ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-2501/2021 от 24.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10659/21

Екатеринбург

02 марта 2022 г.

Дело № А34-2501/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Суспициной Л.А.,

судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником Красовской М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича (далее – предприниматель Якимов В.И., предприниматель, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Курганской области
от 24.06.2021 по делу № А34-2501/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле № А34-2501/2021, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проведено судом округа путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Якимова В.И. – Шангина И.А. (доверенность от 11.01.2022).

Представители Департамента экономического развития предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - Департамент) явку в судебное заседание не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Предприниматель Якимов В.И. обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту, потребовав признания незаконными решений Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 07.12.2020 № 14, от 27.10.2020
№ 12, а также обязания указанной Комиссии включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана

павильонов площадью 15 кв. м и 40 кв. м по адресу: г. Курган, ул. 1 Мая, принадлежащих предпринимателю.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.06.2021
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 11.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, предприниматель Якимов В.И. обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с обстоятельствами, послужившими основаниями для принятия Департаментом решения об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов
на территории города Кургана спорных павильонов.

Так, оспаривая ссылки Комиссии при Департаменте на то, что
не допускается размещение нестационарного торгового объекта на инженерных сетях и коммуникациях, в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций, заявитель жалобы указывает, что спорные павильоны используются им
с 1998 года с разрешения Администрации города Кургана, при этом согласно представленному в дело заключению специалиста павильон площадью 15 кв. м не расположен ни на инженерных коммуникациях, ни в их охранной зоне,
а павильон площадью 40 кв. м хоть и расположен на сетях водопровода, но его эксплуатация возможна при условии выноса сетей водопровода, что также следует из письма акционерного общества «Водный союз». Указанное судами во внимание не было принято.

Оспаривая ссылки Комиссии при Департаменте на высокую плотность застройки и обеспеченность стационарными объектами торговли центральной части города, заявитель жалобы указывает, что подобное заключение
не подтверждено документально, более того, критерий плотности застройки
и обеспеченности стационарными объектами торговли в решении Курганской городской Думы от 26.11.2014 № 214 не содержится, постановление Администрации города Кургана от 19.02.2016 № 1031, на которое сослались суды, не содержит нормы, регулирующие вопрос размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.

Помимо этого заявитель жалобы указывает на несогласие с выводом судом о преюдициальном значении для настоящего дела судебного решения по ранее рассмотренному делу № А34-367/2019. Приводит в обоснование своей позиции по делу определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О, согласно которому осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования
к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Якимов В.И. 05.10.2020 (вх. № Я-271-Э) и 12.11.2020 (вх. № Я-328-Э) обратился в Департамент с заявлениями о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана принадлежащих ему павильонов 15 кв. м и 40 кв. м по ул. 1 Мая на земельных участках с кадастровыми номерами 45:25:070205:12, 45:25:070205:11.

Письмами от 27.11.2020 № Я-271-Э и от 15.12.2020 № Я-328-Э Департамент со ссылкой на решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана
от 27.10.2020 № 12 и от 07.12.2020 № 14 отказал предпринимателю
во включении в схему обозначенных павильонов, указав при этом
на недопустимость размещение нестационарных торговых объектов
на инженерных сетях и коммуникациях в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций, что имеет место быть в данном случае, а также на высокую плотность застройки и обеспеченность стационарными объектами торговли центральной части города - на основании постановления Администрации города Кургана от 19.02.2016 № 1031 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016-2021 годы».

Не согласившись с отказами Департамента, выраженными в письмах
от 27.11.2020 № Я-271-Э и от 15.12.2020 № Я-328-Э, предприниматель
Якимов В.И. обратился в арбитражный суд за защитой нарушенных прав., указав в обоснование заявленных требований, что согласно письму акционерного общества «Водный союз» от 01.02.2021 в месте нахождения остановочного комплекса, в состав которого входят павильоны, принадлежащие предпринимателю, возможен вынос существующих сетей водопровода, представил в дело заключение специалиста общества
с ограниченной ответственностью «Архстройпроект» Ковалева Ю.М.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.

Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных
с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя
в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемые отказы Департамента, выраженные в письмах от 27.11.2020 № Я-271-Э и от 15.12.2020 № Я-328-Э, соответствующими закону и нормативным актам, регулирующим вопросы размещения на территории города Кургана нестационарных торговых объектов.

При этом суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьями 1, 3 Положения о Департаменте экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы
от 26.09.2016 № 188 «О структуре Администрации города Кургана», Департамент является органом Администрации города Кургана, создан в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов; проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории города и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности.

Таким образом, суды установили, что рассмотрение обращений заявителей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана и включения их в схему относится к полномочиям Департамента.

В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 381-ФЗ).

Статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках,
в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется
в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов
с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий
и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2); схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Как выявлено судами, на территории Курганской области Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Курганской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 27.12.2010 № 115-ОД.

Согласно данному нормативному акту схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) разрабатывается и утверждается актом органа местного самоуправления Курганской области, определенного в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При разработке схемы размещения должны учитываться архитектурные, градостроительные, строительные, санитарно-эпидемиологические, экологические и противопожарные нормы и правила. Схема размещения разрабатывается с учетом мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также обращений физических или юридических лиц, имеющих намерение разместить такие объекты. Схемой размещения должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
На основании проведенного планирования уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает проект схемы размещения по форме согласно приложению к настоящему порядку. Решение о размещении нестационарного торгового объекта на территории муниципального района или городского округа и включении в схему осуществляется на основании заключения коллегиального органа, созданного при уполномоченном органе местного самоуправления. Внесение изменений в схему размещения осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год, в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 № 214 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Положение № 214).

В соответствии с частями 2, 3, 5, 7 статьи 1 Положения № 214 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается сроком на пять лет. Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов:
на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона
на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана, без проведения торгов в случае, установленном в части 2 статьи настоящего Положения.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением Администрации города Кургана от 08.02.2013 № 865 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов
на территории города Кургана, в которую были включены нестационарные торговые объекты предпринимателя Якимова В.И., а именно: под номерами 195, 196 включены места размещения нестационарных торговых объектов
по ул. К. Мяготина – ул. 1 Мая (остановочный комплекс «Детский мир», четная сторона). Впоследствии постановлением Администрации города Кургана
от 19.02.2016 № 1031 утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы.
В указанную схему места размещения нестационарные торговые объекты предпринимателя Якимова В.И. включены не были.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу № А34-367/2019 со ссылкой на пропуск срока, установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 3 Положения № 214, отказано
в удовлетворении требований предпринимателя Якимова В.И. о признании незаконным отказа Департамента в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочного комплекса «Детский мир», расположенных по адресу г. Курган,
ул. К. Мяготина – ул. 1 Мая, и обязании Департамента включить указанные нестационарные торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы, утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 № 1031.

Выявив, что обращения предпринимателя Якимова В.И. 05.10.2020
(вх. № Я271-Э) и 12.11.2020 (вх. № Я-328-Э) в Департамент с заявлениями
о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих ему павильонов также произведены с пропуском срока, установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 3 Положения № 214, суды правомерно расценили заявленные предпринимателем в рамках настоящего дела требования как направленные в числе прочего на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.

Судами также принято во внимание, что в соответствии с подпунктом 3.7 пункта 3.7 статьи 4 Положения № 214 не допускается размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях,
в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций, что имеет место быть
в рассматриваемом случае.

Учитывая, что данное требование носит императивный характер, судами обоснованно отклонены доводы предпринимателя о возможности выноса в будущем существующих сетей водопровода в месте нахождения остановочного комплекса, в состав которого входят павильоны, принадлежащие предпринимателя Якимову В.И.

Кроме того, вопреки доводам жалобы, из примечания к разделу 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 № 1031, прямо следует, что в связи с высокой плотностью застройки и обеспеченностью стационарными объектами торговли в центральной части города Кургана, нестационарные объекты торговли
по ул. К. Маркса, ул. К. Мяготина (от ул. Невежина до ул. Савельева), и др. дополнительно не размещаются.

Факт расположения нестационарных торговых объектов предпринимателя Якимова В.И. (павильонов площадью 15 кв. м и 40 кв. м)
на пересечении ул. 1 Мая и ул. К. Мяготина в промежутке от ул. Невежина
до ул. Савельева, представителями сторон оспорен не был, подтвержден схемой из программы 2GIS.

При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее законодательство не содержит требований, обязывающих органы власти включать в схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарные объекты торговли, основываясь только на инициативе собственника этих торговых объектов, суды сделали правомерный вывод о необоснованности заявленных предпринимателем Якимовым В.И. в рамках настоящего дела требований.

Вопреки доводам жалобы, оспариваемые решения Департамента нельзя признать принятыми произвольно.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что
не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570,
от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 24.06.2021 по делу
№ А34-2501/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Л.А. Суспицина

Судьи С.В. Лазарев

В.А. Купреенков