ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-7294/2023 от 06.12.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 декабря 2023 года

Дело №

А33-7294/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «06» декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «06» декабря 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.

судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,

при участии: от истца (общества с ограниченной ответственностью «Новая транспортная компания»): ФИО1 представителя по доверенности от 01.01.2023 № 1, паспорт, диплом; от ответчика (открытого акционерного общества «Российские железные дороги»): ФИО2, представителя по доверенности от 10.11.2023 № КРАС-101/Д серии 24 АА 5362639, паспорт, диплом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая транспортная компания", ООО «ж.д. Инвестиции»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «25» августа 2023 года по делу № А33-7294/2023

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новая транспортная компания" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее – ответчик) о взыскании суммы убытков в размере 239 400,00 руб., судебных расходов в сумме 13 088,00 руб.

Определением от 17.03.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 10.05.2023 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.08.2023 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец и третье лицо обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы приняты к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 14.08.2022 ответчик подал заявки на погрузку грузов № 0099549362, планировалось к отправке 15 вагонов, ответчиком согласовано 2 вагона.

Истец полагает, что после осуществления погрузки груза в вагоны №№ 94969797, 96721030, 96721121, 96721337 ООО «НТК» 02.09.2022 было подано уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке № 104, указанные вагоны убраны с пути необщего пользования и приняты к перевозке перевозчиком 02.09.2022, что подтверждает ведомость подачи и уборки вагонов №084634. При этом постановка календарного штемпеля в накладных №№ 32937875, 32937803, 32937794, 32937760 перевозчиком произведена только 01.10.2022.

В связи с длительным нахождением вышеуказанных вагонов под погрузкой собственником, в соответствии с условиями договора № 61-05/20 от 06.05.2020 г., актом от 10.11.2022 г. № 1767 была выставлена к оплате плата за сверхнормативное нахождение вагонов на станции Чунояр в общей сумме 443 100,00 руб. Платежными поручениями от 27.12.2022 г. № 833, от 12.01.2023 г. № 889 ООО «НТК» произвело оплату данных штрафных санкций.

Истец полагает, что поскольку перевозчиком постановка календарного штемпеля произведена с нарушением вышеуказанных норм, т.е. не в момент уборки вагонов с пути необщего пользования, а в момент включения вагонов поезд ООО «НТК» были причинены убытки в виде штрафных санкций начисленных собственником за период с даты уборки вагонов (02.09.2022) по дату постановки календарного штемпеля (01.10.2022) в сумме 239 400 руб.

Претензией от 16.01.2023 г. № 4 истец предъявил ответчику требования об оплате суммы убытков. Согласно ответу от 15.02.2023 г. № 1843/КРС ТЦФТО ответчиком претензия отклонена.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

В силу норм статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входит: факт причинения убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и наступившими последствиями; размер причиненного ущерба.

Из содержания указанных норм следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред.

Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ) для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн.

В силу положений статьи 94 УЖТ основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн.

В абзаце 5 статьи 11 УЖТ РФ перечислены случаи, когда перевозчик может отклонить заявку на перевозку груза: введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза; отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки; обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок; в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

На основании статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Истец полагает, что поскольку перевозчиком постановка календарного штемпеля произведена с нарушением вышеуказанных норм, т.е. не в момент уборки вагонов с пути необщего пользования, а в момент включения вагонов в поезд ООО «НТК» были причинены убытки в виде штрафных санкций начисленных собственником за период с даты уборки вагонов (02.09.2022) по дату постановки календарного штемпеля (01.10.2022) в сумме 239 400 руб.

В апелляционной жалобе истец указал, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 11, ст. 29 УЖТ РФ, ссылаясь на учетные карточки №№ 0039549362, 0039509784, пришел к выводу об отсутствии вины перевозчика в невыполнении заявок на перевозку, поскольку перевозчиком в данных учетных карточках в качестве причин невыполнения заявок на перевозку были указаны коды 302, 303.

Довод истца, что судом первой инстанции упущена суть требований истца, заключающаяся в предъявлении претензии не к нарушению исполнения заявок на перевозку, а в нарушении сроков приемки груза к перевозке», является несостоятельным.

Исполнение заявок на перевозку и прием груза к перевозке, является единым процессом и не может быть разделен.

В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн.

В случае если представленная грузоотправителем в установленные статьей 11 Устава сроки заявка на перевозку грузов согласована перевозчиком частично, учетная карточка оформляется только на согласованный объем перевозки грузов.

Согласно ст. 11 УЖТ РФ перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов в случае:

1) введения согласно статье 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

2) отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку грузов;

3) обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей

осуществления перевозки;

4) отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;

5) в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии со статьей 29 Устава погрузка грузов, прием к перевозке порожних вагонов и их отправление могут быть временно прекращены либо ограничены. Грузоотправители (отправители) в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о прекращении или ограничении погрузки груза, приема к перевозке порожних вагонов обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза, отправление порожних вагонов в определенных железнодорожных направлениях.

Так, с 18.11.2021 по 09.02.2023 включительно действовали конвенционные запрещения и ограничения № 24556, в соответствии с которыми было введено ограничение погрузки всех грузов назначением на ст. Забайкальск (экспорт) Кжд Заб ж.д. (код 947005) в Китай через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия, в подтверждение чего в материалах дела имеется телеграммао Конвенционных запрещениях и ограничениях, размещенная также и в ЭТРАН (подписной номер № 245556).

Таким образом, о конвенционных запрещениях и ограничениях известно грузоотправителю, так как перевозчик информирует всех участников перевозочного процесса посредством системы ЭТРАН.

Согласно части 11 статьи 11 УЖТ РФ учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки. Форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ведения учетной карточки и ее оформления установлены Приказом МПС России от 16.06.2003 N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 20).

В графе 22 данной карточки указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество не погруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине.

Согласно пункту 3 Правил № 20 учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем, соответственно, в графах 24 и 25 учетной карточки по окончании каждых отчетных суток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает учетную карточку с отметкой "с разногласиями". В этом случае грузоотправитель должен представить перевозчику в письменном виде документ с изложениями причин несогласия со сведениями в учетной карточке не позднее следующих суток.

Вагоны №№ 96721121, 96721337, 94969797, 96721030 для перевозки лесоматериалов по ж/д накладным №№ 32937794, 32937760, 32937875, 32937803 были приняты Перевозчиком от истца под заявки на подачу вагонов №№ 0039509784-ИЗМ/2, 0039549362.

Согласно части 11 статьи 11 УЖТ РФ учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ведения учетной карточки и ее оформления установлены Приказом МПС России от 16.06.2003 N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 20). В графе 22 данной карточки указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество не погруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине. Согласно пункту 3 Правил № 20 учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем, соответственно, в графах 24 и 25 учетной карточки по окончании каждых отчетных суток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает учетную карточку с отметкой "с разногласиями". В этом случае грузоотправитель должен представить перевозчику в письменном виде документ с изложениями причин несогласия со сведениями в учетной карточке не позднее следующих суток.

В учетных карточках 0039549362, 0039509784 фиксирующих исполнение заявок, перевозчиком проставлен код «302» - прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава; «303» - обстоятельства, при которых запрещено производить операции по погрузке, выгрузке грузов.

Согласно пункта 5.9 Приказа МПС РФ от 16.06.2003 N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4761) в графе 23 указываются коды обстоятельств, освобождающих от ответственности за невыполнение принятой заявки, а также количество непогруженных вагонов, контейнеров. Код 302 - прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава; 303 - обстоятельства, при которых запрещено производить операции по погрузке, выгрузке грузов.

Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что учетные карточки не являются надлежащими документами, подтверждающими доводы ответчика и опровергающие доводы истца, противоречат правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.05 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее -Постановление N 30) в котором отмечено, что данные, содержащиеся в учетной карточке, удостоверенные подписями представителей грузоотправителей и перевозчика являются основанием для определения ответственности сторон за невыполнение заявки на перевозку грузов.

Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что ответчиком не подтверждено указание кода 303 согласно которому, действовали обстоятельства, при которых запрещено производить операции по погрузке, выгрузке грузов также рассмотрен и отклонен.

Учетная карточка ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю на основании согласованной перевозчиком заявки (абз. 1 п. 3 Правил N 20).

Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем соответственно в графах 24 - 25 учетной карточки по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии грузоотправителя со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает учетную карточку с отметкой "с разногласиями". В этом случае грузоотправитель должен представить перевозчику в письменном виде документ с изложением причин несогласия со сведениями в учетной карточке не позднее следующих суток (абз. 5 п. 3 Правил N 20).

Как следует из материалов дела и установлено судами, учетные карточки подписаны сторонами электронной подписью без возражений. В свою очередь у истца имелась возможность подписать учетные карточки с возражениями или проставить иной код.

Из представленных в материалы дела учетных карточек следует, что вина перевозчика в невыполнении обязательств по перевозке вагонов отсутствует.

Поэтому, доводы истца о том, что несогласование ОАО «РЖД» заявок с проставлением кодов 302, 303 в учетной карточке зависит от действий ОАО «РЖД» являются несостоятельными.

Довод истца о том, что договор перевозки заключен не 01.10.2022 (штемпель в ж.д. накладной), а ранее, не подтвержден документально и, следовательно не подлежит рассмотрению.

Перевозка вагонов оформляется транспортной железнодорожной накладной, которая составляется отправителем (владелец вагона) в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов (статья 25 Устава, пункт 86 Правил N 374, пункт 10.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, пункт 117 Правил составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N256), пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 86 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, при предъявлении груза, порожнего вагона к перевозке грузоотправитель (отправитель) должен предъявить перевозчику заполненную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладную.

Истцом соответствующие накладные оформлялись через автоматизированную систему централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Данная система позволяет клиенту (грузоотправителю) участвовать в документообороте с ОАО «РЖД», принимать заявки и оформлять перевозки, подготавливать электронные накладные и прочие документы со своего рабочего места. Все операции в системе выполняются согласно Правилам приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В пункте 87 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 установлено, что оригинал накладной и выданная на основании ее перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки.

Согласно пункту 89 Правил N 374 в зависимости от условий приема грузов и (или) порожнего вагона к перевозке фактическим подтверждением передачи вагонов с грузами и порожнего вагона от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, перевозчику является: при погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика -подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" у места погрузки в момент уборки вагона (пункт 89.1 Правил).

Таким образом, простановка штемпеля свидетельствует дату заключения договора и принятия вагонов для отправки.

Довод истца о том, что вагоны 94969797, 96721030, 96721121, 96721337 были приняты к перевозке 02.09.2023 был оценен и обосновано отклонен судом первой инстанции. Прием вагонов к перевозке подтверждается штемпелем в ж.д. накладной. Согласно штемпелю, вагоны приняты к перевозке 01.10.2023, а не 02.09.2022, как на это указывает истец.

Довод о том, что дата приемки и дата уборки вагонов идентичны также был оценен и обосновано признан судом первой инстанции несостоятельным.

В пункте 87 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374) установлено, что оригинал накладной и выданная на основании ее перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки.

Согласно пункту 89 Правил N 374 в зависимости от условий приема грузов и (или) порожнего вагона к перевозке фактическим подтверждением передачи вагонов с грузами и порожнего вагона от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, перевозчику является: при погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" у места погрузки в момент уборки вагона (пункт 89.1 Правил).

Таким образом, простановка штемпеля свидетельствует дату заключения договора и принятия вагонов для отправки.

Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что уборка вагонов является частью приемки для отправки, не основан на нормах права.

Ответчиком представлены сведения ЭТРАН, которые не оспариваются истцом, согласно которым пакет документов по накладным 32937760, 32937875 сформирован только 01.10.2022, 05.08.2022, 02.09.2022 отмечен откат операции, наличие ошибок, с 02.09.2022 иные операции. Оснований полагать о возможности отправки вагонов до формирования пакета документов не имеется.

Судом первой инстанции было также учтено, что с 05.09.2020 по 01.10.2020 истец не обращался к ответчику с требованием о простановке штемпеля.

В отсутствие вины в настоящем случае исковые требования о взыскании убытков не подлежат удовлетворению.

Ответчик стороной по договору с ООО «НТК», неисполнение которого повлекло несение расходов, не является.

С учётом совокупности представленных доказательств, а также того обстоятельства, что истец просит взыскать с ответчика убытки в виде взысканной с него контрагентом неустойки за период с 02.09.2022 по 01.10.2022 в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было отказано обосновано.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей жалоб.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» августа 2023 года по делу №А33-7294/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы-без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

Д.В. Юдин