ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 декабря 2017 года | Дело № | А33-9139/2017 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «01» декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «08» декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи – Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-Эко»: ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2017, паспорт,
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: ФИО2, представителя по доверенности от 28.12.2016 № МХЛ/1-02286, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 сентября 2017 года по делу № А33-9139/2017, принятое судьёй ФИО3,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «КЛМ-Эко» (ИНН <***>,
ОГРН <***>, далее – ООО «КЛМ-Эко», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 01.09.2009 № 6-и, а именно исключить из перечня лесных участков, предоставленных в аренду, лесные участки Борского лесничества Туруханского района Красноярского края:
номер учётной записи в государственном лесном реестре 24-098-2008-05-3392-1 в составе кварталов Борского участкового лесничества 249, 264, 265 (за исключением выделов: 1-11, 14), 262, 264, 266-267, 268 (за исключением выделов: 2, 3, 7, 8, 11-14), 287, 289, 290-298, 302, 304 (за исключением выделов: 1-9), 305 (за исключением выделов: 1-4, 7, 8, 13-15), 337 (за исключением выделов: 1-15), 338 (за исключением выделов: 1-11, 13-15), 339 (за исключением выделов: 1-14), 351 (за исключением выделов: 1-17, 28, 32), 349-350, 352 (за исключением выделов: 1, 5,-15), 374, 375 (за исключением выделов: 1-10), 376 (за исключением выделов: 1-13), 382 (за исключением выделов: 1, 5-7, 10, 11, 15-20, 23), 387 (за исключением выделов: 1-7,10 ,11, 16-21), 388 (за исключением выделов: 1-7, 14-18), 389 (за исключением выделов: 1-10, 15, 17,18), 390 (за исключением выделов:1-14, 16), 394 , 396 (за исключением выделов: 1-6, 10-24), 436 (за исключением выделов: 1-16,19), 440-441, 493 (за исключением выделов: 4-11, 14-27, 30-35,38, 43-48, 54), 494 (за исключением выделов: 1-28, 31,32,36-42, 48), 495 , 496 (за исключением выделов: 1-36), 545 (за исключением выделов: 1-3, 7, 8, 12, 18, 26, 27, 41, 49, 52, 53, 55, 62, 70-73,81), 546 (за исключением выделов: 39-41,44-46, 50-55,57-64, 67), 547 (за исключением выделов:2-9, 12-15, 17-42, 46), 549, 550 (за исключением выделов: 1-3, 5-9, 11-13, 17, 21, 22, 26-38, 43-55, 57-58, 62), 551 (за исключением выделов: 1-33), 602 (за исключением выделов: 1-25, 28-32, 42, 43, 50, 51), 603 (за исключением выделов: 1-22, 33), 604 (за исключением выделов: 1-5, 9, 11, 12-15, 32, 35), 605 (за исключением выделов: 38, 45-50, 52, 53), 606 (за исключением выделов: 2-34, 36), 673 (за исключением выделов: 3-5,7-21,23), 743, 817-819, 894-896, 971-975, 1050-1054, 1120-1123,
номер учётной записи в государственном лесном реестре 24-099-2008-05-3392-1 в составе кварталов Борского участкового лесничества 1172-1177 и Вороговского участкового лесничества 42-51, 109-119, 178-189.
Решением суда от 13.09.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, чтоистцом не подтвержден довод о невозможности использования указанных лесных участков по целевому назначению без их постановки на кадастровый учёт; также не доказана возможность иного способа разрешения сложившейся ситуации, а именно: внесения изменений в предоставленные лесные участки путем его разделения и выделения части участка, на который приходятся пересечения с границами населенных пунктов.
Заявитель также не согласен с выводом суда о том, что из содержания абзаца 4 пункта 5 Приказа № 69 следует, что не допускается эксплуатация, в том числе в целях заготовки древесины, лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
В указанном пункте имеется также сноска, что «в случае предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указывается номер учётной записи в государственном лесном реестре и прикладывается план лесного участка. И безусловного предоставления исключительно выписки из кадастра недвижимости законодательство не предусматривает и не ограничивает этим право арендатора использовать лесной участок по назначению.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 01.12.2017.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки от 14.06.2016 № 03-70/782.
Представитель ответчика не возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
В порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом апелляционной инстанции, документ приобщен к материалам дела как представленный в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.04.2009 № 254 инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-Эко» «Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске» включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В целях реализации инвестиционного проекта между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «КЛМ-Эко» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков, используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, № 6-И от 01.09.2009.
Согласно пункту 1 договора аренды арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора, для заготовки древесины, с целью развития деревообрабатывающего комплекса в
г. Красноярске, по производству клееного конструкционного и стенового бруса в объеме 90 тыс. куб. метров в год, лесозаготовительной деятельности до 170 тыс. куб. метров в год.
Пунктом 2 договора и Приложением №1 к договору предусмотрено предоставление арендатору следующих лесных участков общей площадью 180 498 га, с общей расчетной лесосекой 219, 42 тыс.м3, отнесенных к землям лесного фонда, предназначенных для заготовки древесины,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-096-2008-05-3392-1 в Вороговском участковом лесничестве Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, кварталы 574-580, 643-651 с расчётной лесосекой 25,30 тыс. м3,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-095-2008-05-3392-1 в Вороговском участковом лесничестве Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, кварталы 36, 40-41, 104-108, 172-177, 237-250, 304-315 с расчётной лесосекой 29,06 тыс.м3,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-097-2008-05-3392-1 в Вороговском участковом лесничестве Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, кварталы 659-664, 717-730, 784-791, 842-853, 917-927 с расчётной лесосекой 42,90 тыс.м3,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-098-2008-05-3392-1 в Борском участковом лесничестве Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, кварталы 249, 264, 265 (за исключением выделов: 1-11, 14), 262, 264, 266-267, 268 (за исключением выделов: 2, 3, 7, 8, 11-14), 287, 289, 290-298, 302, 304 (за исключением выделов: 1-9), 305 (за исключением выделов: 1-4, 7, 8, 13-15), 337 (за исключением выделов: 1-15), 338 (за исключением выделов: 1-11,
13-15), 339 (за исключением выделов: 1-14), 351 (за исключением выделов: 1-17, 28, 32), 349-350, 352 (за исключением выделов: 1, 5,-15), 374, 375 (за исключением выделов: 1-10), 376 (за исключением выделов: 1-13), 382 (за исключением выделов: 1, 5-7, 10, И, 15-20, 23), 387 (за исключением выделов: 1-7,10 ,11, 16-21), 388 (за исключением выделов: 1-7, 14-18), 389 (за исключением выделов: 1-10, 15, 17,18), 390 (за исключением выделов: 1-14, 16), 394 , 396 (за исключением выделов: 1-6, 10-24), 436 (за исключением выделов:
1-16,19), 440-441, 493 (за исключением выделов: 4-11, 14-27, 30-35,38, 43-48, 54), 494 (за исключением выделов: 1-28, 31,32,36-42, 48), 495 , 496 (за исключением выделов: 1-36), 545 (за исключением выделов: 1-3, 7, 8, 12, 18, 26, 27, 41, 49, 52, 53, 55, 62, 70-73,81), 546 (за исключением выделов: 39-41,44-46, 50-55,57-64, 67), 547 (за исключением выделов:2-9, 12-15, 17-42, 46), 549, 550 (за исключением выделов: 1-3, 5-9, 11-13, 17, 21, 22, 26-38,
43-55, 57-58, 62), 551 (за исключением выделов: 1-33), 602 (за исключением выделов: 1-25, 28-32, 42, 43, 50, 51), 603 (за исключением выделов: 1-22, 33), 604 (за исключением выделов: 1-5, 9, 11, 12-15, 32, 35), 605 (за исключением выделов: 38, 45-50, 52, 53), 606 (за исключением выделов: 2-34, 36), 673 (за исключением выделов: 3-5,7-21,23), 743, 817-819, 894-896, 971-975, 1050-1054, 1120-1123 с расчётной лесосекой 22,82 тыс. м3,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-099-2008-05-3392-1 в Борском и Вороговском участковом лесничестве Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, кварталы 1172-1177 Борского участкового лесничества и <...>,109-119, 178-189 Вороговского участкового лесничества с расчётной лесосекой 43,44 тыс.м3,
лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре
24-088-2008-05-3339-1 в Яркинском участковом лесничестве Хребтовского лесничества Богучанского района Красноярского края, кварталы 576-581, 611-615, 649-651, 685-688, 720-724, 746-750, 777-781, 811 с расчётной лесосекой 55,90 тыс.м3.
26.11.2010 между ООО «КЛМ-Эко» (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (исполнитель) заключён договор № 03/532-29з, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по подготовке материалов для постановки на кадастровый учет земельных участков, арендуемых в целях заготовки древесины: ООО «КЛМ-Эко» (договор аренды от 01.09.2009 №6-и) в Вороговском и Борском участковых лесничествах КГУ «Борское лесничество» и в Яркинском участковом лесничестве КГУ «Хребтовское лесничество». По завершении работ по каждому участку исполнитель передает заказчику выписку из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка с присвоенным кадастровым номером (пункты 1.1, 1.2 договора).
17.05.2011 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Яркинского участкового лесничества Хребтовского лесничества Богучанского района Красноярского края в кварталах 576-581, 611-615, 649-651, 685-688, 720-724, 746-749, 750 (выделы 1-6,11,17,18,22,24-26,28, части выделов 7-10,12,13,19,21,23,27), 777, 778 (выделы 1-13, 20, части выделов 14-17,19,21-23,28), 779 (выделы 1-6,8-14,16,17, части выделов 7,15,18,19,21), 780 (выделы 1-13,16, части выделов 14,15,17-19), 781 (выделы 1-4,6,9-11,13,14, части выделов 5,7,8,12,15-18), 811 (выделы (1-7,18, части выделов 8-11,14), присвоен кадастровый номер 24:07:7101001:848,
26.05.2011 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Яркинского участкового лесничества Хребтовского лесничества Богучанского района Красноярского края в кварталах 750 (выделы 14-16,20, части выделов 7-10,12,13,19,21,23,27), 781 (части выделов 7,8,12), присвоен кадастровый номер 24:20:1400004:101,
14.06.2011 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Яркинского участкового лесничества Хребтовского лесничества Богучанского района Красноярского края в кварталах №778 (выделы 18,24-27, части выделов 14-17,19,21-23,28), 779 (выделы 20,22, части выделов 7,15,18,19,21), 780 (части выделов 14,15,17-19), 781 (части выделов 5,15-18, 811 (выделы 12,13,15-17,19,20, части выделов 8-11,14), присвоен кадастровый номер 24:20:1400004:108.
На прошедшие кадастровый учёт лесные участки Яркинского участкового лесничества Хребтовского лесничества Богучанского района Красноярского края между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «КЛМ-Эко» подписано дополнительное соглашение от 29.03.2013 к договору аренды об изложении Приложения №1 к договору аренды в части местоположения лесного участка на территории Хребтовского лесничества по вновь присвоенным кадастровым номерам.
21.02.2013 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края в кварталах 574-580, 643-651, присвоен кадастровый номер 24:37:1003001:9.
21.02.2013 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края в кварталах 36, 40, 41, 104-107, 108 (выделы 1-8, 12-32, 34-36, части выделов 9,10,11,33,47), 172-176, 177 (выделы 7,8,11-17,19-40,42-45,47-56, части выделов 1,2,3,4,9,10,18,41,57,58), 237-242, 243 (выделы 1-6,14-18,21-35,38,39,41-50, части выделов 7,8,9,13,19,20,36,40,51), 244 (выделы 20,25-28,30,36,37,38, части выделов 12,13,16,17,18,21,22,23,24,29,35,39,40), 245 (части выделов 23,24,25,26,43), 304-310, 311 (выделы 1,2,7-42, части выделов 3,4,5,6), 312 (выделы 12,20-23,25,28-40,51,53,55, части выделов 6,9,10,13,14,15,24,27,48,52,54,56), 313 (выделы 27,28,32-34, части выделов 22,23,29,35,36), присвоен кадастровый номер 24:37:1003001:10.
12.03.2013 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края в кварталах 108 (части выделов 9,10,11,33,47), 177 (выделы 5,6,46, части выделов 1,2,3,4,9,10,18,41,57,58), 243 (выделы 10,11,12,37, части выделов 7,8,9,13,19,20,36,40,51), 244 (выделы 1-11,14,15,19,31-34, части выделов 12,13,16,17,18,21,22,23,24,29,35,39,40), 245 (выделы 1-22,27-42,44,45, части выделов 23,24,25,26,43), 246-250, 311 (части выделов 3,4,5,6), 312 (выделы 1-5,7,8,11,16-19,26,41-47,49,50, части выделов 6,9,10,13,14,15,24,27, 48,52,54,56), 313 (выделы 1-21,24-26,30,31, части выделов 22,23,29,35,36), 314, 315, присвоен кадастровый номер 24:37:1003001:13.
13.03.2013 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края в кварталах 717-723, 724 (выделы 1,2,13,14,23,24,26,27,37, части выделов 3,4,5,6,15,16,17,18,29,31,34,35,36,38), 725 (выделы 1,9,14-18,21-27,29-34,37,39-41, части выделов 2,3,4,6,10,11,19,28,36,38), 726 (выделы 30,31,32, части выделов 33,34,35,38),
784-791, 842-853, 917-927, присвоен кадастровый номер 24:37:1003001:14.
14.03.2013 на кадастровый учёт поставлены лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края в кварталах 659- 664, 724 (выделы 7-12, 19-22, 25, 28, 30, 32, 33, 39-42, части выделов 3, 4, 5, 6, 15, 16, 17, 18, 29, 31, 34, 35, 36, 38), 725 (выделы 5,7,8,12,13,20,35, части выделов 2,3,4,6,10,11,19,28,36,38), 726 (выделы 1-29, части выделов 33,34,35,38), 727-730, присвоен кадастровый номер 24:37:1003001:15.
На прошедшие кадастровый учёт лесные участки Вороговского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «КЛМ-Эко» подписано дополнительное соглашение № 2 от 20.08.2014 к договору аренды о замене номеров учётной записи в государственном лесном реестре 24-096-2008-05-3392-1,
24-095-2008-05-3392-1, 24-097-2008-05-3392-1, 24-088-2008-05-3339-1 на соответствующие кадастровые номера.
Также названным дополнительным соглашением произведена замена арендодателя по договору на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Из искового заявления следует, что в отношении лесных участков Борского участкового лесничества Борского лесничества Туруханского района Красноярского края кадастровый учёт лесных участков не произведён. Дополнительные соглашения не подписывались. Постановка на кадастровый учёт невозможна ввиду пересечения границ данного участка с границами населённого пункта Сандакчес, а также границами Вороговского сельсовета, о чем ФГУП «Рослеинфорг» выдана справка от 14.06.20.16 №03-70/782.
15.01.2016 истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с заявкой на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края №1/16-од от 05.02.2016 утверждена заявка истца.
Письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 20.02.2016
№МК-05-27/1836 в согласовании заявки ООО «КЛМ-Эко» о внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2016 по делу №А40-122854/16 в удовлетворении заявления ООО «КЛМ-Эко» о признании изложенного в письме от 20.02.2016 №МК-05-27/1836 отказа в согласовании заявки незаконным отказано.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 № 139-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Письмом от 15.02.2017 №13 истец обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в договор аренды, в части исключения из перечня лесных участков тех участков, кадастровый учет которых не произведен. Названное письмо получено ответчиком 21.02.2017, оставлено без удовлетворения.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17.03.2016 №726 инвестиционный проект ООО «КЛМ-Эко» «Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске» исключен из перечня приоритетный инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Письмом от 20.06.2017 №23 истец повторно обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в договор аренды, в части исключения из перечня лесных участков тех участков, кадастровый учет которых не произведен. Названное письмо получено ответчиком 07.07.2017.
Ответчик письмом от 14.08.2017 №МЛХ/5-11237 отказал во внесении изменений в договор аренды, сославшись на то, что вопрос об исключении лесных участков из договора аренды рассматривается в судебном порядке в рамках дела №А33-9139/2017.
Ссылаясь на то, что лесное законодательство Российской Федерации не допускает эксплуатацию лесных участков, не прошедших кадастровый учет, в момент заключения договора аренды от 01.09.2009 №6-и арендатор не был поставлен в известность о невозможности постановки на кадастровый учет спорных лесных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о внесении изменений в договор аренды.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленные по договору аренды спорные лесные участки Борского лесничества Туруханского района Красноярского края не могут быть использованы в соответствии с целью, указанной в договоре аренды, в связи с невозможностью постановки данных лесных участков на кадастровый учет.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор аренды лесных участков № 6-И от 01.09.2009, отношения по которому регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данный договор заключен на основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.04.2009 № 254 о включении инвестиционного проекта общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-Эко» «Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 611 и пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Факт передачи истцом ответчику в пользование согласованных лесных участков подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Из содержания договора аренды от 01.09.2009 №6-и и пояснений сторон следует, что на момент заключения договора аренды лесные участки, перечисленные в приложении №1, не поставлены на кадастровый учет.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды) установлено, что до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, статья 4.1 признана утратившей силу.
Таким образом, действующее на момент заключения договора аренды законодательство предусматривало возможность передачи в аренду лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
В пункте 1 договора аренды сторонами указана цель заключения договора – заготовка древесины.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины.
Согласно пункту 4 Правил №474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Аналогичное положение содержалось в пункте 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 № 337(утратили силу с 09.01.2017).
Пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69.
Согласно абзацу 4 пункта 5 Приказа №69 в разделе «Общие сведения» проекта освоения лесов содержится, в том числе, выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Из содержания данных норм следует, что не допускается эксплуатация, в том числе в целях заготовки древесины, лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Представленной в материалы дела справкой ФГБУ «Рослеинфорг» от 14.06.2016 №03-70/782 подтвержден факт невозможности постановки на кадастровый учет перечисленных в договоре аренды лесных участков, расположенных по адресу: Красноярский край, Туруханский район, Борское лесничество, Борское участковое лесничество <...>, Вороговское участковое лесничество <...>, 109-119, 178-189, в связи с выявленным пересечением границ данного участка с границами населенного пункта Сандакчес, а также границами Вороговского сельсовета.
Ответчиком факт невозможности постановки на кадастровый учет данных земельных участков и, соответственно, факт невозможности эксплуатации данных земельных участков не оспорен. Доказательства, опровергающие сведения, отраженные в справке от 14.06.2016 №03-70/782, ответчиком не представлены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком (арендодателем) своих обязательств по представлению истцу (арендатору) лесных участков, пригодных для использования в соответствии с целью, указанной в договоре аренды.
В силу статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
При обнаружении таких недостатков арендатор вправе, в том числе, потребовать досрочного расторжения договора.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предоставленные по договору аренды спорные лесные участки Борского лесничества Туруханского района Красноярского края не могут быть использованы в соответствии с целью, указанной в договоре аренды – для заготовки древесины, в связи с невозможностью постановки данных лесных участков на кадастровый учет, о чем арендатор не мог знать при заключении договора.
Указанные недостатки сданного в аренду имущества суд правомерно признал существенными, что в соответствии с положениями статей 450, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для внесения изменений в договор аренды лесных участков от 01.09.2009 №6-и, в части исключения из перечня лесных участков, предоставленных в аренду, лесных участков Борского лесничества Туруханского района Красноярского края, не прошедших кадастровый учет.
Анализируя приведенные нормы права в совокупности с установленными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и правомерности их удовлетворения судом первой инстанции.
Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации», на который ссылается Министерство в апелляционной жалобе, содержит исчерпывающий перечень случаев предоставления лесных участков без проведения государственного кадастрового учёта (пункт 1 статьи 4.1) - только в целях геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается арбитражным апелляционным судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2017 года по делу № А33-9139/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.Ю. Парфентьева |
Судьи: | О.В. Петровская Л.Е. Споткай |