ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-8750/2023 от 07.09.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 сентября 2023 года

Дело №

А33-8750/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «07» июня 2023 года по делу № А33-8750/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосвет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, общество, ООО «Энергосвет») о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды: июнь 2021 года в размере 500 руб.; июль 2021 года в размере
500 руб.; сентябрь 2021 года в размере 500 руб.; апрель 2022 года в размере 3500 руб.; август 2021 года в размере 500 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 29 мая 2023 года, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда
07 июня 2023 года) по делу № А33-8750/2023 заявление Фонда удовлетворено частично.
С ООО «Энергосвет» в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взысканы финансовые санкции за непредставление и несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2022 года в общей сумме 3500 руб. В удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь, июль, август, сентябрь 2021 года в общей сумме 2000 руб. отказано с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях по делам № А73-910/2017 от 02.07.2018, № А04-5748/2017 и № А04-5751/2017 от 05.09.2018.

Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении данного требования Фонда. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что расхождения сведений, содержащихся в отчетах СВЗ-М за август 2021 года и СВЗ-СТАЖ за 2021 год, было выявлено не страхователем, а Фондом, о чем страхователю сообщено уведомлением от 31.03.2022. В пятидневный срок со дня получения уведомления страхователь уточненные сведения не представил, сделал это лишь 18.07.2022 путем представления отчета по форме СВЗ-М (дополняющая) за август 2021 года. При таких обстоятельствах Фонд обоснованно привлек страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

ООО «Энергосвет» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 27.06.2023 06:05:48 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований – о взыскании финансовой санкции по решению от 21.11.2022 № 205S19220029102), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

15.09.2021 ООО «Энергосвет» представило в Фонд сведения по форме СВЗ-М (исходная) за август 2021 года на 7 застрахованных лиц. В подтверждение принятия представленных сведений страхователю направлен протокол проверки отчетности.
В представленной форме отсутствовали сведения о ФИО1

25.02.2022 ООО «Энергосвет» были представлены сведения по форме СВЗ-СТАЖ за 2021 года в отношении 8 застрахованных лиц, в том числе в отношении ФИО1 В подтверждение принятия представленных сведений страхователю направлен протокол проверки отчетности.

31.03.2022 Фондом составлено и направлено страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда. В ходе проведения сверки отчетностей по формам СВЗ-М и СВЗ-СТАЖ по застрахованным лицам за 2021 год были выявлены расхождения, которые страхователю необходимо устранить в течение пяти дней. Уведомление было получено ООО «Энергосвет» 31.03.2022.

Страхователь представил в Фонд сведения на ФИО1 по форме СВЗ-М (дополняющая) 18.07.2022.

13.10.2022 должностным лицом Фонда составлен акт № 205S18220026853 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что в ходе сверки данных, содержащихся в формах СВЗ-М и СВЗ-СТАЖ, было выявлено отсутствие сведений СВЗ-М за август 2021 года на одно застрахованное лицо – ФИО1 Страхователю в соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020
№ 211н (далее – Инструкция 211н), было направлено уведомление об устранении несоответствия в пятидневный срок. Однако уточненные сведения по форме СВЗ-М за август 2021 года на указанное застрахованное лицо были представлены лишь 18.07.2022.

Акт был направлен в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 14.10.2022 № 84 (партия 46437).

21.11.2022 заместителем управляющего отделением ПФР вынесено решение
№ 205
S19220029102 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в соответствии с которым обществу назначен штраф в размере 500 руб. Решение направлены обществу, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 22.11.2022 № 191 (партия 48976).

20.12.2022 Фондом выставлено требование № 205S01220030295 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 16.01.2023. Требование было направлено обществу по почте (список от 21.12.2022 № 120 (партия 50971).

Поскольку срок уплаты финансовых санкций по требованию истек, а страхователь требование не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение от 21.11.2022 № 205S19220029102 вынесено Фондом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения оспариваемого решения Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с данным Законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (часть 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 № 103п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», а также утвержден порядок ее заполнения, которая применялась в спорный период.
В соответствии с указанным документом форма СЗВ-М с типом «Исходная» представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за данный отчетный период; форма СВЗ-М с типом «Дополняющая» представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; форма СВЗ-М с типом «Отменяющая» представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц;

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Закона № 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, действовавшей в спорный период, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Пунктом 40 Инструкции № 211н предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года были представлены страхователем в Фонд 15.09.2021. В форме содержались сведения о семи застрахованных лицах. Затем 25.02.2022 ООО «Энергосвет» были представлены сведения по форме СВЗ-СТАЖ за 2021 года в отношении 8 застрахованных лиц, в том числе в отношении ФИО1

Фонд выявил расхождения в сведениях СВЗ-СТАЖ за 2021 год и СВЗ-М (исходная) за август 2021 года, поскольку в форме СВЗ-М (исходная) за август 2021 года отсутствовали сведения о ФИО1, сведения о котором имелись в форме СВЗ-СТАЖ за 2021 год. В связи с данным обстоятельством Фонд направил страхователю уведомление от 31.03.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда. Уведомление было получено обществом 31.03.2022. Несоответствия необходимо было устранить в пятидневный срок (до 07.04.2022); фактически сведения СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года на застрахованное лицо (ФИО1) представлена 18.07.2022.

Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статья 17 Закона № 27-ФЗ не устанавливает ответственность за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах, кроме того, названный Закон не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок и не закрепляет положений о последствиях нарушения срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В рассматриваемом случае несоответствие между сведениями по форме СВЗ-М (исходная) за август 2021 года и по форме СВЗ-СТАЖ за 2021 год, а именно отсутствие сведений в отношении ФИО1 в исходной форме СВЗ-М за август 2021 года при наличии сведений о нем в форме СВЗ-СТАЖ за 2021 год, не было выявлено и исправлено страхователем самостоятельно до обнаружения указанного несоответствия Фондом.
В данном случае именно Фонд обнаружил несоответствие, в связи с чем страхователю по ТКС было направлено уведомление от 31.03.2022, которое было им получено 31.03.2022, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом. Однако в установленный пунктом 40 Инструкции № 211н срок (до 07.04.2022 включительно) страхователь несоответствие в представленных сведениях не устранил. Сведения по форме СВЗ-М (дополняющая) за август 2021 года в отношении застрахованного лица ФИО1 были представлены страхователем в Фонд лишь 18.07.2022.

Следовательно, страхователь, после уведомления Фонда, не воспользовался своим правом в пятидневный срок без каких-либо финансовых последствий устранить недостатки в сведениях. Представление дополняющих сведений, после истечения пятидневного срока со дня получения уведомления Фонда, в котором указаны соответствующие недочеты в отчетности, свидетельствует о непредставлении страхователем в установленный срок сведений за соответствующий период (в данном случае за август 2021 года) и влечет привлечение к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Таким образом, Фонд правомерно и обоснованно вынес решение от 21.11.2022
№ 205
S19220029102 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, которым обществу назначен штраф в размере 500 руб.

Размер штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан верным (500 руб. за 1 застрахованное лицо).

В связи с отсутствием доказательств уплаты ответчиком финансовой санкции в размере 500 руб. по решению от 21.11.2022 № 205S19220029102, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене в связи с неправильным применением (толкованием) норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием нового судебного акта об удовлетворении требования Фонда в указанной части.

Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет 2000 руб. (при цене иска в размере 5500 руб.). Решением суда первой инстанции (с учетом частичного удовлетворения заявленных требований) с общества в доход федерального бюджета взыскано 1272 руб. 73 коп. государственной пошлины. Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, взысканию с общества в доход федерального бюджета подлежит 182 руб.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3000 руб. Указанная сумма с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы и освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины, в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также относится на общество.

Таким образом, с ООО «Энергосвет» в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3182 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьи 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «07» июня 2023 года по делу № А33-8750/2023 в обжалуемой части отменить. В указанной части принять новый судебный акт.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Энергосвет»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 500 руб. финансовой санкции за нарушение срока представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, начисленной на основании решения от 21.11.2022 № 205S19220029102.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Энергосвет»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 3182 руб. государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.А. Иванцова