Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5101/22
Екатеринбург
30 сентября 2022 г.
Дело № А34-11975/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» (далее – общество «Курганавтотранс») на решение Арбитражного суда Курганской области
от 03.02.2022 по делу № А34-11975/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество «Курганавтотранс» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее – Департамент), выразившегося в нарушении пункта 9.1 части 9, части 10 статьи 3 Решения Курганской городской Думы от 18.04.2012 № 77 (далее – Решение № 77), подпункта 2 пункта 24 Главы 3, пунктов 41 и 42 Главы 5 раздела III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 № 5044 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане» при рассмотрении заявления общества «Курганавтотранс» в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане»
Решением суда от 03.02.2022 (судья Леонова Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Курганавтотранс» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на бездействие Департамента в части не принятия решения об отказе в выдаче разрешения по причине несоответствия требованиям Административного регламента поданного им заявления в рамках муниципальной услуги, что является нарушением части 10 статьи 3 Решения № 77. Общество «Курганавтотранс», направляя обращение о согласовании макета рекламы, полагало, что в случае несоответствия заявления установленной форме, Департамент возвратит заявление либо откажет в его рассмотрении, однако Департамент направил ответы на обращения, в которых не возражал в размещении рекламной конструкции, что послужило основанием для размещения материала.
Как следует из материалов дела, 28.05.2019 в Департамент поступило обращение общества «Курганавтотранс» с требованием согласовать макет рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала.
Общество «Курганавтотранс» 13.06.2019 повторно обратилось в Департамент с уточненным заявлением о согласовании макета рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала, которые состоят из перфорированной самоклеящейся пленки типа «ОРАКАЛ» с приложением фотоматериала с цветным эскизным изображением рекламной конструкции.
Департамент по результатам рассмотрения указанных заявлений направил письмо от 25.06.2019 № 3402-А; 3769-А, в котором не возражал в оформлении витражей фасада здания автовокзала перфорированной пленкой в соответствии с прилагаемыми к обращению фотоматериалами.
Соответствующая отметка имеется на фотоматериале, приложенном к заявлению - штамп Департамента «Согласовано» за № 151 датированного 27.06.2019 и подпись специалиста, рассматривавшего заявление.
Однако, не получив какую-либо информацию о результатах рассмотрения данных заявлений, предусмотренную пунктом 9.1 части 9, части 10 статьи 3 Решения № 77, подпунктом 2 пункта 24 Главы 3, пунктами 41 и 42 Главы 5 раздела III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 № 5044 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане», общество «Курганавтотранс» оспорило бездействие Департамента в арбитражном суде.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не установили оснований для признания незаконным бездействия Департамента.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.
В силу части 9 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Статьей 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) определен перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местного самоуправления.
В статье 16 Закона № 131-ФЗ установлен перечень вопросов местного значения городского округа, который, ввиду отсутствия указания на наличие иных вопросов, является исчерпывающим.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Под благоустройством территории городского округа понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Правила благоустройства территории города Кургана утверждены решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 № 52, пунктом 16 статьи 5 которых предусмотрено, что типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Кургана, и требования к таким рекламным конструкциям устанавливаются постановлением Администрации города Кургана. Размещение рекламных конструкций осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с правилами выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденными решением Курганской городской Думы.
Статьей 3 Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденных Решением
№ 77 установлен порядок оформления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с вышеуказанными Правилами лица, заинтересованные в установке рекламных конструкций, обращаются в Департамент с заявлением установленной формы (приложение № 1 к Правилам) (подпункты 3, 4 статьи 3 Решения № 77).
В заявлении указываются сведения о заявителе, территориальном размещении, технических параметрах и внешнем виде рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
К заявлению прилагаются:
4.1. документы, удостоверяющие личность заявителя - физического лица (копия паспорта гражданина Российской Федерации); Департамент запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Заявитель по собственной инициативе имеет право представить в Департамент указанные сведения;
4.2. подтверждение в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе, а соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, Департамент запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе (пункт 4.2 в редакции Решения Курганской городской Думы от 27.03.2019 № 55);
4.3. фотомонтаж с цветным эскизным изображением рекламной конструкции в предполагаемом месте размещения рекламной конструкции с указанием размеров, примерный образец которого утверждается постановлением Администрации города Кургана (пункт 4.3 в редакции Решения Курганской городской Думы от 28.06.2017 № 116);
4.4. схема размещения рекламной конструкции с привязкой на местности с указанием расстояния до других рядом стоящих объектов (знаков дорожного движения, зданий, сооружений и т.д.);
4.5. проект рекламной конструкции (в отношении отдельно стоящих рекламных конструкций и фасадных рекламных конструкций, размещаемых выше уровня пола 2-го этажа).
Согласно пункту 9.1 части 9 статьи 3 Решения № 77 рекламные конструкции и места их размещения согласовываются в установленном законодательством порядке, в том числе с Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено Департаментом заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов (часть 10 статьи 3 Решения №77).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 Главы 3 раздела III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 № 5044 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и. эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане» предоставление муниципальной услуги включает в себя, в том числе принятие решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо решения об отказе в выдаче разрешения.
В пункте 41 Главы 5 раздел III указанного выше Постановления указано, что результатом административной процедуры является принятие должностным лицом Департамента решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктом 42 Главы 5 раздел III Постановления определен способ фиксации результата выполнения административной процедуры: оформленное разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Выдача собственнику или иному указанному в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законному владельцу соответствующего недвижимого имущества либо владельцу рекламной конструкции разрешения на ее установку и эксплуатацию производится после оплаты государственной пошлины (пункту 12 статьи 3 Решения № 77).
Подпунктом 105 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 5 000 руб.
В соответствии с пунктами 14, 15 Решения № 77 осмотр проводится в течение двух месяцев после выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По результатам осмотра составляется акт приемки рекламной конструкции.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что общество «Курганавтотранс» за выдачей разрешения на установку рекламной конструкции в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане» не обращалось, требования части 4 статьи 3 Решения № 77 не были соблюдены, к заявлению не приложены все необходимые документы, государственная пошлина не оплачена.
Как верно отмечено судами нижестоящих инстанций, Департамент, предоставляя ответ от 25.06.2019 на обращение от 27.05.2019 о согласовании макета рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала об отсутствии возражений, действовал в рамках своих полномочий, предусмотренных Правилами благоустройства территории города Кургана.
Обязанности действовать в рамках выполнения муниципальной услуги, предусмотренной постановлением Администрации города Кургана
от 17.07.2012 № 5044 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане» и Решением № 77 у Департамента не возникло, так как поданное обществом «Курганавтотранс» письмо о согласовании макета рекламы нельзя квалифицировать как заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Довод общества о том, что Департамент должен возвратить заявление либо отказать в рассмотрении в рамках муниципальной услуги, ввиду несоответствия установленной форме, рассмотрен судами и правомерно отклонен ввиду того, что поданное обществом «Курганавтотранс» письмо о согласовании макета рекламы нельзя квалифицировать как заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, в связи с отсутствием надлежащего оформления указанного заявления, отсутствия приложенных к нему всех необходимых документов.
На поданное обществом «Курганавтотранс» обращение, Департаментом был дан ответ, в связи с чем, у судов обеих инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанции, общество «Курганавтотранс» не было лишено возможности обратиться с соответствующим заявлением в установленной форме и приложением необходимых документов. При этом, как указано самим обществом «Курганавтотранс» и следует из материалов дела, спорное заявление не соответствует установленной форме.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм права, подлежащих применению к настоящему спору, в совокупности обстоятельств дела, и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судам на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 по делу № А34-11975/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Е.А. Кравцова
Е.О. Черкезов