официальном сайте РЭК согласно части 7.2. статьи 9 названного закона.

Согласно данному плану проверке подлежит деятельность АО «Красноярская ТЭЦ-1» с указанием даты начала проверки и периода проверки (с 01.11.2016, 20 дней).

Приказом РЭК от 03.10.2016 № 39-о назначена плановая выездная проверка акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-1» в срок с 01.11.2016 по 29.11.2016.

Заявитель ссылается на грубое нарушение ответчиком части 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ в связи с несвоевременным уведомлением общества о начале проверки, поскольку приказ РЭК от 03.10.2016 № 39-о был получен им 31.10.2016.

Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (в редакции, действующей в период проведения проверки) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ.

Приказ РЭК от 03.10.2016 №39-0 о проведении плановой выездной проверки с 01.11.2016 получено заявителем 31.10.2016, то есть в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Следовательно, довод заявителя о нарушении установленного частью 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ срока уведомления юридического лица о проведении проверки является ошибочным.

По результатам проведенной проверки РЭК в соответствии со статьей 16 Закона №294-ФЗ составлен акт от 29.11.2016 № 10-ВП/16.

В связи с тем, что при проведении проверки выявлено нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), ответчиком на основании статьи 17 Закона №294-ФЗ выдано предписание от 29.11.2016 № об устранении обществом нарушений пунктов 1, 5.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пунктов 3, 4 главы 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Суд апелляционной инстанции учитывает, что при указании в оспариваемом предписании норм материального права, нарушение которых допущено заявителем, ответчиком допущена техническая ошибка, так как обстоятельства нарушений соответствуют части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пунктам 3 и 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

Таким образом, требования к организации и проведению плановой проверки, предусмотренные Законом №294-ФЗ, ответчиком соблюдены, оспариваемое предписание принято РЭК в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении
регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3 и 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление указанных тарифов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Из пункта 3.22 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 №216-п, следует, что установление таких тарифов относится к полномочиям РЭК.

Следовательно, деятельность общества по оказанию потребителям услуг теплоснабжения, а также горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения, должна осуществляться на основании утвержденных РЭК тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель и на горячую воду с использованием открытых систем теплоснабжения.

Приказом РЭК от 28.06.2016 № 98-п «О внесении дополнений в приказ РЭК Красноярского края от 16.12.2015 № 404-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую акционерным обществом «Красноярская ТЭЦ-1», приказом РЭК от 16.12.2015 № 405-п «Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель для потребителей АО «Красноярская ТЭЦ-1» установлены тарифы на тепловую энергию и на теплоноситель для потребителей. Тариф для категории (группы) потребителей «население» на тепловую энергию, а также тариф на горячую воду с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) РЭК заявителю не устанавливался.

Суд первой инстанции с учетом особенностей формирования тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для категории потребителей «население» правильно указал, что для данной категории потребителей тарифы на тепловую энергию подлежит самостоятельному тарифному регулированию.

При этом суд первой исходил из того, что частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

В связи с этим тариф на тепловую энергию для населения должен включать в себя сумму налога на добавленную стоимость. Применение обществом при оказании услуг теплоснабжения населению тарифов на тепловую энергию и на теплоноситель, установленных для иных потребителей, с увеличением этих тарифов на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует требованиям налогового законодательства и обязанности применять только установленные тарифы (в данном случае тариф для населения, включающий сумму налога на добавленную стоимость, заявителю не устанавливался).

Пунктом 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, предусмотрено, что решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей.

Приложениями №1 и №2 Регламента предусмотрено установление отдельного тарифа для населения с включением НДС.

Заявитель считает, что Регламент является специальным правовым актом, содержащим только процедурные нормы права, поэтому не может дополнять перечень тарифов, утвержденный частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

Суд апелляционной жалобы не принимает данный довод во внимание, так как в данной части Регламент соответствует вышеприведенному толкованию норм материального права о необходимости самостоятельного тарифного регулирования тарифов на тепловую энергию для населения.

Кроме того, в Приложении №2 к приказу РЭК от 16.12.2015 №404-п, которым установлены обществу тарифы на тепловую энергию, по указанному в нем виду тарифа «для населения» тарифное регулирование не производилось.

Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что установление тарифа на горячую воду как единого цифрового значения не предусмотрено, данный тариф устанавливает компонент на тепловую энергию и компонент на теплоноситель, которые соответствуют тарифам на тепловую энергии и теплоноситель, установленным обществу приказами РЭК.

Данный довод не соответствует пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, предусматривающим необходимость установления самостоятельного тарифа на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В связи с этим суд апелляционной инстанции соглашается с доводом ответчика о том, что наличие утвержденных тарифов на тепловую энергию и на теплоноситель является обязательным условием для установления уполномоченным органом тарифного регулирования двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а не самовольного комплектования теплоснабжающей тарифов на горячую воду из отдельно утвержденных тарифов.

Из акта проверки от 29.11.2016 № 10-ВП/16 следует, что в период сентябрь - октябрь 2016 года АО «Красноярская ТЭЦ-1» отпускало тепловую энергию и горячую воду ООО «Квартал», ТСЖ «Роща», ООО УК «Соф», ООО УК «Енисей-Сервис», ООО УК «СибирьСервис», которые являются исполнителями коммунальных услуг для категории (группы) потребителей «население» в отсутствие утвержденных тарифов.

Учитывая, что приказами РЭК № 404-п и № 405-п тарифы на горячую воду и тарифы на тепловую энергию для «населения» не устанавливались, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обществом допущено нарушение указанных норм. Заявленные обществом доводы об отсутствии в его действиях нарушений являются несостоятельными.

Также общество указывает на неисполнимость оспариваемого предписания ввиду того, что предписание не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, необходимых совершить в целях устранения нарушений.

Данный довод был проверен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку для исполнения оспариваемого предписания общество вправе самостоятельно определить круг мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения в целях исполнения предписания РЭК. Отсутствие в предписании конкретного способа устранения нарушений, возложение обязанности незамедлительно прекратить допущенные нарушения не свидетельствуют о неисполнимости предписания, так как осуществление регулируемых видов деятельности в отсутствие утвержденных тарифов запрещено, поэтому общество должно принять любые необходимые меры для прекращения таких нарушений и недопущения их впредь.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении требования о признании недействительным предписания РЭК от 29.11.2016 № 12/16.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество.

В связи с излишней уплатой платежным поручением от 29.06.2017 №03354 государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату государственная пошлина в размере 1500 рублей.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «01» июня 2017 года по делу № А33-2593/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Красноярская ТЭЦ-1» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.06.2017 №03354.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Е.В. Севастьянова

Д.В. Юдин