ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А33-6273/2007 - Ф02-133/2008
06 февраля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Красноярскому краю на решение от 30 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-6273/2007, постановление от 10 октября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-6273/2007-03АП-782/2007 (суд первой инстанции: Ярош Г.В., суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Гурова Т.С., Филиппова Л.В.),
установил:
Управление культуры администрации Курагинского района (далее – Управление культуры) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайоннойинспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Красноярскому краю № 07-02 от 02.04.2007 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Определением суда от 15 июня 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Курагинского района.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и норм процессуального права, налоговая инспекция указывает на то, что Управление культуры является некоммерческой организацией, следовательно, регистрирующим органом для таких организаций является территориальный орган Федеральной регистрационной службы, а не налоговый орган, а также, учитывая, что настоящий спор не связан с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, считает спор неподведомственным арбитражному суду, в связи с чем просит об отмене обжалуемых судебных актов и прекращении производства по делу.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация Курагинского района и Отдел культуры администрации Курагинского района отклоняют изложенные в ней доводы, считают судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления № 37567 от 25.01.2008, № 37568 от 24.01.2008, № 37566 от 25.01.2008), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, решением Курагинского районного Совета депутатов Красноярского края № 10-72р от 26.01.2006 учреждены органы администрации района, в том числе Управление культуры, и наделены правами юридического лица.
В соответствии с Положением об Управлении культуры Администрации Курагинского района Управление является структурным подразделением администрации Курагинского района, финансируется за счёт средств районного бюджета и других источников финансирования.
Решением Курагинского районного Совета депутатов Красноярского края № 22-168р от 26.12.2006 с учётом внесённых в него изменений решением № 23-180р от 16.02.2007 Управление культуры переименовано в Отдел культуры администрации Курагинского района.
Управление культурыобратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения об изменении организационно-правовой формы и наименовании: с Управления культуры на Отдел культуры администрации Курагинского района.
По результатам рассмотрения заявления налоговой инспекцией принято решение от 02.04.2007 № 07-02 об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием среди представленных для регистрации документов изменений, вносимых в учредительные документы, а также решения о внесении изменений в учредительные документы.
Считая решение об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы не соответствующим требованиям Федеральных законов № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», № 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях» и № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления», Управление культуры обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал его отсутствием у налоговой инспекции правовых оснований для отказа в регистрации соответствующих изменений. Решением суда на ответчика возложена обязанность произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно: об изменении сведений об организационно-правовой форме и наименовании заявителя.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а)непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2).
В оспариваемом решении № 07-02 от 02.04.2007 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в качестве основания отказа имеется ссылка на допущенные заявителем нарушения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 названного Закона, выразившиеся в отсутствии среди представленных для регистрации документов изменений, вносимых в учредительные документы, а также решения о внесении изменений в учредительные документы.
Ссылаясь на положения абзаца 3 пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которого основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о необоснованности отказа в государственной регистрации по указанным налоговым органом основаниям, так как Курагинским районным Советом депутатов Красноярского края были приняты соответствующие решения о создании Управления культуры с правами юридического лица и об изменении его организационно-правовой формы и наименования, которые одновременно с Положением об отделе культуры Администрации Курагинского района представлены регистрирующему органу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что для некоммерческих организаций, каковой является Управление культуры, регистрирующим органом является территориальный орган Федеральной регистрационной службы, а не налоговый орган, подлежит отклонению ввиду следующего.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц (пункт 1 статьи 1).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (пункт 5 статьи1).
Положением о Федеральной регистрационной службе, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Учитывая сферу действия Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и его нераспространение на определение правового положения органов местного самоуправления, принимая во внимание установленный Положением о Федеральной регистрационной службе, утверждённым Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1315, исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, в отношении которых данный орган правомочен осуществлять регистрацию, в число которых не включены органы местного самоуправления, следует сделать вывод о том, что в отношении таких органов регистрирующими органами являются налоговые органы.
Суд кассационной инстанции отклоняет как не соответствующий закону довод кассационной жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, так как в силу положений статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в том числе и дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, что является их специальной подведомственностью.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-6273/2007, постановление от 10 октября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-6273/2007-03АП-782/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Красноярскому краю госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А. Гуменюк
Судьи
Л.А. Кадникова
М.М. Шелёмина