ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-8838/2008-Ф02-19/2009 от 03.02.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

  А33-8838/2008 – Ф02-19/2009

3 февраля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Cкубаева А.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю Смолиной О.С. (доверенность №04-13/16416 от 28.08.2008) и открытого акционерного общества «КЗК - Недвижимость» Николаенко А.М. (доверенность от 15.12.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю на решение от 9 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 26 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-8838/2008 (суд первой инстанции – Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),

установил:

Открытое акционерное общество «КЗК - Недвижимость» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 30 июня 2008 года № Р 13266А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее – налоговая инспекция, регистрирующий орган), обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации изменений устава общества; признании незаконным действия налоговой инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008, обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения путем исключения данной записи из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением от 9 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 26 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительной записи о государственной регистрации общества является постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26 июля 2007 года по делу А03-1685/2006-3.

Как указывает налоговая инспекция, оспариваемая запись ОГРН 2082468383226 внесена в государственный реестр на основании и во исполнение указанного постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края, и не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает незаконно на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления последним предпринимательской деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты по делу без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Красноярский завод комбайнов» (далее – ОАО «КЗК») 19.12.2005 принято решение о реорганизации общества в форме разделения на открытое акционерное общество (ОАО) «КЗК - Недвижимость» и открытое акционерное общество (ОАО) «КЗК -Агро».

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 в государственной регистрации ОАО «КЗК - Агро» и ОАО «КЗК - Недвижимость» отказано.

ОАО «КЗК» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованиями о признании недействительными решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ, создаваемых путем его реорганизации в форме разделения.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22 мая 2006 года по делу № А03-1685/06-26, оставленным без изменения апелляционной инстанцией суда, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю признаны недействительными. Указанным судебным актом суд обязал регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации создаваемых организаций и о прекращении деятельности ОАО «КЗК».

Решением от 01.06.2006 № 124А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании общества путем реорганизации в форме разделения и о прекращении деятельности ОАО «КЗК» при реорганизации в форме разделения.

Постановлением от 12 февраля 2007 года Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение суда от 22 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции по делу № А03-1685/06-26 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела произведена замена ОАО «КЗК» на его правопреемников - ОАО «КЗК - Агро» и ОАО «КЗК - Недвижимость». Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10 мая 2007 года по делу № А03-1685/06-3 заявленные требования удовлетворены; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ путем реорганизации ОАО «КЗК» в форме разделения признаны недействительными.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26 июля 2007 года указанное решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю 13.08.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи:

в отношении ОАО «КЗК» - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 01.06.2006 ГРН 2062261028322 недействительной на основании решения суда;

в отношении ОАО «КЗК» - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 09.08.2006 ГРН 2062261033371 недействительной в связи с неверным видом регистрации на основании решения регистрирующего органа;

в отношении ОАО «КЗК - Агро» - о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании ГРН 2072261034426.

Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю принято решение от 27.08.2007 № 10-04/10350@ об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 № 124А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения в отношении общества и обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30 ноября 2007 года по делу № А03-8730/07-17 требования общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 27.08.2008 № 10-04/10350@ удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным с обязанием Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи о признании регистрации при создании недействительной.

Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 года по названному делу вышеуказанное решение суда отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2008 по делу № А03-9941/2007-2 в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю от 01.06.2006 № 124А о государственной регистрации юридического лица ОАО «КЗК – Недвижимость» при создании путем реорганизации в форме разделения и обязании регистрирующего органа исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 01.06.2006 ГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица (общества) при создании путем реорганизации в форме разделения отказано.

07.06.2008 общим собранием акционеров общества принято решение о внесении изменений в Устав в части местонахождения общества (г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3, стр. 2, офис 303.

24.06.2008 заявитель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в устав с приложением документов, предусмотренных Законом о регистрации.

Налоговой инспекцией 26.06.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица (общества) при создании путем реорганизации в форме разделения на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26 июля 2007 года по делу № А03-1685/06-3.

Налоговой инспекцией принято решение от 30.06.2008 № 13266А «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации».

В обоснование отказа регистрирующим органом со ссылкой на подпункт «в» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации указано на признание недействительной записи о государственной регистрации общества ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.

Общество, не согласившись с названным решением и действиями налоговой инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ОГРН 2082468383226 от 26.06.2008, считая их незаконными и нарушающими права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что налоговой инспекцией не доказана правомерность вынесения оспариваемого ненормативного акта, поскольку общество не находится в стадии ликвидации, признание недействительной государственной регистрации общества при создании не влечет прекращения правоспособности юридического лица.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов обоснованными.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «КЗК - Недвижимость» от 15.07.2008 (т.1 л.д.72) в разделе «Сведения о прекращении деятельности юридического лица» имеется запись о прекращении деятельности общества за государственным регистрационным номером 2082468383226 (строка 34), дата регистрации 26.06.2008 (строка 33), способ прекращения – внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании (строка 32).

Как установлено судом и не оспаривается обществом, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу № А03-1685/2006-3 подтверждена правомерность решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации общества при создании путем реорганизации ОАО «КЗК» в форме разделения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 438 от 19.06.2002 «О Едином государственном реестре юридических лиц» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, которые применяются на территории Российской Федерации органами, осуществляющими регистрацию юридических лиц, начиная со дня введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Правила).

В силу абзаца 2 пункта 1 Правил, подпункта «и» пункта 1 Приложения № 2 к ним, к сведениям о юридическом лице, включаемым в запись Единого государственного реестра юридических лиц, отнесены, в том числе, сведения о прекращении деятельности юридического лица: способ прекращения деятельности юридического лица; дата принятия решения о прекращении деятельности; наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица.

Запись 2082468383226 внесена налоговым органом в раздел «Сведения о прекращении деятельности юридического лица», в качестве способа прекращения указано - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании.

Вместе с тем, судебные инстанции правомерно указали, что признание регистрации общества при его создании недействительной не влечет прекращения деятельности юридического лица, поскольку правовая природа указанных юридических фактов неодинакова.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (пункта 3 статьи 49, пункта 4 статьи 57, пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) к способам прекращения деятельности юридического лица относятся реорганизация и ликвидация.

В силу подпункта «и» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве способов прекращения юридического лица (открытого акционерного общества) могут быть указаны: реорганизация, ликвидация, исключение из реестра по решению регистрирующего органа.

Учитывая, что налоговой инспекцией не представлены доказательства прекращения деятельности общества в установленном законом порядке, запись ОГРН 2082468383226 в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица ОАО «КЗК - Недвижимость» внесена необоснованно в связи с отсутствием правовых оснований.

В пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, согласно которому в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела, обществом в налоговую инспекцию представлены документы, необходимые для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в устав общества: заявление по форме № Р13001, изменения в устав, протокол годового общего собрания акционеров от 07.06.2008, платежное поручение от 23.06.2008 № 273 об уплате государственной пошлины.

Оспариваемым решением от 30.06.2008 № 13266А налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации со ссылкой на подпункт в) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации. При этом регистрирующий орган сослался на признание недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (общества) ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.

Статья 23 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, к числу которых относится случай, предусмотренный пунктом 2 статьи 20 указанного Закона.

Пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения общества в процессе ликвидации на момент подачи заявления о государственной регистрации изменений, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества в разделе «Сведения о запрете на регистрационные действия» в строке 144 указано – сведений нет, обществом представлены все документы, необходимые для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в устав общества, отказ налоговой инспекции в регистрации изменений по данному основанию обоснованно признан судебными инстанциями неправомерным.

При этом судами правомерно отмечено, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу № А03-1685/2006-3 не содержит вывод о том, что деятельность юридического лица, в государственной регистрации которого отказано правомерно, подлежит прекращению.

Учитывая, что налоговой инспекцией была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации юридического лица (общества), то на момент обращения с заявлением о внесении изменений по форме № Р13001 общество являлось действующей организацией. Следовательно, оспариваемые действия налоговой инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности общества противоречат установленному законодательством порядку.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Налоговой инспекцией в нарушение указанных норм права не представлены доказательства обоснованности оспариваемых решения и действий.

Судебными инстанциями дана оценка всем доводам налоговой инспекции по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней по существу податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых по делу судебных актах.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебных актов, принятых в результате полного и всестороннего исследования доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 9 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 26 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-8838/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.Н. Парская

Судьи

А.И.Скубаев

Н.М. Юдина