Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4404/15
Екатеринбург
24 августа 2015 г. | Дело № А34-3561/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - административный орган, Департамент, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу № А34-3561/2014 Арбитражного суда Курганской области .
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Шумихинская электросеть" (далее - общество, ООО "ШЭС") - ФИО1, ФИО2;
Департамента – ФИО3
В судебное заседание также прибыл представитель АО "Курганэнерго" – ФИО4
ООО "ШЭС" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента по отказу в открытии тарифного дела, совершенных 11.03.2013, 26.04.2013, 08.05.2013, 13.05.2013, 06.03.2014, 13.05.2014, а также бездействия, выразившегося в не установлении тарифа, носящего длящийся характер (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 04.12.2014 (судья Полякова А.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Малышева И.А., Баканов В.В., Бояршинова Е.В.) решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента по отказу в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа, выраженных в письмах от 06.03.2014 по заявлению № 27 от 20.02.2014 и от 13.05.2014 по заявлению № 67 от 30.04.2014. Заявленные требования в указанной части удовлетворены. Действия Департамента по отказу в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа, выраженные в письмах от 06.03.2014 по заявлению № 27 от 20.02.2014 и от 13.05.2014 по заявлению № 67 от 30.04.2014 признаны незаконными. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Шумихинская электросеть" путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции в результате нарушения требований ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан необоснованный вывод об отсутствии оснований для применения Департаментом п. 9.1. Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178, п. 5 Регламента, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э. Заявитель жалобы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о том, что неопубликование долгосрочных параметров регулирования ООО «ШЭС» не может являться основанием для отказа в открытии дела.
Департамент оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о соблюдении ООО «ШЭС» срока для обжалования отказа департамента в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии от 06.03.2014 г. № 05-01/472, так как данное требование заявлено в порядке изменения предмета заявления 18.08.2014.
Департамент указывает на невозможность установления тарифов с 01.01.2014 г. в силу п. 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011г. №1178, согласно которому решение об установлении цен (тарифов) обратной силы не имеет.
Департамент оспаривает вывод суда о представлении ООО «ШЭС» документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности: договоров аренды имущества № 2 от 30.09.2012г., № 2 от 30.11.2012 г., № 3 от 30.11.2013г., № 3 от 30.09.2013 г., договора аренды объектов электросетевого хозяйства № 4 от 01.12.2011 г. Вместе с тем Департамент при анализе представленных ООО «ШЭС» документов исходил из того, что указанное лицо не является владельцем сетей, что явилось основанием для отказа в открытии тарифного дела.
Судами установлено, что в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам № 4-1809 от 26.03.2013 ООО "ШЭС" признано субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Курганской области. Приказом ФСТ России от 20.03.2013 № 291-э общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером N 45.1.12.
Поскольку услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию в силу ст. 2, 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 3 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, для осуществления данного вида деятельность ООО "ШЭС" необходим индивидуальный тариф.
Основанием для обращения общества за судебной защитой послужила ситуация, сложившаяся в период с 25.02.2013 по 13.05.2014, в течение которого ООО "ШЭС" шесть раз обращалось в Департамент с заявлением об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, но дело об установлении экономически обоснованного тарифа ему не было открыто.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что обществом пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование решений об отказе в открытии дела: по заявлению № 16 от 25.02.2013 отказ от 11.03.2013; по заявлению от 15.04.2013 отказ от 26.04.2013; по заявлению № 64 от 15.04.2013 отказ от 08.05.2013; на 2014 год - по заявлению № 77 от 29.04.2013 отказ от 13.05.2013, доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "ШЭС" в части признания незаконными отказов в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа, выраженных в письмах от 06.03.2014 по заявлению № 27 от 20.02.2014 и от 13.05.2014 по заявлению № 67 от 30.04.2014, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения ч. 4 ст. 198 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
ООО "ШЭС" обратилось в Департамент с заявлением от 20.02.2014 № 27 об открытии дела по установлению тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2014 (п. 6 заявления), в том числе с приложением обосновывающих документов таблицы и приложения к ним согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. Всего на 1092 листах (п. 7 заявления).
Департамент, рассмотрев представленные ООО "ШЭС" документы, 06.03.2014 принял решение № 05-04/472 об отказе ООО "ШЭС" в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и возврате расчетных материалов на доработку.
ООО "ШЭС" обратилось в Департамент с заявлением от 30.04.2014 № 67 об открытии дела по установлению тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2015 (п. 6 заявления), в том числе с приложением обосновывающих документов таблицы и приложения к ним согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. Всего на 705 листах (п. 7 заявления).
Департамент, рассмотрев представленные ООО "ШЭС" документы, 13.05.2014 принял решение № 05-01/1333 об отказе ООО "ШЭС" в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и возврате расчетных материалов на доработку.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с п. 1 ст. 23 названного Закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемого в соответствии с разд. V "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 63, 81 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, (далее - Основы ценообразования), п. 8 "Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области", утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 149 от 20.05.2003, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Курганской области утверждает Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, определяются "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила). Указанные Правила, разработанные во исполнение статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных упомянутыми выше Основами ценообразования.
В соответствии с Правилами принят "Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 № 313-э, (далее - Регламент), устанавливающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно п. 8 Правил установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Перечень случаев, в которых дело об установлении цены (тарифа) не открывается, приведен в пункте 9 названных Правил, согласно которому дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:
1)цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);
2)цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;
3)цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;
4)цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций.
Данному пункту Правил корреспондирует пункт 1 главы I Регламента.
Пунктом 9 (1) названных Правил предусмотрено также право тарифного органа отказать в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.
Аналогичные положения установлены в п. 5 Регламента.
Иных оснований для рассмотрения заявлений об установлении экономически обоснованных тарифов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вне рамок дел об установлении тарифов, названными Правилами и Регламентом не установлено.
Пунктом 27 Регламента, предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений).
Согласно пункту 26 Регламента при рассмотрении дел об установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются положения главы I данного Регламента. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 1 главы I Регламента и пункт 8 Правил № 1178), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) осуществляется на основании заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 2 главы I Регламента).
Пунктами 12, 17 Правил установлен порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил N 1178).
В силу пункта 24 Правил № 1178 и пункта 3 Регламента в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных указанными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Пунктами 25 и 26 Правил установлена процедура рассмотрения дел об утверждении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий и закреплен коллегиальный порядок рассмотрения данного вопроса, а также обязательное извещение организации, осуществляющей регулируемую деятельность, о дате, времени и месте заседания коллегиального органа, ее право не позднее, чем за 1 день до заседания, ознакомится с материалами дела, включая проект решения, а также право такой организации принимать участие в рассмотрении дела об установлении экономически обоснованного тарифа.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований, предусмотренных положениями Регламента, Правил, для принятия Департаментом решений об отказе в открытии дела об установлении тарифов по заявлениям общества № 27 от 20.02.2014 и № 67 от 30.04.2014.
Поскольку ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" № 147-ФЗ от 17.08.1995 услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий, а установленных пунктами 9, 9 (1) Правил, пунктами 1, 5 Регламента оснований для рассмотрения вопроса об установлении экономически обоснованного тарифа вне рамок дела об установлении тарифа не выявлено, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказов Департамента и о том, что нарушены права ООО «ШЭС» на участие в рассмотрении дела об установлении экономически обоснованного тарифа, на обжалование решения об утверждении (либо отказе в утверждении) тарифа, принятого в установленном законом порядке, и том, что Департаментом созданы препятствия для осуществления обществом деятельности по установленным тарифам.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции требований ч. 2 ст. 65 АПК РФ судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку вывод суда апелляционной инстанции основан на материалах дела, свидетельствующих, что Департаментом не опровергнуты представленные ООО «ШЭС» доказательства применения метода экономически обоснованных расходов. Довод о пропуске процессуального срока на обжалование отказа Департамента в связи с изменением предмета заявления отклоняется как не основанный на нормах права. Иные доводы, не относятся к существу обжалуемого судебного акта о том, что предусмотренных законом оснований для отказа в открытии тарифного дела Департамент не имел.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу № А34-3561/2014 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Н. Токмакова
Судьи Е.А. Поротникова
Е.О. Черкезов