ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-7272/2022 от 07.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 августа 2023 года

Дело №

А33-7272/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «07» августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «10» августа 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Юдина Д.В.,

судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Маланчик Д.Г.,

при участии:

от истца (общества с ограниченной ответственностью «РостТех»): Антоновой А.В., представителя по доверенности от 01.01.2023 № 21,

от ответчика (садового некоммерческого товарищества «Бархатный берег»):
председателя Талаленко М.Н.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РостТех»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «14» апреля 2023 года по делу № А33-7272/2022,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РостТех» (ИНН 2465240182,
ОГРН 1102468036714, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к садовому некоммерческому товариществу «Бархатный берег» (ИНН 2404015750, ОГРН 1122404001444, далее – ответчик) о взыскании 52 794 рублей 57 копеек задолженности за оказанные в период с 01.07.2021 по 30.11.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 01.07.2021
№ 05-000010459.

Решением Арбитражного суда Красноярского края 14 апреля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что все существенные условия договора на вывоз твердых коммунальных отходов, в том числе место и способ накопления отходов согласованы сторонами. При этом ответчик не представил доказательств того каким образом утилизируются отходы с территории садоводческого некоммерческого товарищества; садоводческое некоммерческое товарищество обязано организовать место накопления отходов на территории товарищества. Более того, услуга по вывозу твердых коммунальных отходов фактически оказывалась бестарным способом, что подтверждается данными Глонасс. Кроме того, услуга по вывозу отходов бестарным способом посредством проезда по улицам не может быть оказана истцом в силу объективных причин (отсутствие асфальтового покрытия, узкие улицы и т.д.).

Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.07.2023. Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 07.08.2023. Определением председателя судебной коллегии в связи с очередным отпуском судьи Иванцовой О.А. в составе суда произведена замена судьи Иванцовой О.А. на судью Бабенко А.Н.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 6.08.2018 № 1/1576-од обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.

Ссылаясь на возникновение договорных отношений по поводу оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами общество «РостТех» (региональный оператор) представляет договор от 01.07.2021 № 05-000010459 (далее – договор), согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в правилах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В подтверждение факта оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.07.2021по 30.11.2021 на сумму 52 794 рублей 57 копеек истец представляет подписанные в одностороннем порядке универсальные передаточные документы корректировочные от 19.08.2022 № 44458 (к универсальному передаточному документу от 31.07.2021 № 33075), от 19.08.2022 № 44458 (к универсальному передаточному документу от 31.08.2021 № 44375), от 19.08.2022 № 44456 (к универсальному передаточному документу от 30.09.2021 № 48126), от 19.08.2022 № 44445 (к универсальному передаточному документу от 31.10.2021 № 55263), от 19.08.2022 № 44454 (к универсальному передаточному документу от 30.11.2021 № 60246), а также доказательства направления указанных документов в адрес ответчика.

Региональный оператор направил ответчику претензию от 11.11.2021 № 2021/6969 об оплате задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате задолженности, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 52 794 рублей 57 копеек задолженности за оказанные в период с 01.07.2021 по 30.11.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 01.07.2021 № 05-000010459.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8, 9 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В силу пунктов 2 и 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общих правил статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (о безоговорочности акцепта и о том, что молчание не является акцептом), в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, содержатся фикции заключения конкретного договора об обращении с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора для случаев: 1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; 2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; 3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.

В подпункте «а» пункта 11 и подпункте «а» пункта 13 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, указано, что региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору, потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой, обеспечивать складирование твердые коммунальные отходы в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.

Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю или часть территории субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156).

Услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона № 89-ФЗ, абзац 12, абзац 22 пункта 2, подпункт «а» пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16).

Исходя из изложенного, тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее также – Правила № 1130).

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Она является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 № 8-АПА19-10, от 06.02.2020 № АПЛ19-525).

В силу пункта 5 Правил № 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании пункта 9 и подпункта «а» пункта 12 Правил № 1130 раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам. Раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте «а» пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение твердых коммунальных отходов должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, усматривается, что региональный оператор осуществляет прием твердых коммунальных отходов от потребителей в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, определенном договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Таким образом, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения услуги, предусмотренные законом.

Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что при установлении факта размещения региональным оператором на официальном сайте в сети «Интернет» и (или) печатном периодическом издании предложения о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, направления проекта такого договора потребителю и отсутствия заключенного между региональным оператором и потребителем договора в виде одного подписанного сторонами документа, содержащего все существенные условия, указанные в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156, юридически значимым обстоятельством, принципиально влияющим на возможность констатации факта заключения сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является включение спорного места накопления твердых коммунальных отходов в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Соответственно, когда соответствующее место накопления твердых коммунальных отходов территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) – 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и потребителем не может считаться заключенным.

При этом, если спорное место накопления отходов не включено в территориальную схему, то в силу ранее приведенных правовых норм затраты по обращению с этими твердыми коммунальными отходами не учтены и в базовой для расчета тарифа необходимой валовой выручки регионального оператора, от собирания которой зависит выполнение им инвестиционных программ.

Другими словами, нарушение тарифно-балансовой схемы в результате отказа во взыскании стоимости услуг в пользу регионального оператора в таком случае не происходит, публичные интересы не нарушаются.

Следует также отметить, что в силу подпункта «в» пункта 20, пунктов 23, 31, 32 Правил № 1130 региональный оператор имеет возможность влиять на содержание территориальной схемы как на стадии общественного обсуждения перед ее утверждением уполномоченным органом, так и вправе подавать заявления о ее корректировке, то есть обеспечивать включение дополнительных объектов образования твердых коммунальных отходов в указанную схему, достигая, тем самым возможность учета осуществляемых им расходов на обслуживание таких объектов при формировании необходимой валовой выручки, а также обеспечивая в результате этого прозрачное движение твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой.

Являясь регулируемой организацией и, с очевидностью, сильной стороной в правоотношении по обращению с твердыми коммунальными отходами по отношению к собственнику твердых коммунальных отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия.

Приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правовом подходе, сформированном в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944.

Из пояснений регионального оператора следует, что в соответствии с приложением к Территориальной схеме А1 «Реестр источников твердых коммунальных отходов, сгруппированный по поселениям Красноярского края» территория Бархатовского сельского совета указана как источник твердых коммунальных отходов. В соответствии с приложением к территориальной схеме А9 «Охват населения централизованной системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов» Бархатовский сельский совет имеется в данной системе.

Как установлено судом первой инстанции, доказательства того, что территориальной схемой определено соответствующее место накопления товариществом твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлены, контейнерная площадка не организована, вывоз отходов бестарным способом не доказан.

Соответственно, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что при таких условиях договор между сторонами не может считаться заключенным.

Доказательств иного истцом не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 15 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

При этом под «бестарным методом» понимают удаление по графикам твердых коммунальных отходов в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках и вне их (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.03.2022 № 09- 4609-2022-40).

Таким образом, мешковой сбор мусора не предполагает накопления твердых коммунальных отходов.

Судом апелляционной инстанции также учтено, что согласно пункту 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 10.09.1997 № 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

В соответствии с пунктом 5.11 СП 53.13330.2011 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 3002-97 на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров.

В подтверждение факта оказания услуг истец представил в материалы дела односторонние универсальные передаточные документы, график вывоза отходов, путевые листы и выписки из системы ГЛОНАСС.

Согласно данным системы ГЛОНАСС в сентябре 2021 года транспортное средство МАЗ х819мм 04.09.2021 прибыло в товарищество «Бархатный берег» в 13 час. 49 мин. (продолжительность стоянки 4 мин. 42 сек.), 22.09.2021 - в 15 час 39 мин. (продолжительность стоянки 14 мин. 39 сек), в октябре 2021 года транспортное средство МАЗ х819мм прибыло 11.10.2021 в товарищество «Бархатный берег» в 16 час. 36 мин. (продолжительность стоянки 13 мин. 28 сек), транспортное средство КамАЗ е301ое прибыло 21.10.2021 в 14 час. 08 мин. (продолжительность стоянки 3 мин. 25 сек.), в ноябре 2021 года транспортное средство МАЗ х819мм прибыло 10.11.2021 в товарищество «Бархатный берег» в 15 час. 30 мин. (продолжительность стоянки 09 мин. 32 сек.), 20.11.2021 в 15 час. 07 мин. (продолжительность стоянки 14 мин. 26 сек.). Представленные выписки с системы ГЛОНАСС не содержат сведений о движении транспортных средств по улицам садового некоммерческого товарищества. Указанного выше времени недостаточно для того, чтобы собрать твердые коммунальные отходы по улицам товарищества «Бархатный берег» (среднее время проезда по всем улицам товарищества составляет около часа, без учета времени для погрузки отходов в транспортное средство). В представленном ответчиком графике вывоза обществом твердых коммунальных отходов в период с 05.10.2022 по 01.06.2023 отсутствует информация о способе забора твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов с территории товарищества. Доказательства согласования региональным оператором и потребителем графика вывоза твердых коммунальных отходов, то есть установленной периодичности, в материалы дела не представлены. Путевые листы данных об адресе товарищества не содержат. Универсальные передаточные документы общества составлены в одностороннем порядке. В связи с чем, выписки ГЛОНАСС, как и иные документы, не подтверждают факта оказания услуг именно ответчику.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца и взыскания в пользу общества заявленной задолженности.

Таким образом, требования истца признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Вопреки позиции общества, доказательств фактического оказания услуг истец в материалы дела не представил и, более того, для ответчика в территориальной схеме в спорный период не было определено место накопления твердых коммунальных отходов. Соответственно, доводы общества и ссылки на презумпцию являются несостоятельными и отклоняются.

Довод истца о том, что услуга по вывозу твердых коммунальных отходов фактически оказывалась бестарным способом является повторным и обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку мешковой сбор мусора не предполагает накопления твердых коммунальных отходов.

При этом в пункте 3 договора от 01.07.2021 указано, что способ складирования твердых коммунальных отходов определяется с учетом имеющихся технологических возможностей многоквартирного/жилого дома и может осуществляться следующим способом: мусоропроводы, мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенных на контейнерных площадках для сбора твердых коммунальных отходов. Доказательств согласования бестарного способа сбора твердых коммунальных отходов в материалы дела обществом не представлено.

Кроме того, как следует из подпункта «в» пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов может осуществляться потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Следовательно, при реализации указанного способа складирования твердых коммунальных отходов пакеты или другие емкости должны предоставляться потребителю региональным оператором. Доказательств того, что ответчику со стороны истца предоставлялись какие-либо пакеты или другие емкости не представлено.

Из материалов дела не следует, что способ складирования был согласован сторонами, а также доведен до жильцов товарищества и фактически реализовывался товариществом в спорный период.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет, как недоказанные и противоречащие действующему правовому регулированию, заявленные истцом в своей апелляционной жалобе доводы и соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования общества не подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом довод общества о том, что товариществом не доказан факт самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, не принимается во внимание как не имеющий правового значения при установлении факта оказания услуг региональным оператором; по материалам дела также подтверждено, что ответчик неоднократно обращался к органам местного самоуправления с целью создания на территории товарищества места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерной площадки) (соответствующие органы отказались предоставить земельный участок для размещения площадки под сбор твердых коммунальных отходов).

То обстоятельство, что услуга по вывозу отходов бестарным способом посредством проезда по улицам не может быть оказана истцом в силу объективных причин, не изменяет правильных выводов суда первой инстанции.

Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество в связи с отказом в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «14» апреля 2023 года по делу № А33-7272/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

А.Н. Бабенко

М.Ю. Барыкин