ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 февраля 2024 года
Дело №
А33-3418/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 октября 2023 года по делу № А33-3418/2023,
установил:
акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) о взыскании 4 080 070 рублей 05 копеек убытков, связанных с возникновением выпадающих доходов, в связи с применением предельного индекса роста цен за период с июля по декабрь 2022 года.
Определением от 27.02.2023 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.10.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- в соответствии с действующим законодательством организация, которая получила субсидию по льготному тарифу, не имеет права на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением предельного индекса;
- обязательства краевого бюджета, позволяющие компенсировать расходы ресурсоснабжающей организации по снижению платы граждан за коммунальные услуги ниже установленного льготного тарифа, не предусмотрены;
- истцом не доказано наличие незаконного действия (бездействия) министерства, которые повлекли у него убытки.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 10.01.2024.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 15.02.2024.
15.02.2024 в материалы дела от ответчика поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым, ответчик просит произвести замену Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на его правопреемника - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет», явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев ходатайство ответчика о процессуальном правопреемстве, суд апелляционный инстанции пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса; для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно части 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
В силу части 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Исходя из смысла и содержания приведенной нормы права, процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве, подразумевающий переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В обоснование заявленного ходатайства, ответчик указывает на то, что Указом Губернатора Красноярского края от 17.10.2023 № 297-уг «О структуре исполнительных органов Красноярского края» утверждена структура исполнительных органов Красноярского края.
Согласно подпункту 4 пункта 1 распоряжения Правительства Красноярского края от 17.10.2023 № 771-р Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края переименовано в Министерство промышленности и торговли Красноярского края.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Распоряжения Министерство строительства Красноярского края переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
При этом, в соответствии с пунктом 3 указанного Распоряжения, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в областях (сферах) государственного управления, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящего распоряжения, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Согласно пункту 3.45 Положения о Министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п (в редакции до принятия Указа Губернатора Красноярского края от 17.10.2023 № 297-уг «О структуре исполнительных органов Красноярского края» и распоряжения Правительства Красноярского края от 17.10.2023 № 771-р), министерство наделено полномочиями, в том числе и в части предоставления местному бюджету субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий в объеме, предусмотренном законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 3.27 постановления Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 51-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края», министерство наделено полномочиями, в том числе и в части предоставления местному бюджету субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий в объеме, предусмотренном законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая обстоятельства настоящего дела, апелляционный суд полагает произвести процессуальную замену ответчика Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края его процессуальным правопреемником – Красноярским краем в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с 07.02.2014 по настоящее время является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды, на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Между ответчиком и истцом заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, возникающих в результате применения льготных тарифов от 10.02.2022 № 503/3п, предметом которого является предоставление получателю из краевого бюджета в 2022 году субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в результате применения льготных тарифов в целях компенсации выпадающих доходов получателя, возникающих в результате применения льготных тарифов, установленных органом государственного регулирования тарифов Красноярского края (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя 382. раздел 05, подраздел 02. целевая статья 0460012920, вид расходов 810 в рамках подпрограммы «Обеспечение доступности платы граждан в условиях развития жилищных отношений» государственной программы.
Согласно пункту 1.3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю согласно Закону Красноярского края от 09.12.2021 № 2-255 «О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов».
17.12.2021 приказами Министерства тарифной политики Красноярского края № 366-п и 364-п были установлены льготные тарифы на поставляемую тепловую энергию и горячую воду, отпускаемую истцом, на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Как указывает истец, в результате применения вышеуказанного нового тарифа для граждан, проживающих на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, произошло увеличение размера платы за коммунальные услуги в период с 01.07.2022 по 31.12.2022, которое превысило предельный допустимый индекс роста размера платы за коммунальные услуги.
Поскольку между платой, произведенной с учетом предельного индекса роста цен на коммунальные услуги, и платой за фактически поставленный ресурс возникла разница, истец понес убытки.
Истец указывает, что несмотря на указанную цель и обстоятельства, плата граждан все равно превысила предельный индекс роста цен, и истец все равно был вынужден снижать плату населению, даже при применении в расчетах с населением льготного тарифа. Поскольку между платой, произведённой с учетом предельного индекса роста цен на коммунальные услуги, и платой за фактически поставленный ресурс возникла разница, истец понес убытки в сумме 4 080 070 рублей 05 копеек, которые просит взыскать с ответчика.
Подробные расчеты убытков с расшифровкой каждого из примененного в расчете показателя представлены истцом в материалы дела 17.02.2023.
Согласно представленному ответчиком контррасчету размер убытков составил
4 080 070 рублей 05 копеек.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику.
В силу положений статей 8, 12, 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 157, 157? Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», убытки, образовавшиеся в результате установленного законодательством в силу мер государственного регулирования ограничения размера платы (предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги), которая применяется для расчетов за коммунальные услуги с населением, подлежат возмещению. При этом субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации такие расходы, является публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Факт предоставления истцом населению коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) в спорный период времени по льготным тарифам подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
На основании данных обстоятельств (в том числе, исходя из установленного факта поставки истцом коммунальных ресурсов населению на территории Козульского района Красноярского края с учетом определенного субъектом Российской Федерации ограничения размера платы за коммунальные услуги - предельного индекса), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности истцом факта несения убытков при осуществлении регулируемой деятельности и о наличии у Красноярского края в лице Минпрома обязанности компенсировать недополученные доходы истцу.
Расчет убытков (недополученных доходов) проверен судом апелляционной инстанции, признан верным и подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств, представленных в подтверждение размера недополученных доходов, судом первой инстанции не допущено.
Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не может являться основанием для отмены решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что организация, которая получила субсидию по льготному тарифу, не имеет права на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением предельного индекса, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сам по себе факт получения истцом средств субсидии в качестве компенсации части выпадающих доходов не может служить основанием для лишения истца права на получение соответствующей компенсации в размере, полностью покрывающем возникшие убытки, определяемые как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
В данном случае материалами дела подтверждается, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), соответственно Красноярский край не может быть освобожден от обязанности возместить возникшие убытки, поскольку истец в спорных периодах в силу правого регулирования обязан был осуществлять расчеты с населением, исходя из размера платы, рассчитанного с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера платы на основании изданных органами власти Красноярского края.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1? пункта 1 статьи 333?? Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
заявление Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) его процессуальным правопреемником – Красноярским краем в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 октября 2023 года по делу
№ А33-3418/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю. Парфентьева
Судьи:
Н.Н. Белан
Н.Н. Пластинина