ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-11376/19 от 17.08.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8332/2020

г. Челябинск

17 августа 2020 года

Дело № А34-11376/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2020 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тандем» на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.06.2020 по делу №А34-11376/2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Тандем» (далее – ООО «Тандем», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (далее – УФК по Курганской области, управление) о признании незаконным бездействия по исполнению решения Арбитражного суда курганской области от 11.01.2019 по делу №А34-13121/2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района (далее – Отдел) и Администрация Шумихинского района Курганской области (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 09.06.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Тандем» не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на допущенное управлением незаконное бездействие, выразившееся в непринятии всех мер для исполнения вступившего в законную силу судебного акта о взыскании в пользу общества с Отдела 18144272,87 руб. Обращает внимание на следующие обстоятельства: исполнительный лист предъявлен в управление в соответствии с требованиями закона 15.04.2019, однако, до настоящего времени не исполнен, чем нарушен принцип обязательности вступивших в законную силу судебных актов; в нарушение требований бюджетного законодательства, не смотря на непредставление должником в установленный срок после получения уведомления управления платежного документа на перечисление средств для исполнения исполнительного документа, управлением в десятидневный срок не были приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Отдела, в связи с чем по счетам должника осуществлялись расходные операции; после 18.07.2019 Администрацией создано новое структурное подразделение со схожим наименованием, которому открыты новые лицевые счета в федеральном казначействе, тогда как по лицевым счетам Отдела всякое движение денежных средств прекратилось, а сам Отдел фактически прекратил какую-либо деятельность. Полагает, что бездействием управления нарушено право заявителя на справедливое судебное разбирательство, неотъемлемым элементом которого является право на исполнение судебного решения.

Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Жалоба рассмотрена без их участия.

В представленных в материалы дела письменных возражениях на апелляционную жалобу УФК по Курганской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Курганской области от 11.01.2019 по делу №А34-13121/2017 с Отдела в пользу ООО «Тандем» взысканы 17889027,87 руб. – основной долг, 142800 руб. – судебные расходы на оплату экспертизы, 112445 руб. – судебные расходы на оплату госпошлины, а всего 18144272,87 руб. На основании этого решения 10.04.2019 выдан исполнительный лист серии ФС №0025605268.

Указанный исполнительный лист 15.04.2019 предъявлен взыскателем к исполнению в УФК по Курганской области.

17.04.2019 УФК по Курганской области уведомило Отдел о поступлении названного исполнительного документа, одновременно сообщив о необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

В ответ на указанное уведомление 29.04.2019 Отдел предоставил в управление информацию о том, что: источником формирования задолженности являются средства бюджета Шумихинского района; задолженность относится на следующие коды бюджетной классификации: основной долг по договору в сумме 17889 027 руб. 87 коп. – 166-0701-0210180010-414; госпошлина в сумме 255 245 руб. – 166-0701-0210180010-831.

Также 29.04.2019 Отдел направил в Финансовый отдел Администрации Шумихинского района запрос-требование о выделении ассигнований для оплаты по решению Арбитражного суда Курганской области от 11.01.2019 по делу №А34-13121/2017 по приведенным выше кодам бюджетной классификации.

16.07.2019 УФК по Курганской области направило в адрес Отдела уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушений в связи с неисполнением должником требований указанного исполнительного листа арбитражного суда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

17.07.2019 УФК по Курганской области направило в адрес ООО «Тандем» уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с истечением 16.07.2019 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа.

ООО «Тандем», полагая, что УФК по Курганской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения исполнительного документа, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, пришел к выводу об отсутствии со стороны управления незаконного бездействия.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 318 АПК РФ предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

В силу статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 этого Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Поскольку в настоящем случае должником по рассматриваемому исполнительному документу является Отдел, обладающий статусом муниципального казенного учреждения, исполнение решения Арбитражного суда Курганской области от 11.01.2019 по делу № А34-13121/2017 производится в порядке, предусмотренном для обращения взыскания на средства местного бюджета.

Порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений установлен статьями 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Статьей 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1).

В соответствии со статьей 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2). Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 3). При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 4). Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5). Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6). При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, в рассматриваемой ситуации лицевые счета должника – Отдела открыты в УФК по Курганской области, в связи с чем исполнительный документ правомерно предъявлен этому органу к исполнению 15.04.2019.

17.04.2019 (то есть в срок, установленный пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ) управление уведомило Отдел о поступлении исполнительного документа, одновременно предложив представить в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа (в порядке части 3 статьи 242.5 БК РФ).

В ответ на это уведомление Отдел 29.04.2019 (то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ) предоставил информацию об источнике формирования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.

В этот же день, в связи с отсутствием соответствующих объемов финансирования расходов для исполнения судебного акта, в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ, Отдел направил в Финансовый отдел Администрации Шумихинского района запрос-требование о выделении ассигнований для оплаты долга по решению суда.

Учитывая, что должником соблюдены требования пункта 3 статьи 242.5 БК РФ и нарушений требований подпункта 6 статьи 242.5 БК РФ не допущено, ранее истечения трехмесячного срока со дня поступления исполнительного документа для выделения должнику бюджетных ассигнований от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств местного бюджета в порядке пункта 4 статьи 242.5 БК РФ управление не имело оснований для приостановления операций по расходованию средств на всех открытых у него лицевых счетах должника.

16.07.2019 (то есть по истечении указанного трехмесячного срока) управление в порядке пункта 7 статьи 242.5 БК РФ приостановило операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушений в связи с неисполнением должником требований указанного исполнительного листа арбитражного суда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Поскольку требования исполнительного документа не исполнены осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника приостановлено до настоящего времени.

17.07.2019 управление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ уведомило ООО «Тандем» о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с истечением 16.07.2019 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа.

Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, предусмотренные законом действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, Управлением совершены в полном объеме. Возможность совершения каких-либо иных действий, связанных с организацией исполнения исполнительного документа, бюджетным законодательством не предусмотрена.

Оценивая доводы заявителя, судом первой инстанции установлено, что с момента предъявления исполнительного листа взыскателем в управление и до приостановления управлением операций по расходованию средств на лицевых счетах должника денежные средства на лицевые счета должника по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению рассматриваемого исполнительного документа, не поступали. Фактическое расходование средств, на которое обращает внимание заявитель, производилось по лицевым счетам Отдела по иным кодам бюджетной классификации, списание средств с которых в целях исполнения рассматриваемого исполнительного документа противоречит целевому назначению статей расходов бюджета. После даты прекращения осуществления операций по расходованию денежных средств по всем лицевым счетам должника (16.07.2019) какие-либо операции, помимо операций, поименованных в качестве исключения в пункте 7 статьи 242.5 БК РФ, не производились.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии со стороны УФК по Курганской области незаконного бездействия при исполнении требований рассматриваемого исполнительного документа. Неисполнение требований этого исполнительного документа до настоящего времени (на что ссылается податель апелляционной жалобы) не является следствием неправомерного поведения управления, а обусловлено отсутствием на лицевых счетах Отдела необходимых для погашения задолженности денежных средств.

Податель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что после 18.07.2019 Администрацией создано новое структурное подразделение со схожим наименованием, которому открыты новые лицевые счета в федеральном казначействе, тогда как по лицевым счетам Отдела всякое движение денежных средств прекратилось, а сам Отдел фактически прекратил какую-либо деятельность.

Между тем, вопросы законности создания Администрацией нового структурного подразделения и фактического прекращения деятельности Отдела выходят за пределы настоящего спора, так как не имеют отношения к действиям УФК по Курганской области по исполнению требований рассматриваемого исполнительного документа. В этой связи доводы заявителя в указанной части судом не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, ввиду недоказанности наличия со стороны управления незаконного бездействия при исполнении требований исполнительного листа серии ФС №0025605268, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 11.06.2020 по делу №А34-11376/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тандем» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: П.Н. Киреев

А.П. Скобелкин