АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5336/18
Екатеринбург
17 сентября 2018 г.
Дело № А34-10424/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Лукьянова В. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восток - Сервис» (далее - общество «Восток - Сервис», общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу № А34-10424/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.21018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «Восток - Сервис» - ФИО1 (доверенность от 09.01.2018);
Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее ГЖИ Курганской области, инспекция) - ФИО2 (доверенность от 10.09.2018 № 20), ФИО3 (доверенность от 04.07.2018 № 16).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Водный Союз» (далее - ООО «Водный Союз»), акционерное общество «ЭК Восток» (далее - АО «ЭК Восток»).
До начала судебного заседания от АО «ЭК Восток» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество «Восток - Сервис» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания № 1119 от 26.07.2017 об устранении выявленных лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 (судья Леонова Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.21018 (судьи Костин В.Ю., Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Восток - Сервис» просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Общество в кассационной жалобе приводит довод о том, что в отсутствие возможности производить начисления исходя из разницы показаний приборов учета, расчет размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В отзыве на кассационную жалобу ГЖИ Курганской области указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
АО «ЭК Восток» оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поступившим коллективным обращением жителей дома <...> пос. Увал, г. Курган и приказом от 12.07.2017 № 03098 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт от 26.07.2017 № 02834.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в апреле-мае 2017 года в структуру платы содержание жилья собственников жилых помещений вошли расходы на оплату холодной воды, горячей воды и электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества исходя из норматива, что нарушает требования части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ); пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи оспариваемого предписания со сроком для добровольного исполнения - 11.09.2017, которым обществу предписано произвести перерасчет платы: электрической энергии и холодного водоснабжения, в целях содержания общего имущества, входящей в состав платы за содержание жилья за май 2017 года, исходя из фактического потребления данных коммунальных ресурсов; исключить горячее водоснабжение, в целях содержания общего имущества за апрель, май 2017 года собственникам помещений, находящихся по адресу: г. Курган, <...>.
Полагая, что названное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество «Восток - Сервис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Данный вывод судов является верным.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Правил № 354, электроэнергия и горячая вода являются коммунальными ресурсами, используемым для предоставления коммунальных услуг и потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами № 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил № 354).
Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в многоквартирном доме).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем коммунального ресурса на общедомовые нужды определяется как разница между объемом потребленной воды за расчетный период по показаниям общедомового прибора учета и объемами воды потребленной в жилых и нежилых помещениях, а также холодной воды, использованной при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) пропорционально доле в праве на общее имущество (пункт 44 Правил № 354).
Как установлено судами из следует из материалов дела,в соответствии с договором управления от 30.04.2015 № 17 управляющей организацией в многоквартирном доме № 1 корп. 19 по ул. Трактовая в поселке Увал города Кургана является общество «Восток-Сервис».
Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета на электрическую энергию (акт вода в эксплуатацию б/н от 01.02.2012, акт проверки № 006907 от 13.04.2017) и холодное водоснабжение (акт б/н от 29.04.2016). В доме отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, дом оборудован водяным водоподогревателем.
Как следует из материалов дела, начисления обществом произведены, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электрической энергии и горячей воде, тогда как общий объем коммунального ресурса электрической энергии, предоставленный собственникам помещений в многоквартирном доме № 1, корпус 19 по ул. Трактовая в п. Увал, в мае 2017 года в целях содержания общего имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета был меньше объема, предъявленного управляющей компанией собственникам помещений к оплате.
В связи с чем следует, что начисления платы по электрической энергии в целях содержания общего имущества обществу «Восток-Сервис» следовало производить и предъявлять собственникам, исходя из фактического объема потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета по электрической энергии.
Коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, в связи с отсутствием в многоквартирном доме централизованного горячего водоснабжения, обществом «Восток-Сервис» не предоставляется и не предъявляется управляющей организации к оплате, в связи с чем, производить начисления за указанный коммунальный ресурс и предъявлять их к оплате собственникам помещений у общества «Восток-Сервис» не имелось правых оснований.
При этом согласно подп. «л» п. 11 Правил №, содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Вышеприведенные нормативные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в числе прочих, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ.
Согласно ч. 10 ст. 12 Закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Однако, на территории Курганской области на январь 2017 года нормативы потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме еще не были утверждены, что подтверждается письмом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 11.05.2017 № 05-04/1232, соответственно, подлежат применению нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные по состоянию на 1 ноября 2016 года.
С учетом установленного, размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в проверенном многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно пункту 29 Правил № 491 при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом РФ по состоянию на 01 ноября 2016 года.
Таким образом, в случае если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений настоящего постановления.
Пунктом 3 Постановления № 1498 предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением № 1498 пункт 29 Правил № 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен абзацами следующего содержания: при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Судами дана оценка договору энергоснабжения от 03.03.2017 № 1244, заключенному ресурсоснабжающей организацией - АО «Энергосбытовая компания «Восток» с общестовм «Восток-Сервис», в соответствии с которой суды пришли к выводу, что в отношении многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, определение количества (объемов) электрической энергии осуществляется на основании показаний общедомовых приборов учета, как разница между объемом, определенным по общедомовым приборам объемов электроэнергии, потребленной на индивидуальные нужды.
Такие же условия приобретения исполнителем - обществом «Восток-Сервис» коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены договором холодного водоснабжения и водоотведения от 13.02.2017 № 3022-О, заключенным между ресурсоснабжающей организацией - АО «Водный союз» и обществом.
Расчетным периодом, установленным указанными договорами, равен одному календарному месяцу (п. 5.6 договора энергоснабжения от 03.03.2017 № 1244 и п. 3.2 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 13.02.2017 № 3022-О).
Таким образом, в расчетном периоде для расчета платы за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются именно сведения (показания) по объемам, поступившие в данном расчетном периоде, исходя из которых и осуществляется расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, и определяется стоимость услуг для управляющей организации.
В дальнейшем, сведения об объемах, потребленных в расчетном месяце, могут подлежать корректировке, применяемой в том расчетном периоде, в котором поступили такие сведения, однако на расчеты между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в прошедших расчетных периодах они не влияют.
Таким образом, в проверяемом инспекцией расчетном периоде применялись сведения, предоставленные по соответствующему запросу ресурсоснабжающими организациями, об объемах за соответствующий расчетный период и подлежащий оплате обществом «Восток-Сервис» по выставленным счетам в каждом конкретном расчетном периоде, соответственно определение порядка начисления платы за потребляемые коммунальные ресурсы установлено как в нормативном порядке, так и в договорном с ресурсоснабжающими организациями.
С учетом установленного, выбор обществом способа начисления платы, исходя из нормативов, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Урегулирование возникающих разногласий (в частности, представление неверных данных) должно быть осуществлено непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем без возложения на потребителя (собственника помещений многоквартирного дома) негативных последствий в виде переплат за потребляемые ресурсы.
Следовательно, начисление платы по электрической энергии, холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества мае 2017 года собственникам многоквартирного дома № 1, кор. 19 по ул. Трактовая, п. Увал в г. Кургане следовало производить из фактического объема потребления данного коммунального ресурса.
Оспариваемое предписание выдано обществу в пределах полномочий инспекцией, соответствует критериям исполнимости, содержит ясную формулировку, препятствий к его исполнений не имеется, срок для его исполнения является достаточным, не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него не предусмотренных действующим законодательством обязанностей.
Принимая во внимание выявленные инспекцией нарушения, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба общества не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам дела, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу № А34-10424/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.21018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восток - Сервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи В.А. Лукьянов
Е.О. Черкезов