Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-869/16
Екатеринбург
21 марта 2016 г. | Дело № А34-2556/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А. ,
судей Василенко С.Н. , Гавриленко О.Л. ,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, далее – общество «Ингосстрах») на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.08.2015 по делу № А34-2556/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества «Ингосстрах» – ФИО1 (доверенность от 10.12.2015 № 4810301-51/15).
Общество «Ингосстрах» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) решения и предписания от 20.04.2015 по делу № 228.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания ЮЖУРАЛ–АСКО» (далее – общество «Страховая компания ЮЖУРАЛ–АСКО»), общество с ограниченной ответственностью «Содружество», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Волна», общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Строитель-97», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Спектр».
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.08.2015 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Арямов А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Ингосстрах» просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы просит обратить внимание, что граждане предъявленную в квитанции сумму оплачивали добровольно, нормы страхового законодательства им соблюдены, от иных страховых организаций в его адрес претензий не поступало. Общество «Ингосстрах» полагает, что в данном случае в его действиях недобросовестная конкуренция отсутствует.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, 23.06.2014 в управление поступило обращение администрации города Кургана о допущенном обществом «Ингосстрах» нарушении положений Закона о защите конкуренции, выразившемся в неправомерном включении в единые информационные листы об оплате жилищно-коммунальных услуг граждан, проживающих на территории г. Кургана, строки «Добровольное страхование» с приложением полиса «Квартирный вопрос» – договора страхования имущества и гражданской ответственности с обществом «Ингосстрах».
В управление 22.09.2014 поступило заявление общества «Страховая компания ЮЖУРАЛ–АСКО», содержащее сведения о недобросовестной конкуренции со стороны общества «Ингосстрах» при навязывании гражданам услуг по добровольному имущественному страхованию (в форме дополнительных услуг при начислении и оплате коммунальных услуг).
На основании приказа от 23.09.2014 № 235 управлением в отношении общества «Ингосстрах» возбуждено дело № 228 по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции в части получения преимуществ в предпринимательской деятельности при оказании услуг по добровольному страхованию жилых помещений и гражданской ответственности квартиросъемщиков.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением выявлено, что общество «Ингосстрах» на основании выданной Федеральной службой страхового надзора лицензии от 20.07.2010 С № 092877 является страховой компанией, предоставляющей услуги имущественного страхования и страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам.
Распоряжением общества «Ингосстрах» от 05.03.2014 № 33-р введен в действие с 01.04.2014 продукт по страхованию имущества и гражданской ответственности физических лиц «Квартирный вопрос», утвержден паспорт, типовые формы полиса, тарифные ставки по страховому продукту «Квартирный вопрос».
Между обществом «Ингосстрах» и управляющими организациями подписаны договоры об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования, в частности с обществом с ограниченной ответственностью «УО «Риск» – договор от 19.05.2014 № 31610048-99/14, с обществом с ограниченной ответственностью «УО «Волна» – договор от 01.04.2014 № 3034719-88/14, с обществом с ограниченной ответственностью «УО «Спектр» – договор от 19.05.2014 № 3160023-88/14, с обществом с ограниченной ответственностью «УК «Строитель-97» – договор от 19.05.2014 № 3165493-88/14, предметом которых является осуществление управляющей организацией (агентом) от имени и за счет общества Ингосстрах деятельности, направленной на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами с обществом Ингосстрах как со страховщиком договоров страхования определенных видов.
Согласно названным договорам об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования управляющие организации (агенты) обязались подробно и добросовестно информировать потенциальных страхователей о правилах и условиях страхования, действующих в обществе Ингосстрах, а также преимуществах заключения договоров страхования. От имени общества Ингосстрах в соответствии с правилами страхования соответствующего вида, тарифами, действующими на момент заключения договора страхования, а также другими требованиями общества Ингосстрах, отражаемыми в соответствующих распоряжениях, приказах, регламентах, информационных письмах и других документах, содержащих сведения, касающиеся заключения, изменения или прекращения соответствующего договора страхования на основании и в рамках предоставленных ему полномочий заключать с физическими и юридическими лицами договоры страхования.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр «Прогресс» (далее – общество «ЕРЦ «Прогресс») и названными управляющими организациями в свою очередь заключены агентские договоры на прием платежей абонентов, проживающих в подведомственном жилом фонде. Общество «ЕРЦ «Прогресс» осуществляет деятельность по приему денежных средств от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги в пользу поставщиков услуг, а также управляющих компаний, формирует данные единого информационного листа (квитанции на оплату коммунальных услуг).
На основании направленных управляющими компаниями в адрес общества «ЕРЦ «Прогресс» писем в единый информационный лист включена дополнительная строка «Добровольное страхование».
Управлением при указанных обстоятельствах при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства сделан вывод о том, что в рамках исполнения обязательств по договорам об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования с управляющими организациями фактически имело место безналичное перечисление страховой премии на счет общества «Ингосстрах» за вычетом вознаграждения управляющих компаний. При этом оформлялись лишь ежемесячные счет-отчеты согласно приложению № 6 к договору. Получаемый собственниками и нанимателями жилья, проживающими на территории указанных управляющих организаций, единый информационный лист об уплате коммунальных услуг включает дополнительную услугу «Добровольное страхование» и имеет прикрепленный уже заполненный бланк страхового полиса. Страховой полис защищает по полному пакету рисков на срок, составляющий 1 месяц, от пожара, взрыва, повреждения водой, механического повреждения, противоправных действий третьих лиц (кража с незаконным проникновением, грабеж, умышленные действия), стихийных бедствий, теракта. Стоимость платежа за страховой полис составляет 145 рублей.
Ежемесячная доставка единых информационных листов об оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в ведении управляющих организаций, осуществлялась привлеченными специалистами на основании соответствующих договоров путем вложения единых информационных листов в адресные почтовые ящики собственников и нанимателей жилых помещений.
Управлением в рамках рассмотрения дела проведен письменный опрос граждан и опрос через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», согласно которому 87% респондентов осознают свое право на свободный выбор страховой компании, 13% – не осознают.
С учетом названных обстоятельств управлением сделан вывод о том, что при распространении страхового полиса «Квартирный вопрос» путем включения в единый информационный лист об оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительной услуги «Добровольное страхование» общество «Ингосстрах» получает преимущества перед другими страховыми организациями при осуществлении предпринимательской деятельности за счет того, что часть собственников и нанимателей жилья вводится в заблуждение относительно обязательности оплаты такой услуги, поскольку часть собственников и нанимателей жилья (лица пожилого возраста, без соответствующего уровня знаний о страховании) воспринимают оплату такой услуги как обязательную наряду с жилищно-коммунальными платежам. Действующие нормативные акты включение в единый информационный лист информации о предоставлении каких-либо дополнительных услуг, не являющихся жилищно-коммунальными, не предусматривают. Иным страховщикам наносится ущерб в виде неполученных доходов на товарном рынке страхования имущества.
По результатам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 20.04.2015 № 228, которым общество «Ингосстрах» признано нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции.
На основании названного решения от 20.04.2015 № 228 управлением выдано предписание от 20.04.2015 № 228, которым на общество «Ингосстрах» возложена обязанность прекратить недобросовестную конкуренцию путем отмены или изменения распоряжения от 05.03.2014 № 33-р «Об утверждении и введении в действие страхового продукта «Квартирный вопрос» в части размещения информации об услуге «Добровольное страхование» и страхового полиса «Квартирный вопрос» в едином информационном листе об оплате жилищно-коммунальных услуг. Также указано на недопустимость использования технологии распространения страхового продукта «Квартирный вопрос», при которой совместно с управляющими компаниями собственникам и нанимателям жилья, проживающим на территории подведомственной управляющим компаниям, направляется единый информационный лист об оплате жилищно-коммунальных услуг с включением в него дополнительной услуги «Добровольное страхование» и прикрепленный к нему уже заполненный бланк страхового полиса.
Считая вынесенные управлением решение и предписание от 20.04.2015 по делу № 228 недействительными, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество «Ингосстрах» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов управления требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из содержания ст. 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, недобросовестной конкуренцией – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции (действующей в период возникновения спорных правоотношений) содержится открытый перечень видов недобросовестной конкуренции, на которые установлен законодательный запрет.
При этом судами правильно отмечено, что к актам недобросовестной конкуренции, запрещенным ст. 14 Закона о защите конкуренции, помимо перечисленных в ней, могут быть отнесены не предусмотренные нормами Закона о защите конкуренции действия хозяйствующего субъекта, оказывающие негативное влияние на конкуренцию, конкурента, его товары, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации путем нерыночного и иного информационного, нечестного, незаконного воздействия.
Судами установлено, что, по мнению управления, в данном случае в качестве недобросовестной конкуренции квалифицированы действия общества «Ингосстрах», выразившиеся в заключении договоров страхования имущества граждан и страхования гражданской ответственности физических лиц в г. Кургане путем включения в единый информационный лист об оплате жилищно-коммунальных услуг строки «Добровольное страхование» и последующей их рассылке с приложением страхового полиса, в принятии денежных средств от жителей города Кургана, с которыми договоры страхования надлежащим образом не заключались.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды, установив при рассмотрении спора, что общество «Ингосстрах», выступая в качестве продавца услуги страхования рассматриваемого страхового продукта, договоры добровольного страхования с собственниками и нанимателями жилья в установленном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Комплексных правил страхования имущества и гражданской ответственности, а также сопутствующих рисков, утвержденных генеральным директором общества «Ингосстрах» 19.02.2014, порядке не заключало, сделали правомерный вывод о создании в данном случае правовой неопределенности в договорных отношениях страховой организации и конкретного жителя, внесшего плату за страхование на основании счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом обществом «Ингосстрах» не исключается возможность случайной оплаты частью жителей выставленного им страховой компанией счета в отсутствие факта принятия ими страхового полиса, что также свидетельствует о неопределенности установления факта заключения договора путем вручения страхового полиса потребителю.
При этом судами с учетом п. 3 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454, ч. 7.1 ст. 155, ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о том, что включение в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг дополнительной строки по добровольному страхованию в данном конкретном случае осуществлено с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, судами отмечено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что жильцы, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в ведении перечисленных выше организаций, были уведомлены об основаниях включения в платежный документ строки о дополнительном страховании, а также о размере платы за данную услугу.
Создание вышеописанной схемы с участием управляющих организаций и единого расчетного центра общество «Ингосстрах» получило возможность вовлекать потенциальных страхователей (граждан) в договорные отношения по страхованию, получив необоснованное преимущество перед другими страховыми организациями, действующими добросовестно.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды пришли к правомерному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества «Ингосстрах» нарушений ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции и, следовательно, о соответствии вынесенных управлением решения и предписания от 20.04.2015 по делу № 228 требованиям действующего антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных обществом «Ингосстрах» требований.
Ссылка общества «Ингосстрах», изложенная в кассационной жалобе, на то, что граждане добровольно оплачивали предъявленную в квитанции сумму, была предметом рассмотрения судами, отклонившими ее как не опровергающую выводы о квалификации действий общества «Ингосстрах» как недобросовестной конкуренции.
Ссылка общества «Ингосстрах», изложенная в кассационной жалобе, на то, что в данном случае в его действиях недобросовестная конкуренция отсутствует, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы общества «Ингосстрах», изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3000 рублей.
Общество «Ингосстрах» платежным поручением от 13.01.2016 № 10184 уплатило государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы Арбитражным судом Уральского округа в сумме 3000 руб.
При таких обстоятельствах излишне уплаченная обществом «Ингосстрах» государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.08.2015 по делу № А34-2556/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" в Курганской области – без удовлетворения.
Возвратить страховому публичному акционерному обществу "Ингосстрах" в Курганской области из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.01.2016 № 10184.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Поротникова
Судьи С.Н. Василенко
О.Л. Гавриленко