ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-3922/14 от 26.02.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-774/15

Екатеринбург

26 февраля 2015 г.

Дело № А34-3922/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – казначейство, заинтересованное лицо) на решение  Арбитражного суда Курганской области   от 13.10.2014 по делу № А34-3922/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

От казначейства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседении без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление Министерства внутренних дел по Курганской области (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области             с заявлением к казначейству о признании незаконными действий, выразившихся в возвращении без исполнения письмом от 04.04.2014 № 43-18-22/18-2806 постановлений по делам об административных правонарушениях от 20.12.2012 45ВФ № 040573, от 21.12.2012 45ВФ № 040921, от 11.09.2012 45ВФ № 031054, от 11.09.2012 45ВФ № 031044, от 08.08.2012 45ВФ № 025636, от 21.11.2012 45 ВФ № 037275, от 03.10.2012 45 ВФ № 033112, от 03.08.2012 45 ВФ № 024681, от 09.08.2012 45ВФ № 026002, от 30.07.2012 45ВФ № 023775, от 17.08.2012 45ВФ № 027254, от 16.10.2012 45ВФ № 035060, а также о возложении обязанности в дальнейшем не допускать нарушений действующего законодательства, связанных с возвратом без исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении бюджетных учреждений и вступивших в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 18.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», федеральное казенное учреждение «Центр инженерно-технического обеспечения Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», государственное бюджетное учреждение «Центр ресурсного обеспечения и финансового контроля», федеральное государственное казенное учреждение «7 отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области», муниципальное казенное учреждение города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям», государственное казенное учреждение «Курганский областной центр медицины катастроф» и государственное бюджетное учреждение Курганской области «Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области».

Решением суда от 13.10.2014 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия казначейства, выразившиеся в возвращении без исполнения письмом                      от 04.04.2014 № 43-18-22/18-2806 «О возврате документов» двенадцати указанных в нем постановлений по делам об административных правонарушениях. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда               от 08.12.2014  (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе казначейство просит указанные судебные акты  в части удовлетворения заявленных требований отменить,  принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное истолкование ст. 239, 242.1 – 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неприменение  Федерального закона  от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», подлежащего применению, применение ч. 5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), не подлежащих применению, нарушение норм процессуального права,  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя жалобы, в силу требований ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации  обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится органами казначейства лишь на основании судебных актов, к числу которых постановления административного органа не относятся.

Отзыва на кассационную жалобу управлением не представлено.

Как установлено судами и  следует из материалов дела, постановлением Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел                               по Курганской области (далее – административный орган) от 30.07.2012 45 ВФ № 023775 государственное бюджетное учреждение «Центр ресурсного обеспечения и финансового контроля», привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 03.08.2012 45 ВФ                  № 024681 государственное бюджетное учреждение Курганской области «Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме                     300 руб.

Постановлением административного органа от 08.08.2012 45 ВФ                     № 025636 федеральное государственное казенное учреждение «7 отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 09.08.2012 45 ВФ                   № 026002 государственное казенное учреждение «Курганский областной центр медицины катастроф» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации                                    об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 17.08.2012 45 ВФ                       № 027254 муниципальное казенное учреждение города Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 11.09.2012 45 ВФ                     № 031044 федеральное государственное казенное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 11.09.2012 45 ВФ                    № 031054 государственное бюджетное учреждение «Центр ресурсного обеспечения и финансового контроля» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 03.10.2012 45 ВФ                       № 033112 федеральное казенное учреждение «Центр инженерно-технического обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 16.10.2012 45 ВФ                     №  035060 федеральное казенное учреждение «Центр инженерно-технического обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 21.11.2012 45 ВФ                    № 037275 государственное бюджетное учреждение Курганской области «Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме                    300 руб.

Постановлением административного органа от 20.12.2012 45 ВФ                    № 040573 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

Постановлением административного органа от 21.12.2012 45 ВФ                          № 040921 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 300 руб.

После истечения срока, установленного для добровольной уплаты штрафов указанные постановления направлены заявителем на принудительное исполнение в Курганский городской отдел судебных приставов по взысканию  с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области.

Постановлениями судебных приставов-исполнителей Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве в возбуждении исполнительных производств на основании указанных постановлений отказано.

Постановления административного органа направлены 28.03.2014 управлением для исполнения в казначейство.

В письме от 04.04.2014 №43-18-22/18-2806 заинтересованное лицо указало на непредставление исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), предусмотренных п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и возвратило документы без исполнения.

Посчитав действия казначейства незаконными, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды  первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования исходя из того, что действия казначейства являются незаконными и нарушают экономические интересы управления.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

В соответствии со ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными необходима совокупность двух условий:  их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилу ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или  срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5  названного Кодекса.

Частью 5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен бесспорный порядок исполнения постановлений административного органа о наложении административного штрафа.     

В силу ст. 7 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 данного закона.

Согласно п. 6 ст. 12 Закона об исполнительном производствеакты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов, за исключением определенных в этой норме случаев. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Кодекса.

В соответствии с п. 1-3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с  данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии                      с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 названного Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является в том числе непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи.

 Из содержания п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12               ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям               гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что ввиду отсутствия у бюджетных учреждений счетов в банках или иных кредитных организациях (доказательств обратного в дело не представлено), действия казначейства по возврату без исполнения постановлений о назначении административного наказания  являются незаконными, не соответствующими требованиям изложенных норм права.

Поскольку такой незаконный отказ нарушает экономические интересы управления как администратора источников дохода федерального бюджета                 от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (в соответствии                   с подп. 39 п. 12 Положения об Управлении Министерства внутренних дел  по Курганской области, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.04.2011 № 304), суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности обстоятельств для признания действий казначейства незаконными.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы заявителя жалобы судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и отклонены, как не соответствующие материалам дела.

Нормы материального права применены судом правильно, выводы судов  соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся                      в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу                           ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции                             не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов                                   и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2014 по делу                     № А34-3922/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Г.В. Анненкова

Судьи                                                                          Е.А. Кравцова

Т.П. Ященок