ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-4350/15 от 12.09.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5343/17

Екатеринбург

18 сентября 2017 г.

Дело № А34-4350/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.03.2017 по делу № А34-4350/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" - Аксельрод М.В. (протокол собрания учредителей N 7 от 16.10.2015);

Правительства Курганской области - Михалева С.В. (доверенность
N 01-35 от 02.11.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" (далее - заявитель, ООО "ПКФ "Лес", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области (далее - Правительство) о признании незаконным распоряжения от 23.06.2015 N 159-р "О направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов, и обязании Правительства устранить нарушение законодательства: устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПФК "Лес" в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).

Определением суда от 27.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство, Минпромторг РФ).

Решением суда от 06.03.2017 (судья Деревенко Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, признав недействительным оспариваемое распоряжение. Не согласен с выводом судов о недоказанности наличия совокупности условий для признания распоряжения незаконным. Указывает, что Правительство, вынося названный ненормативный акт, ограничило заявителя в правах на осуществление предпринимательской деятельности и реализацию инвестиционного проекта. Именно распоряжение Правительства является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных. Общество также указывает, что на территории Курганской области не могут быть ограничены права инвесторов, предусмотренные Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ
"Об инвестиционной деятельности", в том числе право, на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений.

Как следует из материалов дела, 12.08.2008 распоряжением Правительства N 315-р одобрено решение конкурсной комиссии о признании ООО "ПКФ "Лес" победителем конкурса по отбору заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, расположенных в границах Шатровского лесничества Курганской области. Утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" сметной стоимостью 458 166 000 руб. со сроком окупаемости проекта 7 лет, сроками вложения инвестиций с 1 квартала 2009 года и реализацией инвестиционного проекта с 2008 по 2010 гг.

Приказом Минпромторга России от 06.05.2009 N 383 инвестиционный проект ООО "ПКФ "Лес" "Инвестиционный проект деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (арендодателем) и ООО "ПКФ "Лес" (арендатором) 26.06.2009 заключен договор аренды лесного участка N 25-Др в целях реализации инвестиционного проекта общества, включенного в перечень приоритетных.

Распоряжением Правительства от 12.07.2010 N 235-р внесено изменение в распоряжение от 12.08.2008 N 315-р. В частности, срок вложения инвестиций установлен с 1 января 2010 года, реализация инвестиционного проекта установлена с 1 января 2010 по 31 декабря 2012 года.

ООО "ПКФ "Лес" подготовило обоснование необходимости внесения изменений в "Концепцию инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области", исходя из которого объем планируемых инвестиций снижен с 458 166 тыс.руб. до 315 113 тыс.руб., и подготовило заявку на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.

Распоряжением Правительства от 11.03.2014 N 48-р утверждена заявка ООО "ПКФ "Лес" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" с объемом инвестиций на реализацию проекта 315 113 000 руб. со сроком окупаемости проекта 55 месяцев с 1 января 2009 года.

Письмом Минпромторга РФ от 05.05.2014 N 13-1686 материалы инвестиционного проекта были возвращены в Правительство с указанием на то, что согласно представленному отчету о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта по состоянию на 31.12.2013 вместо запланированных инвестиций по концепции проекта в объеме 458,2 млн. руб., фактически инвестировано 315,1 млн. руб. Минпромторг РФ указало, что материалы инвестиционного проекта, представленные для утверждения корректировки, не отвечают требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение) и Приказам Минпромторга РФ от 10.10.2007 N 422 и от 16.12.2011 N 1755.

Минпромторг РФ предложил пересмотреть решение о корректировке проекта, так как предложенные изменения значительно ухудшают первоначальные показатели.

Отказ Минпромторга РФ в утверждении заявки на внесение изменений в инвестиционный проект, изложенный в письме от 05.05.2014 N 13-1686, был оспорен обществом в рамках арбитражного дела N А40-152249/15 Арбитражного суда города Москвы, решением которого от 15.02.2016 в удовлетворении требований было отказано. Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 N 09АП-14772/2016-АК, Арбитражного суда Московского округа от 17.08.2016 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2016 оставлено без изменения.

Распоряжением Правительства от 22.09.2014 N 263-р в связи с заключением Минпромторга РФ от 5.05.2014 N 13-1686 признано утратившим силу распоряжение Правительства от 11.03.2014 N 48-р; отказано в утверждении заявки ООО "ПКФ "Лес" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области"; утверждено предписание "Об устранении нарушений реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области". ООО "ПКФ "Лес" направлено предписание (являющееся приложением к распоряжению Правительства N 263-р от 22.09.2014), которым в срок до 31.12.2014 обществу предписано выполнить план реализации инвестиционного проекта: освоить инвестиционные вложения в сумме 458,2 млн. руб.; на 100% освоить годовые объемы производственных мощностей: вывозка древесины - 100 тыс. куб.м (не более допустимого объема изъятия древесины), пиломатериалы - 24,6 тыс. куб.м, мебельный щит - 6 тыс. куб.м, клееный брус - 12 тыс. куб.м, комплекты домов - 150 шт., древесный уголь - 5 тыс.т.; обеспечить создание 247 рабочих мест.

Распоряжение N 263 от 22.09.2014 и предписание оспорены обществом в рамках арбитражного дела N А34-7751/2014 Арбитражного суда Курганской области, решением которого от 06.10.2016 в удовлетворении требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 N 18АП-14892/2016 решение суда оставлено без изменения.

Распоряжением Правительства от 23.06.2015 N 159-р принято решение о направлении в Министерство заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "ПФК "Лес" "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ, Закон об инвестиционной деятельности). Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона N 39-ФЗ установлено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007
N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждено
Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом Минпромторга России от 06.05.2009 N 383 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ООО "ПКФ "Лес" "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Срок реализации данного инвестиционного проекта определен на период с 2008 по 2011 гг.

В соответствии с абз. 1 п. 18 Положения контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган (применительно к рассматриваемой ситуации - Правительство Курганской области). Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).

Заинтересованный орган представляет в Министерство данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта с учетом поэтапного плана его реализации, в том числе о ходе создания (завершения) и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (абз. 2 п. 18 Положения).

В силу условий абз. 3 п. 18 Положения внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Приказом Минпромторга России от 16.12.2011 N 1755 утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Порядок N 1755), согласно пункту 1 которого настоящий Порядок устанавливает процедуру внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, утвержденные в соответствии с Положением о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".

Пунктом 2 Порядка N 1755 установлено, что основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения, об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.

Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган (применительно к рассматриваемой ситуации - в Правительство).

Заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней, принимает решение об утверждении заявки или решение об отказе в утверждении заявки (п. 6 Порядка N 1755).

Пунктом 7 Порядка N 1755 предусмотрено, что Министерство в течение
14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Основания для отказа в согласовании и утверждении заявки приведены в
п. 8 Порядка N 1755, а именно: несоответствие заявки требованиям
п. 13 Положения, за исключением наличия убытков в течение последних 3 лет; вносимые изменения ухудшают первоначальные технико-экономические показатели инвестиционного проекта; наличие оснований для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, предоставленных в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта, предусмотренных
подп. "д" п. 11 Положения; нарушение заявителем условий договоров аренды лесных участков, выделенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Суды установили, что, рассмотрев распоряжение Правительства от 11.03.2014 N 48-р об утверждении заявки ООО "ПКФ "Лес" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области", согласованной с Федеральным агентством лесного хозяйства, Минпромторг РФ принял решение о возврате представленных материалов и об отказе в согласовании и утверждении заявки ООО "ПКФ "Лес", поскольку предложенная корректировка существенно ухудшала условия и показатели, установленные в утвержденной концепции инвестиционного проекта, объем финансирования инвестиционного проекта уменьшался с 458,2 млн. руб. до 315,1 млн. руб., при этом практически полностью менялись виды выпускаемой продукции, размер расчетной лесосеки оставался прежним, простой срок окупаемости уменьшался всего на 2 месяца
(с 59 до 57 месяцев). Между тем срок окупаемости проекта закончился в ноябре 2013 года.

В рамках дела N А40-152249/15 установлена законность названного решения Минпромторга РФ о возврате представленных материалов и об отказе в согласовании и утверждении заявки ООО "ПКФ "Лес" на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект, изложенного в письме Минпромторга РФ от 05.05.2014 N 13-1686 и направленного в адрес Правительства. Кроме того, установлено, что на момент рассмотрения Минпромторгом РФ распоряжения имелись основания для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, предоставленных в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта, предусмотренные подп. "д" п. 11 Положения, поскольку вносимые изменения ухудшали первоначальные технико-экономические показатели инвестиционного проекта.

В соответствии с п. 18 Положения контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган (Правительство). Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).

В силу п. 19 Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство. В случае, если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган принимает решения о направлении в Министерство заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня, а также о расторжении договора аренды лесного участка.

Министерство в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня. Подпункт "д" пункта 11 Положения предусматривает одним из оснований для выдачи предписания нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.

Судами также установлено, что 22.09.2014 обществу выдано предписание "Об устранении нарушений реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области".

В рамках дела N А34-7751/2014 установлена законность названного предписания, распоряжения N 263-р - установлено, что согласно поэтапному плану реализации инвестиционного проекта к 2011 году обществу необходимо было освоить инвестиционные вложения по лесозаготовке и деревопереработке в сумме 458 166 тыс. руб. На 100% освоить объемы производственных мощностей: вывозка древесины - 100 тыс. куб.м, производство пиломатериалов - 24,6 тыс. куб. м, мебельный щит - 6 тыс. куб.м, клееный брус - 12 тыс. куб.м, комплекты домов - 150 шт., древесный уголь - 5 т.; обеспечить создание
247 рабочих мест.

Как следует из отчета общества о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта по состоянию на 31.12.2013, инвестиционные вложения составили 315 234 тыс. руб. вместо запланированных
458 166 тыс. руб. Выполнение календарного плана нарастающим итогом, в том числе по указанным мощностям, составило 68,8%.

Неисполнение графика реализации приоритетного проекта и объемы освоения мощностей лесозаготовки и деревообработки обществом не оспаривались.

Срок исполнения предписания от 22.09.2014 истек 31.12.2014. Ходатайства о продлении срока исполнения предписания не заявлено.

Учитывая изложенное, установив, что нарушения, указанные в предписании, обществом не были устранены, суды пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение N 159-р от 23.06.2015 о направлении в Минпромторг РФ заявления об исключении проекта "Концепция инвестиционного проекта деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов принято Правительством правомерно в соответствии с нормами Положения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на их переоценку, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 06.03.2017 по делу
№ А34-4350/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПКФ "Лес" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н. Токмакова

Судьи Е.А. Кравцова

Е.О. Черкезов