ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-14759/2020
г. Челябинск
19 января 2021 года
Дело № А34-12937/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2020 по делу № А34-12937/2020.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Визмедиа» (далее - ООО «Визмедиа», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление № 438) ограничения касаются проведения проверок во взаимодействии с проверяемыми лицами. В свою очередь деятельность органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не является формой проверки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Визмедиа» зарегистрировано 29.05.2006 в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1067746634680, присвоен ИНН: <***>.
04.10.2013 Управлением заинтересованному лицу выдана лицензия № 24421 (л.д. 33-35) на радиовещание радиоканала.
Из справки о результатах систематического наблюдения по лицензии № 24421 (далее - Справка, л.д. 27-32) следует, что в результате анализа записей эфира за период с 07.09.2020 по 13.09.2020, предоставленной Управлением по Курганской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Уральском федеральном округе, на основании сведений о выходе в эфир «заставок», свидетельствующих о трансляции радиоканала, установлено, что лицензиат ООО «Визмедиа» распространяет в эфир радиоканал «Радио Юмор» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ45-00130 от 14.02.2012 учредитель ООО «Визмедиа») и радиоканал «Юмор FM» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-66583 от 21.07.2016 учредитель ООО «Юмор ФМ»). Вместе с тем, установлено, что 07.09.2020 в 14:47:08 и в 15:47:35 выходит в эфир радиопередача «Хорошая погода» общей продолжительностью 1 мин. 30 сек. Выходы радиопередач сопровождаются выходными данными «Радиоканал «Юмор FM-Курган». Информационная продукция радиоканала предназначена для детей старше 12 лет» и «Радиоканал «Юмор FM-Курган». Для детей старше 12 лет».
Таким образом, выявлены признаки нарушения статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 в части «Несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала».
За данное правонарушение предусмотрена ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом подготовлены проекты уведомлений о составлении протоколов об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Визмедиа» и должностного лица.
Согласно акту систематического наблюдения № А-45/5/21 от 25.09.2020 (л.д. 25-26) при проведении систематического наблюдения выявлено несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала (статья 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025), за что частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
08.10.2020 по факту выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом Управления в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 21-22).
Протокол об административном правонарушении № А-45/5/21 от 25.09.2020 в соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлен Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Визмедиа» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Визмедиа» состава вменяемого правонарушения, однако установил нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) установлено, что телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Управлением 04.10.2013 заинтересованному лицу выдана лицензия № 24421 (л.д. 33-35) на радиовещание радиоканала сроком действия до 08.06.2014 (продлен на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения) от 27.05.2014 № 130-смк до 08.06.2024).
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для ООО «Визмедиа» обязательным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона о СМИ перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:
1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);
2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;
3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона;
4) распространение лицензиатом сообщений и материалов, созданных и (или) распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, с указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;
5) обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).
Пунктом 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» (далее также - Положение № 1025), установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, среди которых вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала, соблюдение объемов вещания (подпункт «а» пункта 4 Положения).
Статьей 60 Закона о СМИ установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации влечет, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ООО «Визмедиа» распространяет в эфир радиоканал «Радио Юмор» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ45-00130 от 14.02.2012 учредитель ООО «Визмедиа») и радиоканал «Юмор FM» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-66583 от 21.07.2016 учредитель ООО «Юмор ФМ»). Вместе с тем, 07.09.2020 в 14:47:08 и в 15:47:35 выходит в эфир радиопередача «Хорошая погода» общей продолжительностью 1 мин. 30 сек. Выходы радиопередач сопровождались выходными данными «Радиоканал «Юмор FM-Курган».
Указанный факт подтверждается Справкой, справкой о результатах анализа записей эфирной частоты 106, 2 МГц г. Шадринск Курганской области за период с 00 часов 00 минут 07.09.2020 по 23 часа 59 минут 59 секунд 13.09.2020 (л.д. 36-43), актом систематического наблюдения ООО «Визмедиа» № А-45/5/21 от 25.09.2020, протоколом об административном правонарушении № АП-45/5/411 от 08.10.2020.
Нарушение требований, установленных пунктом 4 Положения № 1025, пункта 9 статьи 31 Закона № 2124-1, выразившееся в указании при вещании передачи «Хорошая погода» на канале «Юмор FM» выходных данных радиоканала, отсутствующего в выданной ООО «Визмедиа» лицензии образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае общество не представило как доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения вышеуказанных нормативных положений при осуществлении радиовещания, так и доказательств того, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне его контроля.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем, судом первой инстанции установлено нарушение порядка проведения проверок, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, поскольку основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили результаты проведенного систематического наблюдения в отношении ООО «Визмедиа» в порядке Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), включенного в План деятельности Управления в 2020 году (т.1, л.д. 64-67).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438), установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только: а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления; б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего постановления; в) плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 2).
Пунктом 5 указанного постановления установлено, что положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.№alog.ru/) ООО «Визмедиа» является микропредприятием и внесено в названный реестр 01.08.2016.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного надзора в области связи.
Согласно статье 2 Закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 2 Закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, к формам государственного контроля относятся проведение проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Следовательно, систематическое наблюдение (в данном случае обследование) является самостоятельным, наряду с проведением проверок, видом государственного надзора за деятельностью организаций, указанное свидетельствует о несостоятельности доводов Управления о том, что мероприятия по систематическому наблюдению не входят в сферу применения Закона № 294-ФЗ.
В отношении указанного вида государственного контроля (надзора) каких либо исключений, либо возможности их проведения Постановлением № 438 не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Постановление № 438, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, устанавливает особенности осуществления именно государственной контроля (надзора), муниципального контроля, т.е. устанавливает особенности для всех видов контроля (надзора), к которым также относятся мероприятия по систематическому наблюдению, а не только, как полагает Управление, к формам и видом проверок. Постановление № 438 указывает виды контроля, которые могут быть проведены в отношении лиц, указанных в пункте 1 постановления.
Частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Поскольку заявителем общества проведено систематическое наблюдение, которое является видом государственного контроля, реализация которого, в соответствии с Постановлением № 438 в 2020 году не допустима, судом первой инстанции верно установлено, что действия административного органа, осуществленные в ходе проверки общества, совершены с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ, поэтому результаты такой проверки не могут являться основанием для привлечения проверенного лица к административной ответственности.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2020 по делу № А34-12937/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи Н.А. Иванова
А.П. Скобелкин