ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-17961/2021 от 24.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7932/22

Екатеринбург

29 января 2024 г.

Дело № А34-17961/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,

при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобуУправления Федерального казначейства по Курганской области (далее – УФК по Курганской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2023 по делу № А34-17961/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании в Арбитражном суде Курганской области приняли участие представители:

Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – Департамент строительства) – Бражнов В.В. (доверенность от 25.12.2023, паспорт, диплом);

Департамента финансов Курганской области (далее – Департамент финансов) – Дроздова Д.Ю. (доверенность от 24.04.2023, паспорт, диплом);

УФК по Курганской области – Печенов С.В. (доверенность от 09.01.2024, удостоверение, диплом).

Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области (далее – УЖКХ Администрации Шадринского района) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления УФК по Курганской области от 28.10.2021 № 43- 45-14/45-86.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент строительства, общество с ограниченной ответственностью «Арагацстрой» (далее – ООО «Арагацстрой»), Государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Курганской области» (далее – ГКУ «УКС Курганской области»), Департамент образования и науки Курганской области (далее – Департамент образования), Межрегиональный филиал Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в городе Екатеринбурге, Департамент финансов.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2022 решение Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично, пункт 4 оспариваемого представления признан недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФК по Курганской области просит названные судебные акты отменить в части признания недействительным пункта 4 оспариваемого представления управления, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель в жалобе указывает на то, что государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», государственная программа Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики» не предусматривали на момент софинансирования расходов Шадринского района таких целей, как создание 35 новых мест для воспитанников детского сада, а также строительства (реконструкции) спортивной площадки для занятий спортом на открытом воздухе в с. Канаши Шадринского района. Считает, что при наличии необходимости для Шадринского района в создании дополнительных 35 новых мест для воспитанников, а также строительства (реконструкции) спортивной площадки, расходы на данные цели должны были производиться за счет иных средств (например, средств местного бюджета либо средств софинансирования, направленных на соответствующие цели), не относящихся к средствам субсидии, выделяемой из федерального и областного бюджетов местным бюджетам на реализацию мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. По мнению УФК по Курганской области, средства субсидии в сумме 49 497 750 руб. 47 коп., в том числе, за счет средств субсидии из федерального бюджета в размере 48 459 277 руб. 66 коп., выделенные по соглашению от 21.05.2019 № 37638000-1-2019-010 на строительство объекта «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» на создание новых 155 мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, использованы на цели, не соответствующие именно их целевому использованию. Полагает, что в рассматриваеммо случае имеет место нарушение положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), выразившееся в направлении бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, что представляет собой нецелевое использование бюджетных средств. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

В отзывах на кассационную жалобу Департамент финансов, Департамент образования, Департамент строительства просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, УФК по Курганской области в соответствии с приказом от 20.07.2019 № 611 «О назначении внеплановой выездной проверки Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области» (в редакции приказа от 01.09.2021 № 730) и на основании требования Прокуратуры Курганской области от 12.08.2021 № 7-15-2021/484- 21-20370001 в отношении УЖКХ Администрации Шадринского района в период с 26.07.2021 по 17.09.2021 проведена внеплановая выездная проверка по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Курганской области субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Период указанной проверки: с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В ходе контрольного мероприятия выявлены и в акте внеплановой выездной проверки от 17.09.2021 отражены нарушения, и менно:
1. В нарушение статьи 70, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1.1, 2.8, 2.9, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, заключенного с ООО «Арагацстрой» на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - муниципальный контракт от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01), в 2020 году приняты и оплачены фактически невыполненные объемы работ на объекте: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - объект) за счет средств субсидии из федерального бюджета на сумму 195 723 руб. 72 коп. (по КБК 136 0702 04 0 Е1 52300 414) на основании актов о приемке выполненных работ ф. КС-2 (далее - акты КС-2): от 04.06.2020 № 19.2 на сумму 85 443 руб. 97 коп., от 04.06.2020 № 19.3 на сумму 22 985 руб. 43 коп., от 24.07.2020 № 20.13 на сумму
87 294 руб. 32 коп., что является неправомерным расходованием (без правовой основы) средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - субсидия). 2. В нарушение части 1 статьи 72 БК РФ, подпункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон
№ 44-ФЗ), пунктов 4.1, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052- 0094007-01 на основании актов КС-2: от 04.06.2020 № 19.2, акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3, акт КС-2 от 24.07.2020 № 20.13 произведена приемка фактически не выполненных работ на дату приемки на объекте на сумму 195 723 руб. 72 коп., что привело к дополнительному расходованию средств субсидии и уменьшению объема выполненных работ для муниципальных нужд, а именно отсутствовали на объекте: 1) «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 20» в объеме 58 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 25» в объеме 22 шт., «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: сталью, оцинкованной» в объеме 2,42 квадратных метра, «Детали защитных покрытий конструкций тепловой изоляции трубопроводов: из стали тонколистовой оцинкованной толщиной 0,55 миллиметров, криволинейные» в объеме 2,9524 квадратных метра, «Изоляция изделиями из вспененного каучука, вспененного полиэтилена трубопроводов наружным диаметром до 160 миллиметров трубками» в объеме 156 метров, «Теплоизоляция Стенофлекс-400 тип С толщиной 13 мм для трубы d = 20 мм» в объеме 140,4 метра, «Теплоизоляция Стенофлекс-400 тип С толщ. 13 мм для трубы 6 = 25 мм» в объеме 70 метров, «Изоляция трубопроводов: матами из стеклянного штапельного волокна» в объеме 0,94 кубических метров, «Маты теплоизоляционные из стекловолокна URSA, марки: М-25-6000-1200-80» в объеме 2,2888 кубический метр, «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: стеклопластиками РСТ, тканями стеклянными» в объеме 13,53 квадратных метров, «Стеклопластик рулонный марки: РСТ-А-Л-В» в объеме 15,6948 квадратных метров на общую сумму 85 443 руб. 97 коп. (акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.2); 2) «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 32» в объеме 1 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 25» в объеме 29 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 20» в объеме 15 шт., «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: сталью оцинкованной» в объеме 1,92 квадратных метра, «Детали защитных покрытий конструкций тепловой изоляции трубопроводов: из стали тонколистовой оцинкованной толщиной 0,55 миллиметра, криволинейные» в объеме 2,3424 квадратных метра, «Изоляция трубопроводов: матами из стеклянного штапельного волокна» в объеме 0,19 кубических метров, «Маты теплоизоляционные из стекловолокна URSA, марки: М-25-6000-1200-80» в объеме 0,2736 кубических метра, «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: стеклопластиками РСТ, тканями стеклянными» в объеме 2,93 квадратных метров, «Стеклопластик рулонный марки: РСТ-А-Л-В» в объеме 3,3988 квадратных метров на общую сумму 22 985 руб. 43 коп. (акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3); 3) бетонные столбы в количестве 38 шт. на сумму 87 294,32 руб. (акт КС-2 от 24.07.2020 № 20.13). На момент окончания контрольного мероприятия (17.09.2021) УЖКХ Администрации Шадринского района устранены несоответствия видов и объемов работ по актам КС-2: от 04.06.2020 № 19.2, акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3 на общую сумму 108 429,40 руб., что подтверждается актом визуального осмотра видов и объемов работ на объекте по муниципальному контракту от 09.10.2018 № 0143300053918000052- 0094007-01 от 16.09.2021.
3. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пунктов 1, 3 статьи 306.4 БК РФ в 2020 году допущено нецелевое использование средств субсидии из федерального бюджета на общую сумму 48 459 287 руб. 66 коп. (по КБК 136 0702 04 0 Е1 52300 414), выразившееся в оплате денежных обязательств за счет средств субсидии по муниципальным контрактам, подлежащих финансированию по другим кодам классификации расходов бюджета, а именно: 10 452 215 руб. 74 коп. израсходованы на оплату выполненных работ по строительству помещений в объеме 7348 м3 для воспитанников детского сада на 35 новых мест по адресу: Шадринский район, с. Канаши, ул. Саши Долгих, 3а, то есть связанных с реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного образования и обеспечением деятельности дошкольных образовательных организаций (следовало по КБК 136 0701 02 2 Р2 52320 414) или за счет средств областного и местного бюджетов; 38 007 071 руб. 92 коп. израсходованы на оплату выполненных работ по строительству (реконструкции) спортивной площадки (стадиона) для занятий спортом на открытом воздухе работ по отдельному адресу: Шадринский район, с. Канаши, ул. Лесная, 13, то есть связанных с созданием в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом (следовало по КБК 136 0702 02 2 Е2 50970 414) или за счет средств областного и местного бюджетов. 4. В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пунктов 2, 3, 4 статьи 264.1 БК РФ, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 70 Инструкции от 28.12.2010 № 191н, пунктов 18, 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» от 31.12.2016 № 256н, пункта 140 Инструкции 162н, допущено нарушение требований к бюджетному учету за 2020 год, в том числе к составлению бюджетной отчетности за 2020 год, которое привело к искажению информации об обязательствах (искажение показателя бюджетной отчетности не более, чем 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей), выразившееся в отражении принятых бюджетных обязательств по факту и в сумме принятых денежных обязательств – 92 460 328 руб. 93 коп., следовало в сумме бюджетных обязательств, принятых в результате заключения муниципальных контрактов на строительство объекта - 94 506 384 руб. 93 коп., а именно: показатель по строке КБК 136 0702 040Е152300 в разделе 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» в графе 7 «Принятые бюджетные обязательства» отчета о бюджетных обязательствах (форма 0503128) по состоянию на 01.01.2021 отражен в сумме 92 460 328 руб. 93 коп., следовало отразить 94 506 384 руб. 93 коп., то есть занижен на сумму 2 046 056 руб. (или 0,1 % по строке), из них средства субсидии - 2 003 129 руб. 75 коп. 5. В нарушение части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 3.2 муниципального контракта от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Вира» (далее – ООО «Вира») на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения (далее - оборудование) УЖКХ Администрации Шадринского района несвоевременно (с просрочкой на 184 дня, следовало до 04.02.2020, фактически 07.08.2020) произвело оплату поставленного оборудования по указанному муниципальному контракту платежным поручением от 07.08.2020 № 766943 в сумме 559 773 руб. 73 коп.

По результатам указанной проверки казначейством в отношении УЖКХ Администрации Шадринского района выдано представление от 28.10.2021, в соответствии с которым необходимо: 1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений (пункты 1 - 5) в срок до 31.03.2022.

2. Устранить нарушение путем выполнения ООО «Арагацстрой» фактически невыполненного объема работ на объекте, с предоставлением копий документов, подтверждающих факт выполнения работ, или путем взыскания денежных средств с ООО «Арагацстрой» в сумме 87 294 руб. 32 коп. (пункт 1) в срок до 31.03.2022.

3. Взысканные средства в сумме 87 294 руб. 32 коп. перечислить в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 1).

4. Восстановить средства субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 48 459 287 руб. 66 коп., путем перечисления в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 3) в срок до 31.03.2022.

Полагая, что указанное представление является недействительным, нарушает права и законные интересы, УЖКХ Администрации Шадринского района обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанции исходил из соответствия оспариваемого представления положениям действующего законодательства.

Отменяя обжалуемые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрении, суд кассационной инстанции указал на недостаточную обоснованность суждения о возможности или невозможности осуществления спорных строительных работ в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9, муниципальной программы «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Шадринском районе на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Шадринского района от 03.12.2015 № 948, и реализации показателя регионального проекта «Созданы новые места в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа» в количестве 155 мест, применительно к проектной, сметной документации, требованиям строительных норм и правил, а также документации, поданной Правительством Курганской области в рамках соответствующей заявки в Министерство образования и науки Российской Федерации. Суд округа пришел также к выводу, что установленные в ходе проверки казначейством факты того, что предусмотренные федеральной, областной и муниципальной программой цели субсидии для достижения которых выделялись средства федерального бюджета: «создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа – 155 мест», достигнуты, не получили оценку. Судом кассационной инстанцией указано на то, что судами также не дана оценка правомерности оспариваемого представления в части нарушений, выразившихся в нарушении требований к бюджетному учету за 2020 год, в том числе, к составлению бюджетной отчетности за 2020 год, которое привело к искажению информации об обязательствах, а равно в оплате с просрочкой на 184 дня поставленного оборудования по муниципальному контракту от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенному с ООО «Вира» на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения, при том, что представление от 28.10.2021 № 43-45-14/45-86 оспорено управлением в полном объеме.

При новом рассмотрении дела, суды частично удовлетворили заявленные требования, признав недействительным пункт 4 оспариваемого представления, обоснованно исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 части 9 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с этим Федеральным законом, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

Таким образом, с учетом правильного применения норм материального права, суды верно заключили, что Федеральное казначейство и его территориальные органы являются уполномоченными органами, которые в соответствии с БК РФ и Федеральным законом № 44-ФЗ осуществляют непосредственный контроль в сфере закупок.

Как следует из материалов дела, в пункте 4 оспариваемого представления УЖКХ Администрации Шадринского района содержится указание на необходимость восстановить средства субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 48 459 287 руб. 66 коп., путем перечисления в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 3) в срок до 31.03.2022.

Установив отсутствие нарушения, вмененное в оспариваемом пункте названного выше представления УЖКХ Администрации Шадринского района , суды обеих инстанций признали его несоответствующим нормам действующего законодательства, материалам дела, обоснованно исходили из следующего.

Условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - субсидия на создания новых мест) закреплены в Правилах предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Об образовании» (далее – Правила № 1642).

Правилами № 1642 установлены следующие условиями представления субсидий на создание новых мест: а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации; б) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы, включающей в себя одно или несколько мероприятий, предусмотренных пунктом 2 этих Правил; в) заключение соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

В целях повышения эффективности реализации Государственной программы «Развитие образования» пунктом 11 Правил № 1642 установлены следующие обязательства субъекта Российской Федерации: а) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае отсутствия такой документации – типовой проектной документации для объектов образовательных организаций из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия; б) обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с заявкой и прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в подпункте «г» пункта 5 данных Правил; в) направление субсидии на софинансирование расходов субъекта Российской Федерации на проведение строительства, приобретение (выкуп), капитальный ремонт или реконструкцию не менее одного здания (пристроя к зданию) общеобразовательной организации в рамках региональной программы для решения задач по переводу обучающихся в односменный режим обучения, переводу обучающихся из аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта, а также по обеспечению зданий общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания, необходимыми видами благоустройства, в том числе санитарно-гигиеническими помещениями указанных зданий; г) неиспользование субсидии на строительство, приобретение (выкуп), капитальный ремонт зданий и реконструкцию (пристроя к зданию) общеобразовательных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет иных средств федерального бюджета; д) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за объектами строительства, приобретения (выкупа), капитального ремонта и реконструкции, на софинансирование расходов которых направляется субсидия в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил № 1642 предусмотрена возможность предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

Судами из материалов дела установлено, что создание новых мест, а также обязательства, предусмотренные пунктом 11 Правил № 1642, выполнены в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Государственная Программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» утверждена постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 (далее - Государственная программа).

Подпрограммой «Развитие общего образования» к Государственной программе к объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций, в том числе создание в общеобразовательных организациях условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и правилам и требованиям комплексной безопасности, включая обеспечение соблюдения лицензионных условий деятельности образовательных организаций отнесено строительство пристроя к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области с предусмотренным объемом финансирования.

Согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинасирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», заключенному 10.02.2019 между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Курганской области (далее - Соглашение) уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, на который стороны возлагают функции по исполнению (координации исполнения) данного Соглашения и представлению отчетности, является Департамент строительства.

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Курганской области субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству просвещения Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 Е1 52300, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Современная школа», одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Согласно пункту 2.1 общий объем бюджетных ассигнований на достижение результатов регионального проекта составил 217 731 633 руб.

Типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, определены в статье 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 273-ФЗ), согласно которой в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения; 4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. Часть 4 указанной статьи регламентирует, что общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным, общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Судами установлено, что созданные 35 мест для воспитанников, получающих дошкольное образование, созданы в общеобразовательной организации, в которой в качестве основной цели деятельности является реализация программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, что соответствует типологии образовательных организаций, закрепленной Федеральным законом № 273-ФЗ, поскольку образовательная организация вправе также осуществлять образовательную деятельность по иным видам образовательных программ, основным и дополнительным.

Судами установлено также, что информация о сведениях об основном виде деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Канашская средняя школа» (далее - МКОУ Канашская СОШ) содержится в выписке из ЕГРЮЛ (по коду ОКВЭД ред.2): 85.14 - Образование среднее общее.

С учетом установленного, при правильном применении указанных выше норм, суды обоснованно посчитали, что МКОУ Канашская COШ является именно общеобразовательным учреждением, реализующим в качестве дополнительного вида деятельности программы дошкольного образования.

Оценим Устав образовательной организации, утвержденный постановлением Администрации Шадринского района от 20.07.1998 № 260, лицензию, выданную на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ по следующим видам образования: «Общее образование» и «Дополнительное образование», судами сделали правильный вывод о том, что «детский сад» является структурным подразделением образовательной организации.

Обратного материалы дела не содержат и казначейством суду не представлено.

Между тем, поскольку тип образовательной организации определяется по основной цели ее деятельности, суды обоснованно заключили о неправомерном отнесении части расходов по объекту капитального строительства «Пристрой к общеобразовательной организации с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - объект) в части расходов по созданию дошкольных мест на раздел 0701 «Дошкольное образование» произведено на основании типологии образовательных организаций, закрепленной статьей 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

Как верно посчитали суды, отражение расходов по целевой статье, предусматривающей расходы на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» противоречит целям предоставления субсидии, так как проектно-сметной документацией предусмотрено создание новых, а не дополнительных мест для детей младшего дошкольного возраста, то есть ясельных групп.

Целью предоставления субсидии является создание новых мест в общеобразовательных организациях, исходя из прогнозируемой потребности. Однако, Правилами № 1642 предусмотрено, что субъект Российской Федерации должен использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования.

Судами верно отмечено, что в сведениях об объектах, которым планируется предоставление субсидии, указано: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района» (заявка Правительства от 08.08.2017 № 01-08-393).

Судами из материалов дела установлено, что при направлении заявки Правительством Курганской области на предоставление субсидии на создание новых мест указано, что Администрацией Шадринского района приобретена проектная документация в формате dwg, шифр 2612-12 «Средняя общеобразовательная школа на 155 учащихся в комплексе с детским садом на 35 мест в с. Нижнее, ул. Мира, д. 13, Куртамышский район», внесенная в реестр Минстроя России приказом от 21.10.2016 № 737/пр.

Таким образом, с учетом установленного, оцененного в совокупности, суды обоснованно посчитали, что при принятии решения о выделении субсидии при строительстве пристроя к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района, запланированного на создание новых мест исходя из прогнозируемой потребности, принято, что при строительстве объекта (пристроя) в соответствии с проектно-сметной документацией будет создано 155 мест для обучающихся и 35 мест для воспитанников соответствующего общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы по виду образования «Общее образование».

Как верно заключено судами, Правила № 1642 не содержат каких-либо условий, обязывающих использовать все созданные новые места только для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в первый же год, после окончания строительства, поскольку данное мероприятие рассчитано на реализацию поставленных задач на перспективу.

Материалами дела подтверждено (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2020), что объект капитального строительства «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района» введен в эксплуатацию.

Судами учтено, что результатом регионального проекта является создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.

При установленных обстоятельствах, суды сделали правильный вывод, что указанный результат Курганской областью достигнут, результат не зависит от создания дошкольных мест, так и спортивной площадки образовательной организации в виде стадиона.

Между тем, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ). Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Судами из материалов дела установлено, что в рамках исполнения муниципальных контрактов УЖКХ Администрации Шадринского района приняты и оплачены только работы, выполненные в целях, которые полностью предусмотрены проектно-сметной документацией, получившей положительные заключения государственной экспертизы; приложениями 13, 33 (таблица 112) к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; приложением 10 к Закону Курганской области от 27.12.2018 № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; постановлением Правительства Курганской области от 05.03.2018 № 44 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях в 2018 - 2019 годах»; постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 «О государственной Программе Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики»; соглашением от 10.02.2019
№ 073- 09-2019-195 между Министерством просвещения Российской Федерации и 18 А34-17961/2021 Правительством Курганской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на финансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; соглашением от 21.05.2019 № 37638000-1-2019-010, заключенному между Департаментом строительства и Администрацией Шадринского района, что в полной мере согласуется с положениями части 1 статьи 306.4 БК РФ.

Доказательства нецелевого использования средств судами из материалов дела не установлено и казначейством не представлено (статья 9, 65 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, доводами и возражениями сторон, суды пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 4 оспариваемого представления не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы УЖКХ Администрации Шадринского района.

Выводы судов, принятые по существу спора, явились следствием подробной оценки имеющейся по делу доказательственной базы, фактических обстоятельств дела, всех указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 29.11.2022.

Оснований для переоценки выводов судов в обжалуемой части, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.

Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 2 , 3, 5 представления УФК по Курганской области от 28.10.2021 № 43- 45-14/45-86 лицами, участвующими в деле, не обжалуются, соответствующие доводы в кассационной жалобе отсутствуют, в связи с чем в данной части судебные акты судом округа не пересматриваются.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм права, регулирующих спорные правоотношения, а основаны на ошибочном их толковании и сводятся лишь к переоценке выводов судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли
бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2023 по делу № А34-17961/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов

С.О. Иванова