ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-9869/19 от 11.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 мая 2022 года

Дело №

А33-9869/2019

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «11» мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «13» мая 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.

судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,

при участии от истца - товарищества собственников недвижимости «Успех»: Чигодайкина Г.П., представителя по доверенности от 27.06.2021 №2, диплом, паспорт;

от ответчика - муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»: Хасиевой Н.Э., представителя по доверенности от 22.06.2021, диплом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных

отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «24» февраля 2022 года по делу № А33-9869/2019

установил:

товарищество собственников недвижимости «Успех» (далее – истец, ТСН «Успех») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее – ответчик) о признании незаконным решения МКУ «Управзем» № 793 от 30.01.2019 об отказе в утверждении проекта планировки и межевания территории ТСН «Успех» в отношении земельных участков с кадастровым номером 24:11:0340106:853, земли сельскохозяйственного назначения вид разрешенного использования ведение садоводства, площадью 17349 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0340106:852, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения об утверждении проекта планировки и межевания в отношении земельных участков с кадастровым номером 24:11:0340106:853, земли сельскохозяйственного назначения вид разрешенного использования ведение садоводства, площадью 17349 кв.м. и с кадастровым номером 24:11:0340106:852.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.05.2019 возбуждено производство по делу.

Определением от 15.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2019 по делу № А33-9869/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.09.2020 решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2019 по делу № А33-9869/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по тому же делу оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2020 отказано в передаче кассационной жалобы товарищества собственников недвижимости «Успех» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

06.04.2021 товарищество собственников недвижимости «Успех» обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2019 по делу № А33-9869/2019 по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

Определением от 13.04.2021 заявление принято к производству арбитражного суда.

Решением от 17.12.2021 заявление удовлетворено. Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9869/2019 от 30.12.2019 отменено по новым обстоятельствам.

Определением от 23.12.2021 назначено судебное заседание после отмены решения по новым обстоятельствам.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.02.2022 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», изложенное в письме № 793 от 30.01.2019. Суд обязал муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости «Успех» путем повторного рассмотрения заявления товарищества собственников недвижимости «Успех» (вхд. № 543 от 25.01.2019) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт в соответствии с которым, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Согласнопротоколу № 1 от 15.09.2015 на общем собрании учредителей принято решение учредить товарищество собственников недвижимости «Успех» с целью совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (земельными участками) в силу закона находящимся в общем пользовании (общей собственности), а также с целью эксплуатации недвижимости (земельных участков), находящихся в собственности граждан – членов товарищества.

На основании постановления администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района № 218 от 17.05.2017 администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (ссудодатель) и ТСН «Успех» (ссудополучатель) подписали договор безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности № 49 от 17.05.2017.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно 2500 м юго-западнее по направлению от п. Элита, общей площадью 19571 кв.м, с кадастровым номером 24:11:0340106:852 из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – ведение садоводства.

Участок передается ссудодателем и принимается ссудополучателем в безвозмездное пользование на срок 5 (пять) лет и исчисляется с даты государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2.1 договора).

Регистрация договора в ЕГРП произведена 31.08.2017.

По акту приема-передачи от 17.05.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340106:852 передан в безвозмездное пользование.

На основании постановления администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района № 219 от 17.05.2017 администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (ссудодатель) и ТСН «Успех» (ссудополучатель) подписали договор безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности № 50 от 17.05.2017.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно 2500 м юго-западнее по направлению от п. Элита, общей площадью 17349 кв.м, с кадастровым номером 24:11:0340106:853 из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – ведение садоводства.

Участок передается ссудодателем и принимается ссудополучателем в безвозмездное пользование на срок 5 (пять) лет и исчисляется с даты государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2.1 договора).

Регистрация договора в ЕГРП произведена 09.04.2018.

По акту приема-передачи от 17.05.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340106:853 передан в безвозмездное пользование.

Согласно кадастровым паспортам от 31.10.2016 № 24/16-848368, от 31.10.2016 №24/16-848370 земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 относятся с категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – ведение садоводства.

Заявлением (входящий № 543 от 25.01.2019) ТСН «Успех» обратилось к главе Емельяновского района, в котором просило утвердить проект межевания территории и генеральный план застройки на земельные участки, находящиеся в безвозмездном пользовании у ТСН «Успех» с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно 2500 м юго-западнее по направлению от п. Элита.

В ответном письме от 30.01.2019 № 793 МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» отказало ТСН «Успех» в утверждении проекта планировки и межевания территории, ссылаясь на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденным решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 № 39-1р, также решению Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.12.2017 № 30-179Р «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденные Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р» (источник публикации "Емельяновские веси", № 103, 27.12.2017) земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 расположены в зоне сельскохозяйственного использования. Зона сельскохозяйственного использования предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности. Основные виды разрешенного использования: поля, участки для выращивания сельхозпродукции, луга, пастбища, подсобные хозяйства, лесозащитные полосы. Вспомогательные виды разрешенного использования: инженерные коммуникации, транспортные сооружения. Условно разрешенные виды использования: склады. Поскольку вид разрешенного использования «ведение садоводства» не предусмотрен в границах указанных земельных участков, утвердить проект планировки и межевания территории для указанных целей не представляется возможным.

Согласно сообщению ООО «Архитектурно-проектное бюро «Квартал» (письмо исх. №143-07 от 08.07.2019) земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 расположены в территориальной зоне СХ2 Зоны сельскохозяйственного использования (статья 33 пояснительной записки), что отображено на фрагменте карты градостроительного зонирования Элитовского сельсовета. В пояснительной записке Правил землепользования и застройки сказано, что Зона сельскохозяйственного использования предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности. Приложением к данному ответу является фрагмент карты градостроительного зонирования Элитовского сельсовета с нанесением на него земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853.

ТСН «Успех» представило заключение специалиста – кадастрового инженера Марченко П.В, в котором указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 расположены за границами населенного пункта п. Элита МО Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, на которые действие градостроительного регламента Правил землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 № 39-1р, не распространяется.

Согласно письму администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 17.10.2019 № 1031 земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 расположены за чертой населенного пункта в территориальной зоне «сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения», которая не имеет описания в Правилах земльпользования и застройки МО Элитовский сельсовет.

Полагая, что отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 30.01.2019 № 793 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Решением Красноярского краевого суда по делу №3а-336/2020 от 18.08.2020, вступившим в законную силу, установлено, что Решение Емельяновского совета депутатов №30-179Р от 20.12.2017 года «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1Р содержит правовую неопределенность в градостроительном регламенте относительно территориальных зон, в том числе по территориальным зонам СХ.1 и СХ.2, в результате чего Правила (в редакции внесенных изменений) признаны незаконными и не подлежащими применению. Решение Красноярского краевого суда по делу №3а-336/2020 опубликовано в газете «Емельяновские Веси» №8 от 03.02.2021.

Из текста указанного решения следует, что пунктами 1.12, 1.13 решения №30-179Р введены новые редакции пункта 5 раздела СХ.1 и раздела СХ.2 статьи 33 Правил, установившие градостроительный регламент для зоны садоводства и дачного хозяйства, а также для территориальной зоны СХ.2 («Зона сельскохозяйственного использования), при условии, что статья 33 Правил не содержит разделов и состоит из 4 пунктов, регламентирующих вопросы переоформления прав на земельные участки. При этом Правилами установлен градостроительный регламент для зоны садоводческих и огороднических объединений (статья 45). Территориальные же зоны с наименованием СХ.2 Правилами не предусматриваются, и, соответственно, градостроительные регламенты для них не установлены.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно статьям 30, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (часть 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования (в том числе в границах которых допускается ведение гражданами садоводства) являются различными видами "подзон", выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования.

ТСН «Успех» обратилось к главе Емельяновского района с заявлением (входящий №543 от 25.01.2019), в котором просило утвердить проект межевания территории и генеральный план застройки на земельные участки, находящиеся в безвозмездном пользовании у ТСН «Успех» с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно 2500 м юго-западнее по направлению от п. Элита.

Как следует из текста оспариваемого решения, основанием для отказа в утверждении проекта планировки и межевания территории явилось то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденным решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 № 39-1р, также решению Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.12.2017 № 30-179Р «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденные Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р» (источник публикации "Емельяновские веси", № 103, 27.12.2017) земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0340106:852, 24:11:0340106:853 расположены в зоне сельскохозяйственного использования. Зона сельскохозяйственного использования предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности. Основные виды разрешенного использования: поля, участки для выращивания сельхозпродукции, луга, пастбища, подсобные хозяйства, лесозащитные полосы. Вспомогательные виды разрешенного использования: инженерные коммуникации, транспортные сооружения. Условно разрешенные виды использования: склады. Поскольку вид разрешенного использования «ведение садоводства» не предусмотрен в границах указанных земельных участков, в утверждении проекта планировки и межевания территории для указанных целей отказано.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

Сельскохозяйственные угодья, как имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране, не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (части 1 и 6 статьи 79 ЗК РФ).

Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьей 31 Градостроительного кодекса.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

В соответствии со статьей 4 Устава Элитовского сельсовета нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Емельяновские вести", осуществляемого в десятидневный срок со дня его подписания, если иное не предусмотрено самим актом, настоящим уставом, действующим законодательством.

Решением Элитовского сельского Совета депутатов от 18 августа 2009 г. утверждены Правила землепользования и застройки, согласно пункту 3 которого, решение вступает в силу с момента его опубликования в газете "Емельяновские вести".

Решением Красноярского краевого суда по делу №3а-336/2020 от 18.08.2020, вступившим в законную силу, установлено, что Решение Емельяновского совета депутатов №30-179Р от 20.12.2017 года «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1Р содержит правовую неопределенность в градостроительном регламенте относительно территориальных зон, в том числе по территориальным зонам СХ.1 и СХ.2, в результате чего Правила (в редакции внесенных изменений) признаны незаконными и не подлежащими применению. Решение Красноярского краевого суда по делу №3а-336/2020 опубликовано в политической газете «Емельяновские Веси» №8 от 03.02.2021.

Из текста указанного решения следует, что пунктами 1.12, 1.13 решения №30-179Р введены новые редакции пункта 5 раздела СХ.1 и раздела СХ.2 статьи 33 Правил, установившие градостроительный регламент для зоны садоводства и дачного хозяйства, а также для территориальной зоны СХ.2 («Зона сельскохозяйственного использования), при условии, что статья 33 Правил не содержит разделов и состоит из 4 пунктов, регламентирующих вопросы переоформления прав на земельные участки. При этом Правилами установлен градостроительный регламент для зоны садоводческих и огороднических объединений (статья 45). Территориальные же зоны с наименованием СХ.2 Правилами не предусматриваются, и, соответственно, градостроительные регламенты для них не установлены.

Таким образом, ответчиком не доказаны правовые основания распространения на указанную территорию статьи 33 Правил землепользования и застройки, ссылка на которую имеется в оспариваемом решении.

В статье 41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 5 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества, принимается самостоятельно.

Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В иных случаях отклонение представленной документации по планировке территории не допускается.

Согласно части 13.1. статьи 46 Градостроительного кодекса РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.

Принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденные решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1Р признаны незаконными и не подлежащими применению, ссылка МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» на часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации как на основание для отказа в утверждении проекта межевания территории в связи с отсутствием Правил землепользования и застройки не указана в оспариваемом ответе и сделана без учета положений части 10.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 13.1. статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 11.4. Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанций пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение административного органа является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя и удовлетворил требования заявителя, обосновано посчитав возможным в качестве восстановительной меры обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости «Успех» путем повторного рассмотрения заявления товарищества собственников недвижимости «Успех» (вхд. № 543 от 25.01.2019) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Ответчик, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на то, что оспариваемое решение от 30.01.2019 №793 принято до рассмотрения и принятия судебного акта в Красноярском краевом суде по делу №За-336/2020 от 18.08.2020 (вступившее в законную силу 05.12.2020) о признании не действующим решения Емельяновского районного Совета депутатов от 20.12.2017 №30-179р «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1р», закон обратной силы не имеет в данных правоотношениях, в связи с чем, ответчик при принятии оспариваемого решения обосновано руководствовался указанными Правилами.

Указанные доводы рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как уже было отмечено выше, решением Красноярского краевого суда по делу №3а-336/2020 от 18.08.2020, вступившим в законную силу, установлено, что Решение Емельяновского совета депутатов №30-179Р от 20.12.2017 года «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1Р содержит правовую неопределенность в градостроительном регламенте относительно территориальных зон, в том числе по территориальным зонам СХ.1 и СХ.2, в результате чего Правила (в редакции внесенных изменений) признаны незаконными и не подлежащими применению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что решение Емельяновского районного Совета депутатов от 20 декабря 2017 г. N 30-179р "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1р" признано недействующим краевым судом со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Вместе с тем, как следует из вышеизложенных разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, признание судом не действующим нормативного правового акта означает, что такой нормативный правовой акт не подлежит применению при рассмотрении судом в последующем споров, возникших, в том числе и из ранее сложившихся правоотношений.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденные решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 №39-1Р признаны незаконными и не подлежащими применению, суд первой инстанции в рамках настоящего дела обосновано признал оспариваемое решение ответчика незаконным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от ее уплаты в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «24» февраля 2022 по делу №А33-9869/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.В. Юдин