ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-30756/2021 от 15.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июня 2022 года

Дело №

А33-30756/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «15» июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «15» июня 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.,

судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.

при участии: от ответчика (общества с ограниченной ответственностью «Урожай»): Тихинского Д.Г., представителя по доверенности от 17.12.2021 № 17, паспорт, диплом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Урожай»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «11» апреля 2022 года по делу № А33-30756/2021

установил:

министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Урожай» (далее - ответчик) о взыскании субсидии в размере 32 909 045 руб. 76 коп.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.12.2021 возбуждено производство по делу.

Определением от 31.01.2022 судебное заседание отложено на 04.04.2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тихонов С.В.

Решением Арбитражного суда Красноярского края иск удовлетворен.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Урожай» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.

От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью «Урожай» было заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования отдельно расположенных гидротехнических сооружений от 12.12.2018 № 10-29/1 (далее – соглашение от 12.12.2018 № 10-29/1), предметом которого является предоставление получателю из краевого бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Пунктом 1.2. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 установлено, что размер субсидии определяется согласно пункту 2.9. Порядка предоставления субсидии.

Согласно пункту 2.1. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при представлении получателем главному распорядителю документов, предусмотренных пунктом 2.2. Порядка предоставления субсидии.

Перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет получателя, открытый в Красноярском отделении № 8646 ПАО Сбербанк г. Красноярск не позднее 20 рабочего дня, следующего за днем представления получателем главному распорядителю документов в соответствии с пунктом 2.1. соглашения (пункт 2.2. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1).

Как следует из пунктов 3.1.2, 3.1.7. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 главный распорядитель обязуется осуществлять проверку документов, представляемых получателем в соответствии с пунктом 2.1. соглашения, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии, в течение 4 рабочих дней со дня их получения; в случае установления Главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, и (или) в случае если Получателем не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Главным распорядителем в соответствии с пунктом 3.1.4 Соглашения, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в краевой бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Также в соответствии с пунктом 3.1.8. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 главный распорядитель обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной в приложении № 3 к Соглашению, являющемся неотъемлемой частью Соглашения, с обязательным уведомлением Получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1).

Между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью «Урожай» было заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования отдельно расположенных гидротехнических сооружений от 11.12.2019 № 10-29/1 (далее – соглашение от 11.12.2019 № 10-29/1), предметом которого является предоставление получателю из краевого бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов.

Пунктом 1.2. соглашения от 11.12.2019 № 10-29/1 установлено, что размер субсидии определяется согласно пункту 4 статьи 29 Закона и пункту 2.9 Порядка предоставления субсидии.

Согласно пункту 2.1. соглашения от 11.12.2019 № 10-29/1 субсидия предоставляется в соответствии с Законом и Порядком предоставления субсидии при представлении Получателем в орган местного самоуправления муниципального района Красноярского края (далее - орган местного самоуправления) документов, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидии.

Перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет получателя, открытый в Красноярском отделении № 8646 ПАО Сбербанк г. Красноярск не позднее 20 рабочего дня, следующего за днем представления получателем главному распорядителю документов в соответствии с пунктом 2.1. соглашения (пункт 2.2. соглашения от 11.12.2019 № 10-29/1).

Как следует из пунктов 3.1.2, 3.1.7. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 главный распорядитель обязуется осуществлять проверку документов, представляемых получателем в соответствии с пунктом 2.1. соглашения, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии, в течение 4 рабочих дней со дня их получения; в случае установления Главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, и (или) в случае если Получателем не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Главным распорядителем в соответствии с пунктом 3.1.4 Соглашения, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в краевой бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Также в соответствии с пунктом 3.1.8. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1 главный распорядитель обязуется применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной в приложении № 3 к Соглашению, являющемся неотъемлемой частью Соглашения, с обязательным уведомлением Получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1. соглашения от 12.12.2018 № 10-29/1).

В целях возмещения части затрат на гидромелиоративные мероприятия истцом ответчику 21.12.2018 года предоставлены суммы в размере 13 546 666 руб. 67 коп. (платежное поручение от 21.12.2018 № 41316), в размере 6 761 168 руб. 31 коп. (платежное поручение от 21.12.20181 № 41317), 19.12.2019 – 13 301 210 руб. 78 коп. (платежное поручение от 19.12.2019 № 1735751).

Учитывая вступивший 15.07.2021 в законную силу приговор Центрального районного суда г. Красноярска по уголовному делу № 1-189/2021, вынесенный 21.04.2020 в отношении Тихонова Сергея Васильевича, 1966 г.р., признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, согласно которому судом были установлены факты представления виновным документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших неправомерное получение обществом с ограниченной ответственностью «Урожай» средств государственной поддержки, предусмотренных статьей 29 (в ред. на момент представления субсидии) Закона о господдержке в форме субсидии на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, предоставленных в 2018-2019 годах ООО «Урожай» в размере 33 609 045,76 рублей, из которых в 2018 году в размере 20 307 834 руб. 98 коп. и в 2019 году в размере 13 301 210 руб. 78 коп., 17.09.2021 Министерством вынесен приказ № 463-о, о применении к ООО «Урожай» меры ответственности в виде возврата полученной суммы в доход краевого бюджета.

Министерством в адрес ответчика 01.10.2021 направлено письменное уведомление от 30.09.2021 № 23-27/4010 о возврате в доход краевого бюджета денежных средств в размере 33 609 045 руб. 76 коп. Уведомление получено ответчиком 05.10.2021.

Согласно заявлению Министерства, платежными поручениями от 26.03.2021 № 65, от 31.12.2020 №543, от 30.11.2020 № 510, от 29.10.2020 № 483, от 30.09.2020 № 456, от 31.08.2020 № 424, 29.07.2020 № 397 ООО «Урожай» в добровольном порядке осуществлен возврат средств в размере 700 000 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Предметом рассматриваемого иска является требование о взыскании субсидии, полученной на основании документов, содержащих недостоверные сведения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что предоставление документов, содержащих недостоверные сведения является самостоятельным основанием для возврата субсидии.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» (в ред. от 23.11.2018 и от 11.07.2019) (далее - Закон № 17-4487) средства на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (далее - объекты) предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в форме субсидий.

Пунктом 4 статьи 29 Закона № 17-4487 предусмотрено, что размер субсидии определяется исходя из фактически осуществленных затрат (с учетом налога на добавленную стоимость - для получателей субсидий, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и без учета налога на добавленную стоимость - для получателей субсидий, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость) по строительству объекта (но не выше предельной стоимости объекта) и ставки субсидирования в процентах от фактически осуществленных затрат по строительству объекта.

Как следует из пункта 6 Закона № 17-4487 Порядок предоставления субсидий, в том числе перечень, формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2017 № 86-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, в том числе перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий, а также порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (далее – Порядок № 86-п).

Пунктом 4.1. Порядка № 86-п предусмотрено, что Министерство, служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, а также Счетная палата Красноярского края осуществляют контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий. Контроль осуществляется в пределах полномочий указанных органов и в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 4.2. Порядка № 86-п мерой ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий является возврат субсидий в краевой бюджет в предусмотренных данным пунктом случаях и размерах.

В соответствии с п. 4.4. Порядка № 86-п Министерство не позднее 30 рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктом 4.2 Порядка, подготавливает и направляет получателю субсидий письменное уведомление о возврате перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета.

В свою очередь, получатель субсидии согласно п. 4.5. Порядка № 86-п в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления обязан произвести возврат в доход краевого бюджета ранее полученных сумм субсидий (остатков субсидий), указанных в уведомлении, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда г. Красноярска по уголовному делу от 21.04.2021 № 1-189/2021 были установлены факты представления виновным документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, повлекших неправомерное получение обществом с ограниченной ответственностью «Урожай» средств государственной поддержки, предусмотренных статьей 29 (в ред. на момент представления субсидии) Закона о господдержке в форме субсидии на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, предоставленных в 2018-2019 годах ООО «Урожай» в размере 33609045,76 рублей, из которых в 2018 году в размере 20 307 834 руб. 98 коп. и в 2019 году в размере 13 301 210 руб. 78 коп.

Своими действиями, директор ООО «Урожай», за счет средств федерального и краевого бюджета в соответствии с Программой на условиями получения субсидии похитил, используя свое служебное положение, и распорядился по собственному усмотрению, причинив своими действиями бюджету РФ и Красноярского края материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 33 609 045 руб. 76 коп. В судебном заседании подсудимый вину в совершении преступления признал полностью.

Министерством вынесен приказ от 17.09.2021 № 463-о, о применении к ООО «Урожай» меры ответственности в виде возврата полученной суммы в доход краевого бюджета.

Министерством в адрес ответчика 01.10.2021 направлено письменное уведомление от 30.09.2021 № 23-27/4010 о возврате в доход краевого бюджета денежных средств в размере 33 609 045 руб. 76 коп. Уведомление получено ответчиком 05.10.2021.

Таким образом основанием для принятия Министерством решения о возврате субсидии в размере 33 609 045 руб. 76 коп. послужил приговор Центрального районного суда г. Красноярска по уголовному делу № 1-189/2021.

В материалы дела представлена копия указанного приговора с отметкой о вступлении в законную силу 15.07.2021.

Согласно приговору Центрального районного суда г. Красноярска по уголовному делу № 1-189/2021 подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт предоставления ответчиком недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения субсидий, что является основанием для возврата субсидии.

Ответчик, в том числе, согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе факт представления недостоверных сведений не отрицает, вместе с тем указывает, что приговором суда с подсудимого взыскан ущерб, причиненный преступлением в сумме 32 909 045 руб. 76 коп. (в редакции апелляционного определения), с учетом изложенного, полагает, что двойная ответственность недопустима.

Указанные доводы были оценен судом первой инстанции и обосновано признаны несостоятельными, поскольку предоставление документов, содержащих недостоверные сведения является самостоятельным основанием для возврата субсидии. При этом, сам по себе факт взыскания судом ущерба с виновного лица не свидетельствует об отсутствии оснований для иска к получателю субсидий.

Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном прямо противоречат положениям подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

При отклонении указанных доводов суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что в данном случае истцом заявлено требование о возврате незаконно полученных субсидий, а не требования о привлечении ответчика к ответственности за неправомерные действия, в связи с чем, доводы о двойной мере ответственности ошибочны.

Более того, как следует из материалов дела и обосновано установлено судом первой инстанции, фактически полученные в качестве субсидии денежные средства на момент рассмотрения настоящего дела не возвращены, ущерб, указанный в приговоре суда, не погашен.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика 32 909 045 руб. 76 коп.

Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «11» апреля 2022 года по делу № А33-30756/2021оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

О.А. Иванцова