ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-14234/16 от 12.09.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5313/17

Екатеринбург

15 сентября 2017 г.

Дело № А34-14234/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Токмаковой А. Н., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ИНН: 4501034600, ОГРН: 1024500530548); (далее–Департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 по делу № А34-14234/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу.

В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:

Департамента – Дудко А.В. (доверенность от 09.01.2017 № 3),

Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее- УФК по Курганской области) – Печенков С.В. (доверенность от 28.12.2016).

Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к УФК по Курганской области о признании недействительным и отмене представления от 03.11.2016 № 43-45-16/45-6923 в части п. 1 и 2 (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением суда от 20.03.2017 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 (судьи Столяренко Г.М., Матвеева С.В., Сотникова О.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права, а также не применение норм права, подлежащих применению.

В обоснование жалобы Департамент указывает, что п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень условий предоставления и расходования субсидий, указанное постановление не содержит положений об обязательном направлении средств субъекта Российской Федерации получателям субсидии в текущем году - когда она была предоставлена из федерального бюджета.

Заявитель жалобы ссылается на то, что по состоянию на 01.08.2016 обязательства 2015 г. по выполнению условий соглашения от 19.02.2015 № 190/17-с исполнены в полном объеме, Курганской областью соблюдено процентное соотношение уровня софинансирования к сумме средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета в 2015 г. На момент вынесения представления Департаменту не требовалось что-либо устранять в соответствии с ним, поскольку все было выполнено до вынесения представления.

Департамент также считает, что оспариваемое представление не соответствует требованиям законности, конкретности и исполнимости, предъявляемым к ненормативным актам, нарушает права и законные интересы Департамента и Курганской области, поскольку дает Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) основания для применения мер бюджетного принуждения к Департаменту.

В отзыве на кассационную жалобу УФК по Курганской области выразило согласие с принятыми по делу судебными актами, считает их законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения..

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Курганской области от 14.07.2016 № 351 в соответствии с Планами контрольной работы Федерального казначейства и УФК по Курганской области на 2016 г. в период с 14.07.2016 по 08.09.2016 должностными лицами УФК по Курганской области в отношении Департамента проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в 2015 г.; оказание государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» в 2015 г. Проверяемый период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 и вынесено представление от 03.11.2016 № 43-45-16/45-6923. В представлении указано на выявление в ходе проверки следующих нарушений бюджетного законодательства, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:

1) неправомерное использование средств федерального бюджета в сумме 652 921 руб., выразившееся в предоставлении субсидий из областного бюджета, источником которых являлись средства из федерального бюджета, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур за фактически не произведенные затраты (отсутствие посевных площадей сельскохозяйственных культур) в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Тем самым нарушены положения подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 (далее – Правила № 1431), п. 2 Порядка предоставления в 2015 г. субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 16.02.2015 № 31, п. 1.2 соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета от 05.03.2015, от 10.03.2015.

2) не соблюдение условий предоставления субсидий, выразившихся в несоблюдении Курганской областью уровня софинансирования на сумму 46 726 292 руб.: сумма средств межбюджетного трансферта в размере 498 863 866 руб., предоставленного из федерального бюджета в 2015 г. по соглашению N 190/17-с от 19.02.2015, израсходована сверх уровня осуществленного софинансирования в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в том числе: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства (животноводства), переработки и реализации продукции растениеводства (животноводства) в рамках подпрограмм «Развитие отрасли растениеводства (животноводства), переработки и реализации продукции растениеводства (животноводства)»; на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие отрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Тем самым нарушены положения п. 1.3, 2.2.1 соглашения № 190/17-с от 19.02.2015, подпункта «б» п. 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее - Правила № 1460), подпункта «б» п. 4 Правил № 1431.

В представлении содержатся требования о рассмотрении информации об указанных нарушениях и принятии мер по их устранению, а также причин и условий таких нарушений; указано, что о результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Курганской области до 03.12.2016.

Не согласившись с вынесенным в его адрес представлением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Как следует из акта проверки, в соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 16.02.2015 № 31, Департаментом и сельскохозяйственными товаропроизводителями заключены соглашения на предоставление в 2015 г. субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии за счет средств федерального бюджета.

Из представленных форм федерального статистического наблюдения № 1-фермер за 2015 г., представленных получателями субсидий, следовало, что посевные площади по факту завершения посевных работ составили менее площади, предусмотренной условиями соглашений. В соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов и соглашений о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители произвели возврат бюджетных средств, полученных в качестве субсидий, на счет Департамента до конца 2015 г. Однако, шести получателям субсидий указанные денежные средства в сумме 652 921 руб. были возвращены Департаментом.

Суды, руководствуясь подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, которым утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 497, которым утверждена государственная программа Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2014-2020 годы», Правилами № 1431, установив, что соответствующая сумма не была возвращена Департаментом в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2016, правомерно посчитали установленным факт нарушения им правовых норм, указанных в п. 1 оспариваемого представления.

Отклоняя доводы Департамента о том, что возвращенные получателями субсидии в сумме 652 921 руб. были перечислены обратно названным лицам в результате технической ошибки; в связи с окончанием финансового года Департамент не имел возможности получить указанные денежные средства и вернуть их в федеральный бюджет до 01.01.2016; до вынесения представления указанная сумма возвращена в бюджет, апелляционный суд обоснованно отметил, что в силу специального статуса Департамента как субъекта бюджетных отношений, не имеет правового значения, по какой причине произошло соответствующее нарушение, тот факт, что денежные средства не были возвращены в федеральный бюджет, по причинам, не зависящим от ответчика, не доказан. Кроме того, оснований считать, что перечисление денежных средств получателям субсидий произошло в результате технической ошибки, не имеется с учетом того, что такое перечисление, подлежащих возврату в федеральный бюджет денежных средств как неиспользованных, произведено Департаментом в адрес нескольких лиц в разные даты. Возвращение Департаментом спорной суммы в федеральный бюджет до вынесения представления вышеуказанные выводы в отношении допущенного нарушения не опровергает. Учитывая, что нарушение имело место быть, представление по данному факту принято правомерно.

В целях реализации государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Курганской области (высший исполнительный орган) в лице директора Департамента заключено соглашение от 19.02.2015 № 190/17-с о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и дополнительные соглашения к нему.

В соответствии с подп. «б» п. 4 Правил № 1431 одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ.

Как следует из акта проверки, субсидии из федерального бюджета по соглашению № 190/17-с от 19.02.2015 предоставлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации своевременно и в полном объеме. Департаментом, в свою очередь, средства субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета, в сумме 498 863 866 руб. израсходованы в 2015 г. в отсутствие требуемого софинансирования за счет средств бюджета Курганской области в размере 46 726 292 руб.

Установив данные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения, указанного в п. 2 оспариваемого представления.

Судами отмечено, что в соответствии с соглашением от 19.02.2015 № 190/17-с и приложениями к нему субсидии из федерального бюджета выделялись в целях софинансирования расходных обязательств Курганской области на 2015 г., соответственно, субъект Российской Федерации должен был исполнить расходные обязательства за счет выделенных субсидий и собственных средств, соответствующих объему выделенных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в 2015 г. Из вышеуказанного соглашения, Правил предоставления субсидий, в том числе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, обратное не следует.

Указание в п. 2.2.1 соглашения, что Департамент также осуществляет финансирование неисполненных обязательств прошлого года, вышеуказанные выводы судов не опровергает. Как верно отмечено апелляционным судом, соответствующее положение означает, что субсидии могут выделяться и расходоваться в текущем году на финансирование неисполненных обязательств предыдущего года, но не подлежат толкованию таким образом, что Департамент, израсходовав выделенные ему из федерального бюджета в соответствующем году денежные средства, вправе достигать требуемого уровня софинансирования за счет средств регионального бюджета в следующем году.

Доводы Департамента об устранении на момент вынесения представления выявленных нарушений судами рассмотрены и отклонены. При этом суды указали, что устранение нарушителем последствий выявленных нарушений на момент вынесения представления не является препятствием для его вынесения.

Судами также признан несостоятельным довод Департамента о несоответствии представления требованиям законности, конкретности и исполнимости и нарушении данным актом его прав и законных интересов в виде бесспорного списания денежных средств в сумме 62 668 900 руб. из регионального бюджета.

При этом суды обосновано указали, что оспариваемое представление не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности. При этом меры ответственности к Департаменту при вынесении представления не применялись. Взаимосвязь между вышеуказанным взысканием и оспариваемым представлением не доказана. Бесспорное взыскание денежных средств произведено на основании приказа Минфина России, а не принятого УФК по Курганской области представления.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Суд округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 по делу № А34-14234/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи А.Н. Токмакова

Е.А. Кравцова