АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5818/17
Екатеринбург
22 сентября 2017 г.
Дело № А34-11682/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
при ведении протокола помощником судьи Маркарян Ж.С., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу администрации города Кургана (далее - администрация) на решение
от 20.04.2017 по делу № А34-11682/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (далее – учреждение) – ФИО1 (доверенность
от 05.09.2017).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области (далее - ТУ Росимущества в Курганской области) обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением к администрации о признании недействительным постановления от 25.05.2016 № 3452 «О резервировании земель для муниципальных нужд для строительства автомобильной дороги по улице Мальцева на участке от улицы Алексеева до улицы Мостостроителей» (далее – постановление администрации от 25.05.2016 № 3452) в части указания в приложении 2 земельных участков с кадастровыми номерами 45:25:020407:64, 45:25:020407:24.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.04.2017 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.07.2017 (судьи Пирская О.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, поскольку об оспариваемом постановлении
ТУ Росимущества в Курганской области стало известно при рассмотрении дела № А34-7426/2015, постольку, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом пропущен. Между тем администрация отмечает, что копия оспариваемого постановления находилась в открытом доступе. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что апелляционной коллегией исключены из мотивировочной части судебного акта по делу № А34-7426/2015 выводы суда первой инстанции о том, что объекты на спорных участках являются единым недвижимым комплексом.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, чтоземельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:64 площадью 1 670 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, мкр. 3, в 40 м восточнее жилого дома № 21, и земельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:24 площадью 2 430 кв. м, расположенный по адресу: <...> в 45 м восточнее жилого дома № 21, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы в постоянное (бессрочное) пользование учреждению (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2017 № 45/201/17/2017-3743, от 16.03.2017 № 45/201/17/2017-3837).
На земельном участке с кадастровым номером 45:25:020407:64 площадью 1 670 кв. м расположена временная автостоянка, в том числе здание сторожки 5,5 кв. м (Лит. А), замощение - 1 637 кв. м (Лит. II), забор (Лит. I), а на земельном участке с кадастровым номером 45:25:020407:24 площадью 2 430 кв. м - автостоянка N 1, в том числе здание гаража, сторожки 22,9 кв. м (Лит. А, А1), замощение - 2 377 кв. м (Лит. II), забор (Лит. I), уборная (лит. I).
На данные сооружения как объекты недвижимого имущества зарегистрированы право собственности Российской Федерации и право оперативного управления учреждения (свидетельства о государственной регистрации права от 11.08.2010 серии 45 АА 144068 , от 15.12.2009 серии 45 АА 032239, от 01.04.2013 серии 45 АА 571407, от 06.11.2009серии 45 АБ 448903).
Постановлением администрации от 30.03.2016 № 1951 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 138 979 кв. м, с местоположением <...> на участке от ул. Алексеева до ул. Мостостроителей, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.
Постановлением администрации от 25.05.2016 № 3452 в целях строительства автомобильной дороги по ул. Мальцева на участке от
ул. Алексеева до ул. Мостостроителей зарезервирован для муниципальных нужд сроком на 7 лет земельный участок с кадастровым номером 45:25:000000:27022 площадью 138 979 кв. м в соответствии со схемой резервируемых земель (приложение 1).
Данным постановлением утвержден перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных полностью или частично в границах резервируемых земель (приложение 2).
В данный перечень земельных участков помимо прочих включены, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:64, расположенный по адресу <...> в 40 метрах восточнее жилого дома № 21; земельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:24, расположенный по адресу Курганская область, г. Курган, в 45 метрах восточнее жилого дома № 20.
Постановление администрации от 25.05.2016 № 3452 опубликовано в городской газете города Кургана «Курган и курганцы» от 28.05.2016 № 57.
Полагая, что постановление администрации от 25.05.2016 № 3452 в части указания в приложении 2 земельных участков с кадастровыми номерами 45:25:020407:64, 45:25:020407:24, противоречит действующему законодательству, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Таким образом, резервирование земель может быть осуществлено только в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может носить произвольный характер.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (далее - Положеник), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2)строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
По смыслу ст. 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование.
В свою очередь, положениями п. 11 ст. 154 Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ), предусмотрен специальный порядок передачи имущества, в том числе земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований.
В связи с чем, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы в муниципальную собственность в целях их дальнейшего использования для муниципальных нужд только с соблюдением правил, установленных п. 11 ст. 154 Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ. Нормы ст. 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в указанном случае применению не подлежат. В этой связи органы местного самоуправления не вправе принимать в соответствии с указанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации решения о резервировании расположенных в пределах территории соответствующих муниципальных образований земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен.
Данная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 № 9987/11 по делу № А76-2990/2010-21-268/22-315.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе постановление администрации
от 25.05.2016 № 3452, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:020407:64, 45:25:020407:24 резервируется в целях строительства автомобильной дороги; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2017 № 45/201/17/2017-3743, от 16.03.2017 № 45/201/17/2017-3837, содержащие сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и передаче их в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.12.2011 № 9987/11, суды пришли к верному выводу о том, что спорные земельные участки не могут быть зарезервированы для муниципальных нужд, в том числе для строительства автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные ТУ Росимущества в Курганской области требования о признании недействительным постановления от 25.05.2016 № 3452 «О резервировании земель для муниципальных нужд для строительства автомобильной дороги по улице Мальцева на участке от улицы Алексеева до улицы Мостостроителей» в части указания в приложении 2 земельных участков с кадастровыми номерами 45:25:020407:64, 45:25:020407:24.
Довод администрации о пропуске ТУ Росимущества в Курганской области срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд обоснованно указал на то, что из материалов дела следует, что об оспариваемом постановлении заявителю стало известно при рассмотрении дела № А34-7426/2015 в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде, то есть 12.09.2016
(т. 1 л.д. 10). Доказательств обратного заявителем в нарушение
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению. Кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.04.2017 по делу № А34-11682/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кургана – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Э. Рябова
Судьи С.В. Лазарев
А.А. Столяров