ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-3695/2021 от 24.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4915/22

Екатеринбург

29 августа 2022 г.

Дело № А34-3695/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е. О.

при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.02.2022 по делу № А34-3695/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области приняли участие представители:

Администрации города Кургана – Овчинникова Т.С. (доверенность от 08.11.2021, паспорт, диплом); Борисова Ю.С. (доверенность от 25.05.2022, паспорт, диплом);

Муниципального казенного учреждения «Транспортное управление» – Борисова Ю.С. (доверенность от 26.01.2022, паспорт, диплом); Алешина С.А. (доверенность от 20.06.2022, паспорт, диплом);

общества с ограниченной ответственностью «КордГарант» – Шмакова Н.Ю. (доверенность от 14.04.2021, удостоверение адвоката).

Администрация города Кургана (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок (регистрационный номер в реестре 59, порядковый номер 388), наименование маршрута «Микрорайон Глинки – пос. Чистое поле – 1 микрорайон», серия 45 № 0000222, сроком действия с 01.03.2020 по 28.02.2025, выданного обществу с ограниченной ответственностью «КордГарант» (далее – заинтересованное лицо, общество «КордГарант», общество).

Определениями от 15.04.2021, 17.05.2021, 21.10.2021 судом приняты уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми заявитель просил прекратить действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок (регистрационный номер в реестре 59, порядковый номер 388), наименование маршрута «Микрорайон Глинки – пос. Чистое поле – 1 микрорайон», серия 45 № 0000250, сроком действия с 01.05.2020 по 30.04.2025, выданного обществу «Корд-Гарант».

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление» (далее – МКУ «Транспортное управление», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.02.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Администрация считает, что обозначенная совокупность нарушений, допущенных при осуществлении перевозок граждан обществом «Корд-Гарант» по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 388 является достаточной для прекращения спорного свидетельства об осуществлении перевозок.

Так, заявитель жалобы указывает на то, чтообщество «Корд-Гарант» в течение 2020 года привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ за отсутствие схемы маршрута с указанием опасных участков. При этом обществом «Корд-Гарант» совершено два самостоятельных административных правонарушения, факт нарушения был установлен разными инспекторами Курганского ТОГАДН, при осмотре двух разных транспортных средств, под управлением двух водителей. Таким образом, по мнению кассатора, указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для обращения в суд с требованиями о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок и дополнительно выявление правонарушений, кроме уже установленных, от заявителя не требовалось.

Администрация также ссылается на нарушение обществом срока представления ежеквартальных отчетов, указывает, что фактическая дата предоставления ежеквартального отчета имеется на последнем листе ежеквартальных отчетов. Вместе с тем, ежеквартальные отчеты за 4 квартал 2020 года и первый квартал 2021 года направлены обществом только после письма от МКУ «Транспортное управление».

Кроме того, кассатор указывает на наличие в действиях общества «Корд-Гарант» нарушений требований, устанавливаемых к перевозчикам, а именно – о соблюдении максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, которое составляет не более пяти процентов. Полагает, что разработка и внедрение программы «Диспетчер» с 2012 года не дает оснований сделать однозначный вывод об игнорировании указанного требования.

В возражениях на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что судами дело рассмотрено полно и всесторонне, неправильного применения норм права не допущено.

Третье лицо в судебном заседании поддержало доводы кассационной жалобы Администрации.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела,между Администрацией и обществом «Корд-Гарант» заключен договор от 23.04.2013 № 127 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана (далее – договор), согласно условиям, которого перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению перевозки пассажиров на маршруте муниципальной сети № 388 «микрорайон Глинки - пос. Чистое поле - 1 микрорайон» на период с 01.05.2013 по 30.04.2020.

По заявлению от 13.02.2020 обществу «Корд-Гарант» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок (регистрационный номер в реестре 59, порядковый номер 388), наименование маршрута «Микрорайон Глинки - пос. Чистое поле - 1 микрорайон», серии 45 № 0000222, сроком действия с 01.03.2020 по 30.04.2025.

На основании постановления Администрации от 27.04.2020 № 2459 «Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Кургана и внесении сведений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок» муниципальный маршрут регулярных перевозок № 388 «микрорайон Глинки - пос. Чистое поле - 1 микрорайон» изменен путем включения в маршрут остановки «Художественный музей им. Германа Травникова», в связи с чем, обществу «Корд-Гарант» было выдано свидетельство серии 45 № 0000250, сроком действия с 01.05.2020 по 30.04.2025, за прекращением действия которого Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия достаточных оснований для прекращения действия свидетельства, выданного обществу с ограниченной ответственностью «КордГарант».

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при

В силу части 1 статьи 19 Закона № 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок; 2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); 4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; 4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием; 5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Статьей 17 Закона Курганской области от 29.12.2015 № 135 (ред. от 27.06.2018) «О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области № 135) установлено, что прекращение или приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченным органом местного самоуправления, выдавшими данное свидетельство и карту соответствующего маршрута регулярных перевозок, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона № 220-ФЗ.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закон Курганской области № 135 уполномоченный орган местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 1, 4 и 5 статьи 11.33, части 6 статьи 12.31.1, части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно информации территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (исх. № 146 от 02.02.2021) общество «Корд-Гарант» в течение 2020 года привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ за отсутствие схемы маршрута с указанием опасных участков (постановления № 001508/45 от 06.04.2020 и № 001462/45 от 14.04.2020).

Между тем, судами из текста указанных постановлений установлено, что фактически обществом «Корд-Гарант» совершено единое многоэпизодное административное правонарушение.

В отсутствиедоказательств проведения административным органом повторных контрольных мероприятий по соблюдению заинтересованным лицом требований подпункта 1, пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7, в части наличия у водителей схемы маршрута с указанием опасных участков, принимая во внимание характер нарушений, допущенных заинтересованным лицом, оцененный судами как незначительный, о чем свидетельствует назначенное обществу наказание в виде предупреждений по постановлениям № 001508/45 от 06.04.2020 и № 001462/45 от 14.04.2020, суды правомерно заключили, что указанные обстоятельства не могут являться достаточным основанием для прекращения действия свидетельства.

Судами также дана оценка доводам Администрации, указывающим, по мнению заявителя, на наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности в связи с поступающими жалобы от жителей города Кургана по фактам проезда без остановки остановочных пунктов на маршруте № 388 «пос. Глинки- 1 микрорайон – пос. Чистое поле».

Как верно отмечено судами, статьей 29 Закона № 220-ФЗ и статьей 17 Закона Курганской области № 135, такое основание прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как наличие жалоб от пассажиров о пропуске водителями автобусов остановок не установлено.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, Администрация также указала, что согласно письму УМВД России по Курганской области от 27.08.2020 № 2455 водителем автобуса, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту № 388, Жеребовым А.А., 22.08.2020 допущен наезд на пешехода, в результате которого пешеход получил телесные повреждения.

Данное обстоятельство, по мнению заявителя, является основанием для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Закона Курганской области № 135.

Указанные доводы Администрации обоснованно отклонены судами, поскольку согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 17 Закона Курганской области № 135 основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является совершение в течение одного года двух и более дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, или по вине водителей транспортных средств, заключивших трудовой договор с перевозчиком, в случае подтверждения указанного обстоятельства письменной информацией территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Однако доказательств многократности нарушений заявителем в материалы дела не представлено, информация о дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году от 19.01.2021 № 7/200 и письмо МКУ «Транспортное управление» от 27.08.2020 № 2455 таких сведений не содержат.

Судами изучены доводы Администрации, указывающие на то, что обществом «Корд-Гарант» не были своевременно представлены отчёты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 388 за 4 квартал 2020 года (в срок до 15.01.2021) и 1 квартал 2021 года (в срок до 15.04.2021).Администрация также указала на представление отчетов с нарушением срока, и только после направления письма от 28.04.2021 от МКУ «Транспортное управление».

Как верно указали суды, статьей 37 Закона № 220-ФЗ установлена обязанность юридического лица, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

Приказом Минтранса России от 16.12.2015 № 367 «Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления» утверждена форма отчета и установлено, что отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Как следует из представленных Администрацией скриншотов экрана с почтового ящика trans feo@kurgan-citi.ru 05.01.2021, который также используется обществом «Корд-Гарант», специалистом МКУ «Транспортное управление» были направлены исходящие письма в адрес общества с ограниченной ответственностью «Транссервис». При этом входящих писем от общества «Корд-Гарант» на данный электронный ящик не поступало.

Судами из представленных заинтересованным лицом графических распечаток страниц электронного почтового ящика, использующимся обществом «Корд-Гарант», заверенных протоколом осмотра доказательств от 17.06.2021, установлено, что в первые числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информация, необходимая для формирования очередного отчета, в МКУ «Транспортное управление» заинтересованным лицом была представлена своевременно: отчёт за 4 квартал 2020 года – 05.01.2021, отчёт за 1 квартал 2021 года - 05.04.2021.

МКУ «Транспортное управление» в адрес заинтересованного лица направлено письмо № 283 от 28.04.2021 с требованием о необходимости представления ежеквартальной отчётности в трехдневный срок.

Требование МКУ «Транспортное управление» о необходимости представления ежеквартальной отчётности в трехдневный срок, содержащееся в письме 28.04.2021 № 283, исполнено обществом «Корд-Гарант» непосредственно в день его получения 28.04.2021.

Из установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что на момент обращения заявителя с настоящим заявлением в суд ежеквартальные отчеты имелись в распоряжении МКУ «Транспортное управление». Само по себе их несвоевременное представление в совокупности с вышеописанными фактическими обстоятельствами не повлекло и не могло повлечь негативных последствий, либо препятствовать в реализации обязанностей по обеспечению Администрацией города Кургана и МКУ «Транспортное управление» надлежащего транспортного обслуживания.

В силу изложенного, суды обоснованно признали указанные обстоятельства недостаточными для прекращения действия свидетельства заинтересованного лица.

Пунктом 2 части 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации).

Во исполнение указанной нормы статьей 14 Закона Курганской области № 135 установлено требование к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок о соблюдении максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, составляющее пять процентов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона Курганской области № 135 к невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествии, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в региональной навигационно-информационной системе Курганской области, а также рейсы, не выполненные в период введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Закона Курганской области № 135 неоднократное в течение одного года нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества требований, предусмотренных статьей 14 Закона № 135 является основанием для обращения уполномоченного органа местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, выдавшего свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При рассмотрении дела Администрацией не подтверждены обстоятельства, указывающие на то, что в 4 квартале 2020 года, 1-3 кварталах 2021 года обществом «Корд-Гарант» допущено нарушение требований статьи 14 Закона Курганской области № 135 о соблюдении максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, составляющего пять процентов.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено обязательное условие, при котором превышение максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, может являться основанием для прекращения действия свидетельства перевозчика – осуществление контроля за соблюдением расписания с использованием информационной системы навигации.

Частью 3 пункта 1 статьи 14 Курганской области № 135 в числе требований, предъявляемых к перевозчикам, является передача Оператору региональной навигационно - информационной системы Курганской области в режиме реального времени информации о текущем месте нахождения и параметрах движения транспортных средств, следующих по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок, фиксируемой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанных транспортных средствах.

В силу пункта 2 Положения о региональной навигационно - информационной системе Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 661, региональная навигационно - информационная система Курганской области (РНИС) представляет собой государственную автоматизированную систему, включающую информационную систему и элементы телекоммуникационной сети, предназначенной для информационно - навигационного обеспечения деятельности автомобильного транспорта на территории Курганской области с использованием технологии ГЛОНАСС/GPS в целях выполнения органами государственной власти Курганской области полномочий, установленных Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по обеспечению деятельности автомобильного транспорта.

В целях реализации, в том числе указанного положения, в 2015 году было создано АО «Региональный навигационно - информационный центр Курганской области».

Судами установлено и представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, чтомежду МКУ «Транспортное управление» и обществом «Корд-Гарант» заключено соглашение о диспетчерском сопровождении работы перевозчика на муниципальной маршрутной сети города Кургана от 01.05.2020 № 144.

Для диспетчерского сопровождения работы перевозчиков МКУ «Транспортное управление» используется программа «Диспетчер», разработанная ИП Федоровым А.В. на основании договора от 01.08.2012 № 147, то есть до введения в действие Закона № 220-ФЗ и Закона № 135, в связи с чем, формируемая отчётность в автоматическом режиме не может учитывать критерии, установленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ в соответствии с которыми к невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения (транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в региональной навигационно-информационной системе Курганской области, а также рейсы, не выполненные в период введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий.

Судами принято во внимание, что в работе программного обеспечения диспетчерского сопровождения имеют место сбои. Некорректность работы программы следует также из протокола осмотра доказательств от 24.09.2021, которым зафиксировано, что 08.09.2021 план выполнения рейсов двумя автобусами выполнен на 164 и на 133 процента. Процентное соотношение запланированных и выполненных рейсов, за 2 квартал 2021 года согласно данным отчёта, представленного обществом в МКУ «Транспортное управление» 13.07.2021, составляет 95,91%, за 3 квартал 2021 года согласно данным отчёта, представленного обществом в МКУ «Транспортное управление» 15.10.2021, составляет 95,24%. При составлении указанных отчётов обществом использованы билетно-учётные листы.

При рассмотрении дела в силу вышеизложенных обстоятельств, связанных с работой программы «Диспетчер», сформировать и представить в материалы дела согласованный расчёт участниками процесса не представилось возможным, что оценено судами как недоказанность нарушений при осуществлении обществом своей деятельности со стороны органа муниципальной власти.

Кроме того, судами обоснованно отмечено, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 № 14-П, определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.02.2002 № 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

В рассматриваемом случае суды правильно указали, что прекращение действия выданного обществу свидетельства повлечет, без достаточных к тому оснований, невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется действующая лицензия.

С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.

Доводы кассационной жалобы отклоняются по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления.

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). При этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, сделано без учета такой оценки и не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 25.02.2022 по делу № А34-3695/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи Ю.В. Вдовин

Е.О. Черкезов