ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-4409/2022 от 02.11.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5944/22

Екатеринбург

02 ноября 2022 г.

Дело № А34-4409/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.

при ведении протокола помощником судьи Карташевой С.С. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – учреждение, пенсионный фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2022 по делу № А34-4409/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель страховщика
– Касьянова О.В. (доверенность от 01.10.2021 № 54).

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис» (далее - заявитель, ООО «Энергосервис», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к учреждению о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.01.2022 № 055S19220000195.

Решением суда первой инстанции от 25.05.2022 заявление удовлетворено, оспариваемое решение Учреждения от 20.01.2022 № 055S19220000195 признано незаконным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18.07.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая следующее.

Заявитель жалобы считает, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальным сведениям о работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-М, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции. Представление сведений на застрахованных лиц, не поименованных в «исходной форме», не является корректировкой сведений, а является представлением впервые сведений о работниках за определенный отчетный период. Выявление того или иного кода ошибки влияет на факт принятия или отказа в принятии представленной страхователем исходной формы. В такой ситуации ко всему документу формируется отрицательный протокол со статусом «документ не принят». Страхователю следовало повторно представить сведения на всех
102 застрахованных лица, а не на 4 застрахованных лица.

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи заявителем направлены сведения
о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года в отношении 102 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.

11.11.2021 согласно протоколу проверки отчетности представленная страхователем форма СЗВ-М за октябрь 2021 года страховщиком не принята, в связи с выявленными ошибками с обозначением кода 50, с указанием на то, что документ не принят, в этот же день протокол отчетности был направлен в адрес заявителя.

12.11.2021 в связи с выявлением ошибок в ранее представленных сведениях заявителем страховщику представлена форма СЗВ-М за октябрь
2021 года с типом «дополняющая» на 4 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.

01.12.2021 страховщик направил в адрес страхователя уведомление о том, что отчет СЗВ-М за октябрь 2021 не сдан, было предложено в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления, устранить имеющиеся расхождения.

02.12.2021 сведения по дополняющей форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2021 года на оставшихся 98 застрахованных лиц страхователем представлен, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.

07.12.2021 страховщик направил в адрес страхователя уведомление о том, что отчет СЗВ-М за октябрь 2021 не принят, было предложено в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления, устранить имеющиеся расхождения.

07.12.2021 страхователь направил в адрес страховщика сведения
на 98 застрахованных лиц.

Поскольку сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года с типом «дополняющая» на 98 лиц представлены страхователем после истечения срока для исправления ошибок, страховщик 08.12.2021 составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18210004018.

По результатам рассмотрения материалов проверки страховщиком 20.01.2022 вынесено решение № 055S19220000195, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 49 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений СЗВ-М за октябрь 2021 года.

Заявитель, не согласившись с решением страховщика, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суды пришли к выводу о том, что ошибки выявлены и исправлены заявителем, дополняющая форма представлена страхователем до составления страховщиком акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и до вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, обозначенные в данном пункте.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция № 211н).

Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

На основании пункта 40 Инструкции № 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Привлекая страхователя к ответственности, пенсионный фонд исходил из того, что страхователем нарушен срок представления сведений
по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2021 г.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 11.11.2021 страхователем в установленный срок в адрес страховщика направлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года в отношении
102 застрахованных лица.

Согласно протоколу проверки отчетности 11.11.2021 представленная страхователем форма СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года не была принята в связи с выявленными ошибками с обозначением кода 50.

Предусмотренное пунктом 38 Инструкции № 211н уведомление
об устранении выявленных ошибках страховщиком в адрес страхователя не направлялось.

При этом из протокола проверки отчетности следует, что по результатам проверки выявлены только предупреждения, указаны два кода: «20» - предупреждение, сведения приняты; «50» - грубая ошибка, сведения не приняты; а также имеются ссылки на места ошибки только по
4 застрахованным лицам, указанных в строках отчета 19, 44, 64, 102; информация от страховщика о непринятии сведений по 98 застрахованным лицам не поступала.

12.11.2021 в ответ на протокол проверки отчетности с учетом его содержания страхователем в адрес страховщика представлена форма СЗВ-М за октябрь 2021 года с типом «дополняющая» на 4 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.

01.12.2021, 07.12.2021 страховщик направил в адрес заявителя уведомления о том, что отчет СЗВ-М за октябрь 2021 не сдан, было предложено в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления, устранить имеющиеся расхождения.

Страхователь в установленный в уведомлениях пятидневный срок 02.12.2021 и 07.12.2021, соответственно, направил в адрес страховщика сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2021 в отношении 98 застрахованных лиц, которые приняты страховщиком 02.12.2021 и 07.12.2021.

Как установлено судами, в рассматриваемом случае, страхователь, получив 11.11.2021 от страховщика протокол проверки отчетности по форме СЗВ-М
за октябрь 2021 г., где не было указано на непринятие сведений по всем
102 застрахованным лицам, а была ссылка только на сведения в отношении
4 застрахованных лиц, а также указание страховщиком двух разных кодов ошибок, допускающих как принятие сведений, так и их отклонение, добросовестно заблуждался относительно факта правильности представления сведений на 98 застрахованных лиц, направил на следующий день сведения с типом «доп» на 4 застрахованных лиц, в отношении которых и были выявлены ошибки, в дальнейшем же, при получении уведомлений от страховщика в установленный 5-дневный срок представлял все требуемые и необходимые сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2021 г., что исключает вину заявителя и допускает возможность не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Суды, проанализировав нормы действующего налогового и пенсионного законодательства правомерно отметили, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Указанные пенсионным фондом подходы и основанные на них доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.

В целом по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку общество исправило ошибку в сведениях, предоставленных в исходной форме СЗВ-М за октябрь 2021 года, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.

Иное толкование пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2022 по делу
№ А34-4409/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Н.Н. Суханова