ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 сентября 2023 года
Дело №
А33-9825/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «16» июня 2023 года по делу № А33-9825/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Городское жилищно-коммунальное управление» г. Зеленогорска (ИНН 2453000010, ОГРН 1022401484434, далее – заявитель, предприятие, МУП ГЖКУ) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее – административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении (о назначении наказания) от 01.03.2023 № 90-ж/23.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 06 июня 2023 года, мотивированное решение изготовлено по заявлениям МУП ГЖКУ и Службы 16 июня 2023) по делу № А33-9825/2023 заявление МУП ГЖКУ удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Службы от 01.03.2023 № 90-ж/23 по делу об административном правонарушении (о назначении наказания) в связи с недоказанностью соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе административный орган выразил несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств направления протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, поскольку 22.02.2023 протокол был направлен на официальный адрес электронной почты МУП ГЖКУ, указанный в ГИС ЖКХ. Протокол содержал сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
МУП ГЖКУ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприятие не согласилось с изложенными в жалобе доводами, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 13.07.2023 06:01:51 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе Службой приложено дополнительное доказательство: скриншот с электронной почты о направлении 22.02.2023 по электронному адресу МУП ГЖКУ протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела указанного дополнительного доказательства, поскольку ходатайство о его приобщении к материалам дела, с обоснованием невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции, не заявлено. Более того, апелляционный суд отмечает, что в силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено. Дополнительное доказательство (скриншот с электронной почты) не подлежит фактическому возвращению заявителю апелляционной жалобы, поскольку представлено в электронном виде.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
16.01.2023 заместителем руководителя Службы Шаповаловым Э.В. принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении МУП ГЖКУ. Проверка проводилась в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Красноярском крае, в связи с поступлением в Службу обращения гражданина.
15.02.2023 составлен акт документарной проверки № 12-ж, в котором отражено выявленное в ходе проверки нарушение.
Также 15.02.2023 вынесено уведомление № 12-ж о составлении протокола об административном правонарушении, в котором отражены дата, время и место составления протокола об административном правонарушении. В графе «отметка о получении» какая-либо информация отсутствует.
21.02.2023 должностным лицом административного органа в отсутствие представителя МУП ГЖКУ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (01.03.2023 в 11 час. 00 мин.), а также, что копия протокола направлена на официальный адрес электронной почты zelgjku@ya.ru.
Временно замещающий должность заместителя руководителя Службы Клементьевым А.В. вынесено постановление от 01.03.2023№ 90-ж/23 по делу об административном правонарушении (о назначении наказания), согласно которому МУП ГЖКУ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Предприятию назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление получено МУП ГЖКУ 27.03.2023, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Не согласившись с данным постановлением, МУП ГЖКУ обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление МУП ГЖКУ, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, пришел к выводу об отсутствии в материалах дела об административном правонарушении, представленных Службой, доказательств, подтверждающих, что предприятие было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, поддерживает данный вывод суда первой инстанции. Административным органом не соблюдена установленная законом процедура привлечения к административной ответственности, в частности, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя предприятия, при отсутствии доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте совершения указанных процессуальных действий.
В силу пункта 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является документом, в котором отражаются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела. Частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Согласно части 4 указанной статьи законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП составление протокола об административном правонарушении в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается только, если они извещены в установленном порядке.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из приведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определением от 13.04.2023 Арбитражный суд Красноярского края возложил на административный орган обязанность представить указанные в определении документы, включая материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (в том числе доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении).
04.05.2023 Службой через систему «Мой арбитр» представлены электронные копии следующих документов: постановления от 01.03.2023 № 90-ж/23 по делу об административном правонарушении (о назначении наказания); почтового уведомления о вручении предприятию постановления № 90-ж/23; протокола об административном правонарушении от 21.02.2023; уведомления № 12-ж о составлении протокола об административном правонарушении; акта документарной внеплановой проверки от 15.02.2023 № 12-ж; решения о проведении внеплановой документарной проверки от 16.01.2023 № 12-ж; скриншоты с сайта ГИС ЖКХ, содержащие информацию об обращении гражданина в Службу. Также представлены скриншот с электронной почты о направлении заявителю по делу отзыва на апелляционную жалобу на электронный адрес МУП ГЖКУ, указанный в ГИС ЖКХ; электронные образы доверенности на представителя Клепикова Д.А. от 09.01.2023 № 21 и диплома указанного представителя.
В уведомлении от 15.02.2023 № 12-ж о составлении протокола об административном правонарушении в графе «Отметка о получении» отсутствуют какие-либо данные, равно как отсутствуют иные доказательства направления или вручения данного уведомления МУП ГЖКУ (соответствующих доказательств Службой при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено, также в апелляционной жалобе не приведены какие-либо сведения о направление указанного уведомления в адрес предприятия).
Таким образом, в материалах судебного дела отсутствуют доказательства уведомления предприятия о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
При этом 21.02.2023 должностным лицом административного органа в отсутствие представителя МУП ГЖКУ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что его копия направлена на официальный адрес электронной почты zelgjku@ya.ru. Также протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако доказательства направления протокола на данный электронный адрес в материалах судебного дела отсутствуют. Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено в отсутствие представителя МУП ГЖКУ.
В апелляционной жалобе административный орган указывает, что протокол был направлен на электронную почту предприятия 22.02.2023, что подтверждается отчетом о доставке электронного письма. Вместе с тем, отчет о доставке, который, как указывает Служба, подтверждает факт направления протокола на электронную почту МУП ГЖКУ, в суд первой инстанции представлен не был, и, как следствие, отсутствует в материалах судебного дела.
При этом, как верно указал суд апелляционной инстанции, у административного органа имелась возможность представить соответствующие доказательства при их наличии, что не было им сделано. О наличии объективных оснований невозможности представления в материалы дела на основании определения суда от 13.04.2023 запрашиваемых судом доказательств извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о совершении соответствующих процессуальных действий, административным органом в апелляционной жалобе не приведено.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, административным органом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте как составления протокола об административном правонарушении, так и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные административным органом процессуальные нарушения правомерно признаны судом первой инстанции существенными нарушениями прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является грубым нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности (лишает его возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными статьей 28.2 КоАП РФ), которое носит существенный характер, не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
Указанные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене. Таким образом, основания для привлечения общества к административной ответственности в данном случае отсутствуют.
Поскольку существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности назначения административного наказания, суд апелляционной инстанции не оценивает иные доводы административного органа о доказанности состава вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «16» июня 2023 года по делу № А33-9825/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.А. Иванцова