АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5335/18
Екатеринбург
04 октября 2018 г.
Дело № А34-15217/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2018 по делу № А34-15217/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения культуры «Гагарьевское культурно - досуговое объединение» (далее - учреждение) штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года в сумме 2 500 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2018 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (судьи Иванова Н.А., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Пенсионный фонд в кассационной жалобе приводит довод о том, что учреждением представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, что, по мнению управления, свидетельствует о необходимости применения в отношении страхователя положений ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждением в установленный законом срок в пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года в отношении 6 застрахованных лиц. Позднее, 07.08.2017, учреждением представлены сведения с типом «дополняющая» за тот же период. Далее учреждением представлены сведения с типом «отменяющая» в отношении 1 застрахованного лица (ФИО1).
В связи с обнаружением ошибки, в представленных сведениях по форме СЗВ-М и раздела 6 формы РСВ-1 пенсионным фондом в адрес учреждения направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда за отчетный период декабрь 2016 года, дата формирования уведомления - 24.07.2017. Указанное уведомление получено учреждением 24.07.2017, о чем имеется отметка в уведомлении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления актов от 10.08.2017 № 055S18170003026, от 10.08.2017 № 055S18170003058, от 10.08.2017 № 055S18170003027, от 09.08.2017 № 055S18170002990, от 09.08.2017 № 055S18170002982 и принятия соответствующих решений (от 22.09.2017 № 055S19170003161, от 22.09.2017 № 055S19170003168, от 22.09.2017 № 055S19170003163, от 21.09.2017 № 055S19170003156, от 21.09.2017 № 055S19170003155) о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. за каждый период.
На основании указанных выше решений управлением выставлены требования от 16.10.2017 № 055S01170139578, от 16.10.2017 № 055S01170139584, от 16.10.2017 № 055S01170139579 об уплате финансовых санкций, которые учреждением не исполнены, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении спора суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных управлением требований.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), в соответствии с п. 34 которой, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее - письмо Пенсионного фонда № КА-09-25/13379), если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, что исходные сведения учреждением представлены в установленный законом срок, впоследствии по которым учреждением самостоятельно выявлены недочеты и устранены. При этом соответствующие ошибки выявлены и исправлены до составления актов и принятия решений.
С учетом изложенного формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку и устранив ее, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений за тот же период, что допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99.
Все доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2018 по делу № А34-15217/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Т.П. Ященок
О.Л. Гавриленко